Существует несколько направлений психологического изучения представлений о времени, различающихся в подходе к механизмам и факторам, обусловливающим восприятие времени человеком: физиологические, психофизиологические, социально-психологические, личностные. Исследуются восприятие физического времени, измеряемого посредством объективных показателей (часы, календарь), психологическое – субъективное переживание времени человеком, социальное – восприятие временных отношений между социальными явлениями и процессами, историческое время и др. 1. При этом большинство авторов согласно с тем, что многие особенности восприятия, связанные с точностью определения временных интервалов, ориентировкой во времени, представлением о прошлом и будущем существенным образом влияют на качество жизни и возможности социальной адаптации.
В младшем школьном возрасте отношения со временем начинают играть особую роль. Представления о времени у младших школьников начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но к моменту поступления в школу (в старшем дошкольном возрасте) сформированы не полностью. Это связано как с возрастными особенностями психических процессов, познавательной деятельностью данного возрастного периода, так и со специфическими свойствами времени как объекта психологического восприятия: его текучестью, необратимостью, отсутствием визуальных форм, относительностью словесных обозначений.
Предполагается, что уже в шесть лет дети должны иметь основу представления о времени и первые представления о хронологии. Старшие дошкольники способны адекватно оценивать временные интервалы и соотносить их со своими действиями, что отражает их способность своевременно организовывать себя. Они понимают слова, определяющие время (от более простых «вчера – сегодня – завтра» до более сложных «прошлое – настоящее – будущее» и т. д.), и последовательности событий, действий, явлений.
Считается, что к началу школьного обучения у детей должны быть полностью сформированы умения называть, различать и знать последовательность времен года, частей суток, дней недели. Ребенок должен уметь сказать, какой день был вчера, какой будет завтра, уметь определить время по часам с точностью до 1-го часа. Вместе с тем, известно, что и в младшем школьном возрасте дети еще затрудняются в установлении временных отношений и причинно-следственных связей между событиями, что, во многом связано с недостатком их жизненного опыта отношений со временем.
Этот опыт они начинают активно приобретать с поступлением в школу. В развитии представлений о времени у младших школьников большую роль играет организация учебной деятельности. Дети вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать в школу, успеть выполнить учебное задание до конца урока, вовремя приступить к выполнению домашнего задания, они привыкают к длительности урока и школьных перемен. Правильные представления о времени в ходе школьного обучения всё больше выступают как одно из первостепенных условий успешности обучения в школе. У младших школьников формируются умения ориентироваться во времени, определять его по часам, а единицы времени (секунда, минута, час, сутки) приобретают определенность и наполняются содержанием.
Формирование представлений о времени осуществляется при участии взрослых (родителей, учителей), которые вычленяют временные отрезки и устанавливают их связь с деятельностью ребенка, обозначают временные отношения и интервалы в слове, включая его в разнообразные временные ситуации. Важную роль в развитии представлений о времени играет режим дня ребенка дома.
Отдельной областью исследований может считаться изучение ритма жизни и уклада семьи, семейных традиций и ритуалов и их влияния на отдельных членов семьи. Обзоры многолетних исследований позволяют сделать выводы о том, что наличие традиций и ритуалов в жизни семьи связано положительно с уровнем родительской компетентности, удовлетворенностью браком, детско-родительскими отношениями, с уровнем адаптации детей. На разных стадиях жизненного цикла семьи предсказуемые и повторяющиеся ритуалы могут поддерживать членов семьи в меняющихся условиях и облегчать переживание стресса, например в ситуации развода 2.
Известно, насколько важно и насколько трудно создание предсказуемого ритма домашней жизни для ребенка с проблемами развития. Однако в настоящее время имеется сравнительно мало данных о качественном своеобразии рутин и ритуалов в семьях, воспитывающих детей с разными типами дизонтогенеза. Mangohig K., Cronin A. беседовали о традициях и режиме с родителями детей с РАС. В ходе обработки интервью с использованием контент-анализа выяснилось, что такие семьи обращают много внимания на режим сна (и время укладывания спать остается постоянным), но им сложнее организовать режим приема пищи, совместные ритуалы и взаимодействие вокруг них. Часть этих сложностей с точки зрения некоторых качественных исследований может быть связана с особенностями сенсорной сферы и повторяющимися формами поведения у детей с аутизмом, которые существенным образом влияют на жизнь семьи и требуют большой гибкости и выработки индивидуальных стратегий приспособления 3.
В нашем исследовании мы предположили, что семьи детей с разным типом дизонтогенеза могут придерживаться разных ритуалов и использовать разные рутины. Исследование проводилось на базе КМБ № 4, школьное отделение № 1. В исследовании приняли участие 30 младших школьников (10 детей с задержкой психического развития, 10 детей с расстройствами аутистического спектра, 10 детей с условно нормативным развитием) и их родители (10 родителей детей с задержкой психического развития, 10 родителей детей с расстройствами аутистического спектра и 10 родителей детей с типичным развитием).
В качестве метода исследования использовался авторский опросник для родителей «Представление о времени и рутины в жизни семьи», состоящий из 17 вопросов, в ходе которого выяснялось, какой режим дня существует в семье, насколько семье важно его соблюдать, часто ли возникают неожиданные изменения в расписании и как их воспринимает ребенок, как родители сами относятся к изменениям, кроме того, использовались открытые вопросы о ежедневных ритуалах (связанных с приветствием, прощанием, приемами пищи и укладыванием спать) и о семейных традициях, о распределении обязанностей в семье.
По результатам ответов опросника для родителей можно отметить следующие различия в группах.
В целом, семьи с детьми с РАС в 90 % случаев отмечают у детей трудности ориентировки во времени (времени года, суток, расписании, использовании часов и календаря). Родители детей с РАС значительно реже сообщают как о ежедневных рутинах, так и о традициях семьи.
В группе родителей детей с ЗПР описываемых ритуалов и традиций больше, но они более однообразны, чем в группе детей с типичным развитием. Родители этой группы сообщают о большом количестве семейных традиций, которые отличаются индивидуализированностью.
Родители детей с расстройством аутистического спектра видят большую необходимость в соблюдении режима и ритуалов (почти все участники отметили важность соблюдения постоянства максимальным баллом), чем группа родителей детей с задержкой психического развития. Следует также отметить и особый характер рутин в семьях детей с РАС. В основном родители указали, что ежедневные ритуалы носят характер гигиенических процедур (70 % опрошенных сказали о водных процедурах и чистке зубов как о ритуалах, связанных с укладыванием спать), в то время как в семьях детей с ЗПР ритуалы в большей степени коммуникативные и эмоциональные (собраться вместе, читать книжку, беседовать перед сном).
В семьях с детьми с расстройством аутистического спектра больше традиций, связанных с календарными праздниками, например приготовление праздничного стола и празднование всей семьей, традиция отмечать православные праздники в храме, украшение квартиры к праздникам, приготовление угощений и подарков. А в семьях детей с задержкой психического развития есть указание на конкретные семейные праздники (день рождения), и описываются некоторые традиции, связанные с празднованием Нового года – отмечать праздник всей семьей и класть подарки под елку пока дети спят. Можно отметить, что есть сходство в ритуалах приветствия и прощания, родители обеих групп целуют и обнимают детей при встрече и расставании.
В группах семей с детьми с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития у детей часто отсутствуют домашние обязанности. У трети детей с ЗПР есть обязанности по уборке игрушек, только у двух детей с РАС есть домашние обязанности (в одном случае это уход за домашним животным, в другом – обязанность убирать свою тарелку после еды).
В ряде исследований было показано, что наличие семейных ритуалов связано с более высоким уровнем родительской компетентности, помогает членам семьи лучше переносить стресс и решать повседневные задачи. Кроме того, большинство подходов отмечает большую эффективность обучения при включении отдельных его элементов в поседневные домашние дела 4. Разные семьи используют разные повседневные ритуалы. Это может быть связано с ценностями семьи, культурной идентичностью, образом жизни и другими факторами. Семьи с детьми с расстройствами аутистического спектра часто сталкиваются с трудностями в создании и поддержании общих ритуалов, основанных на взаимодействии. Однако при организованном вмешательстве и партнерском взаимодействии семьи и специалистов, возможно значительные изменения в этой сфере, оказывающие влияние на развитие представлений о времени у детей и на благополучие семьи в целом.
Автор благодарит за помощь в организации исследования Бетретдинову А.М., психолога КМБ № 4.