Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №37
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Новые исследования в приоритетных направлениях развития дефектологии

Новые исследования в приоритетных направлениях развития дефектологии
Предлагаемый выпуск Альманаха продолжает публикацию материалов представляющих данные новых исследований и многолетнего практического опыта развития актуальных направлений психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) Подробнее о выпуске»

Динамика проявлений стереотипной аутостимуляции в процессе психологической коррекционной помощи ребенку с аутизмом

О.С. Аршатская
Статья посвящена актуальной теме организации коррекционной помощи при аутизме. Представлен подробный анализ начальных этапов индивидуальной психологической работы с ребенком, страдающим аутизмом. Особое внимание автор уделяет анализу качественных изменений стереотипных аутостимуляторных действий аутичного ребенка в процессе коррекции. Показано, как установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его способности к совместно-разделенному переживанию создает основу для нормализации процессов саморегуляции и существенного снижения самой потребности в стереотипной аутостимуляции.
Читать статью   Ключевые словапсихологическая коррекционная помощь при аутизме, стереотипная аутостимуляция, совместно-разделенное переживание, нормализация процессов саморегуляции при аутизме

Влияние применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации на формирование функциональной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

И.В. Леонова
Статья посвящена анализу современных подходов на формирование коммуникативных навыков детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) и освещению практического исследования в этой области. В статье подчеркивается приоритетная значимость введения средств альтернативной коммуникации, как базиса дальнейшего развития коммуникативных способностей, социализации. Предложенные в статье шкалы и алгоритмы выбора средств альтернативной коммуникации для ребенка с РАС будут полезны специалистам, работающим в системе комплексной реабилитации детей, имеющих расстройства аутистического спектра.
Читать статью   Ключевые словадовербальный период развития коммуникации, альтернативные и дополнительные средства коммуникации, АДК, расстройства аутистического спектра, РАС

Организация жизни во времени и ежедневные рутины в семьях детей с расстройствами аутистического спектра

Н.А. Мальцева
В статье описываются результаты исследования рутин и ритуалов, которые используются в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Обсуждаются особенности традиций и рутин, принятых в семьях с РАС, их качественное своеобразие.
Читать статью   Ключевые словапредставления о времени, расстройства аутистического спектра, семейные рутины

Психологический контекст сниженных состояний сознания после повреждений головного мозга

В.И. Быкова
Статья посвящена психологическим феноменам, наблюдаемым у детей после серьезных повреждений головного мозга. Описание таких психических категорий как психологический возраст, характерологические черты, эмоциональное проявление, деятельность, мотивационно-потребностная сфера позволяют создать образ сниженного состояния сознания именно в контексте психологии. Отмечено, что любая психическая функция или психологический феномен вначале проявляется в утрированном виде и, лишь потом, приобретает характер «нормальной» проявленности, адаптированной к социальному взаимодействию. Континуум восстановления сознания – это постепенное возникновение, «возвращение» всех психических феноменов их внутренней жизни. Проявления психической жизни ребенка в сниженном сознании можно увидеть, только находясь с ним в едином эмоционально-чувственном, диалоговом поле. В диалоговом пространстве ребенка можно не только наблюдать их, но и участвовать, помогать в процессе появления и выстраивания.
Читать статью   Ключевые словадети, тяжелая черепно-мозговая травма, повреждения головного мозга, сниженные состояния сознания, психологические феномены

Пример формирования произвольных движений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в условиях проектной формы обучения

О.В. Фролова
В статье представлен «продольный срез» формирования произвольных движений у детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН). Опыт исследования нескольких групп детей обобщен и описан на примере единичного случая. Раскрыты цели, условия, содержание средств, характер присвоения двигательных схем особым ребенком на каждом формирующем этапе. В качестве метода обосновано применение проектной формы обучения.
Читать статью   Ключевые словаформирование движений, двигательная активность, опосредствование, психологические средства, произвольное движение, проектная форма обучения

Чему научаются слабослышащие дети, если программы и учебники не соответствуют их особым образовательным потребностям?

С.В. Ильюшина
В статье показано, что неоправданная редукция специальных условий обучения, игнорирование особых образовательных потребностей слабослышащих школьников и попытка обучать их по программам и учебникам для слышащих сверстников приводит к неблагополучию формирования общеучебных умений к концу цикла начального школьного обучения и указывает на их неготовность к полноценному освоению содержания образования на следующей ступени.
Читать статью   Ключевые словасурдопедагогика, слабослышащие дети, общеучебные умения, особые образовательные условия, специальные условия обучения

Старшеклассники с инвалидностью и без инвалидности на подступах к инклюзивному реабилитационно-образовательному пространству вуза

В.З. Кантор, М.А. Мазур
В статье освещаются и в сравнительном плане анализируются результаты масштабного анкетного обследования, охватившего как старшеклассников с глубокими нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, так и учащихся старших классов общеобразовательных школ. В контексте расширения масштабов инклюзивных процессов в высшем образовании и в русле представлений о необходимости формирования реабилитационно-образовательного пространства инклюзивного вуза характеризуются значимые в этом отношении особенности мотивационно-потребностной сферы старших школьников с инвалидностью и без инвалидности как потенциальных субъектов инклюзивного вузовского обучения: раскрывается специфика их профессионального выбора, его мотивации и информационного обеспечения, а также определяется структура их потребностей и предпочтений в части форм получения высшего образования и специальной программно-методической поддержки образовательной деятельности в вузе.
Читать статью   Ключевые словастаршеклассники с инвалидностью; старшие школьники; инклюзивное образование, вузовское обучение; инклюзивное реабилитационно-образовательное пространство вуза; мотивация профессионального выбора; специфические потребности; адаптированная образовательная программа