Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Федеративной Республике Германии / Альманах № 38 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 38 "Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования"

Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Федеративной Республике Германии

В.К. Загвоздкин АНО ДПО "Национальный институт качества образования", Москва

Согласно отчету ЮНИСЕФ 2017 г. 1, в котором проанализирована устойчивость детского развития в 41 экономически развитой стране Европейского союза и странах ОЭСР, Федеративная Республика Германия (ФРГ) занимает высокие позиции по таким показателям, как «Здоровье и психологическое благополучие среди детей до 19 лет» (4-е место), «Достойная работа и экономический рост в семьях с детьми» (6-е место), «Качество образования детей до 15 лет» (7-е место), «Отсутствие бедности среди детей до 15 лет» (8-е место), «Отсутствие голодающих среди детей до 15 лет» (8-е место), «Сокращение гендерного неравенства среди детей до 15 лет» (9-е место). По таким показателям, как «Уровень детской смертности, буллинга и насилия по отношению к детям до 19 лет» и «Отсутствие загрязнений воздуха в местах проживания детей от 0 до 19 лет», ФРГ занимает 15-е и 24-е места соответственно. Показатель «Осведомленность 15-летних детей об ответственном потреблении и производстве» не оценивался из-за недостаточности данных.

Система образования ФРГ имеет ряд исторически обусловленных особенностей, которые нужно учитывать при описании и анализе системы управления качеством. Прежде всего нужно иметь в виду, что система образования Германии устроена федеративно. После окончания Второй мировой войны немецкое общество приняло Конституцию, ограничивающую полномочия федерального центра, в частности, управление образованием перешло на уровень федеральных земель. С тех пор каждая земля имеет свое министерство и проводит свою автономную политику в области образования и культуры.

Решения федерального уровня в области образования принимаются Советом министров образования и культуры (Kultusministerkonferenz, KMK). Федеральное Министерство образования и научных исследований (Bundesministerium für Bildung und Forschung, BMBF) вопросами регулирования общего образования фактически не занимается. Однако оно инициирует и финансирует различные исследования в области образования, имеющие стратегическое значение для страны в целом.

Для детей дошкольного возраста предлагается «присмотр за детьми в течение дня» (Kindertagesbetreuung) — сокращенно «дневной присмотр» (Tagesbetreuung), а также «присмотр в течение полного дня» (Ganztagsbetreuung). Эти названия включают немецкое понятие betreuung, которое здесь используется в значении «обслуживание», «забота» и соответствуют понятию «присмотр и уход». Соответственно, организации, осуществляющие присмотр и уход, называются местами по дневному присмотру и уходу за детьми (Kindertagesstätte, или Kita). В большинстве случаев понятие Kita является синонимом общепринятого понятия «детский сад» (Kindergarten) — так мы и будем называть его в дальнейшем. Детский сад посещают дети от 3,5 до 6 лет. До 3 лет дети могут посещать организации, осуществляющие дневной уход за детьми раннего возраста. В дальнейшем мы будем называть эту систему дневным уходом.

В настоящее время в дошкольной системе ФРГ наблюдается тенденция организации присмотра и ухода в условиях «расширенной разновозрастности», когда дети раннего возраста интегрируются в группы детей детского сада.

В Германии широко распространены различные формы семейных центров и клубов, в которых дети раннего возраста могут находиться и играть друг с другом в присутствии родителей. Существуют также семейные центры, в которых наряду с присмотром и уходом за детьми семьям предоставляются дополнительные услуги. Здесь родители могут проводить свое свободное время и/или получить консультацию психолога 2. В литературе отмечается тенденция к развитию детских садов в направлении предоставления дополнительных услуг в форме семейных центров.

Под понятие «дневной уход» подпадают любые формы заботы и присмотра за детьми взрослыми вне семьи. Дневной уход рассматривается как дополнение семейному. При этом существуют различные формы поддержки семьи в виде помощи по уходу на дому. На оплату помощи такой «сиделки» семье выделяется государственное пособие.

В детские сады Германии могут приходить не только дошкольники, но и учащиеся начальных классов после завершения занятий в школе (эквивалент российской группы продленного дня). Эта услуга называется Hort (дословно переводится как «приют, прибежище, дом»). Она также имеет отношение к системе ухода за детьми, решает свою педагогическую задачу, имеет свои критерии качества и систему оценки.

Плата за дневной уход в разных землях, муниципалитетах и городах ФРГ различается. Например, максимальная плата за место в детском саду в Дюссельдорфе составляет 854 евро, в Мюнстере — 661 евро, в Реклингхаузене — 659 евро 3 в месяц. Размер оплаты зависит от места расположения в том или ином районе, возраста ребенка, количества часов его пребывания в организации, а также уровня доходов семьи.

В последние годы наблюдается отчетливая тенденция снижения платы за место в детском саду. Например, в 2018 г. в землях Рейнланд-Пфальц и Нижняя Саксония детям в возрасте от 2 лет место в детском саду предоставлялось бесплатно.

Оплату за место в детском саду можно компенсировать за счет налоговых вычетов, указав информацию о них в своей налоговой декларации.

Период дошкольного обучения детей в Федеративной Республике Германия

Право ребенка на образование в ФРГ — в отличие от многих других стран ЕС — реализуется в форме обязательного посещения школы с начальной ступени. Дошкольный уровень образования не является обязательным.

Средний возраст поступления детей в школу — 6 полных лет, хотя в каждом конкретном случае могут приниматься индивидуальные решения на основе консультаций со специалистами. Таким образом, период дошкольного образования длится вплоть до наступления 6-летнего возраста. До 2008 г. в Социальном кодексе ФРГ внимание фокусировалось на поддержке развития и воспитания детей в возрасте от 3 до 6 лет. С 2008 г. в него был добавлен закон, регулирующий поддержку семей в воспитании детей младше 3 лет.

Слово «обучение» в смысле «преподавание» по отношению к детям дошкольного возраста не применяется. Деятельное освоение ребенком природного и социокультурного мира называют термином «учение» (Lernen).

Немецкое понятие «дошкольное образование» (Vorschule — «предшкола») традиционно подразумевало предшкольную подготовку — специальные занятия в классах, которые дети могут посещать непосредственно за год до перехода в начальную школу. Однако такая система себя не оправдала и на настоящий момент от нее фактически отказались. Функции организаций, осуществляющих предшкольную подготовку, переданы детским садам.

Современная тенденция такова: адаптация к школе становится общей задачей детского сада и школы и решается ими совместно. В общем образовании реализуется принцип «преемственности снизу», поэтому адаптация растягивается на все классы начального уровня школьного обучения. В разных землях проводятся пилотные проекты кооперации детского сада и реформированной начальной школы. Цель таких проектов — к третьему классу сократить разрыв между учениками с разными стартовыми возможностями, на которые оказали влияние разные условия дошкольного воспитания.

Организационные особенности системы дошкольного образования Федеративной Республики Германия

Организационные особенности системы дошкольного образования ФРГ определяются приоритетами, обозначенными образовательной политикой страны, — это поддержка негосударственного сектора и ценность многообразия. Поддержка многообразия, закрепленная законодательно, на практике выражается, в частности, в реализации широкого спектра образовательных программ дошкольного образования разными организациями и объединениями, работающими в сфере воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Характерно, что в Социальном кодексе ФРГ первыми называются негосударственные организации — учредители детских садов. К ним относятся различные профессиональные союзы или объединения, поддерживающие ту или иную педагогическую систему: объединения фрёбель-, реджио-, монтессори-, вальдорфских педагогов (например, Международное объединение вальдорфских детских садов), объединение последователей ситуативного подхода и др., а также различные церковные объединения, не связанные какой-либо педагогической концепцией, и т. п.

Отношения между государством, родителями и учредителями регулируются сложной нормативно-правовой системой — совокупностью законов и подзаконных актов, касающихся системы воспитания, присмотра и ухода за детьми до 6 лет. В них обычно регулируются следующие положения:

  1. общественная роль детских садов («заказ общества»), в частности совместное развитие детей с нарушениями и без таковых;
  2. минимальные качественные требования, например пространственные условия, величина групп, требования к персоналу, права родителей и детей в детском саду, его финансирование, родительская плата и т. п.

Система законодательного регулирования в основном фиксирует установки в области правовых и финансовых вопросов и значительно различается в разных землях, округах и даже в разных муниципалитетах одной федеральной земли. В них определяется характер отношений между организациями, учредителями, государством, родителями и распределение ответственности — в том числе финансовой — между федеральным центром, землями, округами, районами, коммунами, учредителями и родителями 4.

Основные государственные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций в сфере дошкольного образования Федеративной Республики Германия

Правовые отношения участников системы дошкольного воспитания, присмотра и ухода на федеральном уровне регулируются книгой VIII «Помощь детям и молодежи» Социального кодекса ФРГ (Sozialgesetzbuch, SGB) 5. В соответствии с положениями данного кодекса вся область воспитания, присмотра и ухода за детьми до их поступления в школу относится к сфере ответственности государственной системы социальной поддержки — помощи детям и молодежи.

Данный кодекс последний раз обновлялся в 2008 г., когда в него был добавлен закон, регулирующий образование детей в возрасте до 3 лет. В настоящее время, согласно Социальному кодексу, актуальны следующие положения.

  1. Каждый молодой человек имеет право на содействие своему развитию и воспитанию самостоятельной и социально-ответственной личности.
  2. Уход и воспитание детей — это естественное право родителей и одновременно возложенная на них обязанность, родительскую деятельность отслеживает государство.
  3. Помощь молодежи направлена на осуществление права, указанного в пункте 1, в частности:
    • на поощрение молодых людей в их индивидуальном и социальном развитии и помощь избегать или сокращать неблагоприятные условия;
    • консультирование и поддержку родителей и других опекунов в воспитании детей;
    • защиту детей и подростков от опасностей ради их благополучия;
    • поддержку или создание позитивных условий жизни для детей, молодых людей и их семей.

Социальный кодекс направлен на создание для родителей и опекунов детей дошкольного возраста возможности выбора услуг, которые бы отвечали их желаниям и потребностям:

§ 3. Негосударственная и государственная помощь молодежи

  1. Помощь молодежи характеризуется многообразием организаций различной ценностной ориентации и многообразием содержания, методов и форм работы.
  2. Услуги осуществляются организациями негосударственной и государственной помощи молодежи. Обязательные услуги, определяемые данным документом, касаются только организаций государственной помощи молодежи.

Согласно § 22 книги VIII Социального кодекса, детские сады должны:

  1. способствовать развитию ребенка в самостоятельную и готовую к жизни в обществе личность;
  2. поддерживать и дополнять семейное воспитание;
  3. помогать родителям эффективнее совмещать работу и воспитание детей.

Для этих целей, согласно данному кодексу, организуются такие детские организации, как центры дневного ухода, в которых дети остаются на часть дня или на весь день и получают поддержку в группах. Дневной уход за детьми также может осуществляться непосредственно в их семье или в семье опекуна приходящим работником по уходу за детьми. По решению федеральной земли дошкольные организации могут работать и в других формах. Помимо помещений центра или домашних условий услуга дневного ухода может осуществляться в других подходящих помещениях.

Предназначение государственного финансирования — оказывать содействие образованию, воспитанию и уходу за ребенком, а также поддержку его социальному, эмоциональному, физическому и умственному развитию. Это достигается с помощью ориентировочных ценностей и правил. Поддержка должна оказываться с учетом возраста и уровня развития ребенка, его языковых и других способностей, жизненной ситуации, интересов и потребностей, особенностей этнического происхождения.

Для утверждения финансирования должны быть разработаны соответствующие меры по обеспечению качества поддержки детей в детских садах. Детали регулируют законы федеральных земель. Ответственными органами в системе помощи детям и молодежи являются «учредители общественной помощи молодежи» (Träger der öffentlichen Jugendhilfe, § 69 SGB VIII), именно они непосредственно отвечают за воспитание, присмотр и уход в детском саду.

Таким образом, система дошкольного воспитания ФРГ относится больше к области поддержки семьи и традиционно рассматривается как дополнение к семейному воспитанию.

«Отсутствие государства» в сфере регулирования форм и содержания работы детских садов для Западной Германии является традиционным. В шести федеральных землях до 1980-х гг. вообще отсутствовал какой-либо закон, регламентирующий работу детских садов, а те земли, в которых такие законы были приняты, не осуществляли регулирование педагогической деятельности детских садов, оставляя данную сферу ответственности за учредителями.

Начавшаяся в 1990-х гг. дискуссия о детских садах как о месте дошкольного образования, а не только присмотра и ухода, а также публикация результатов исследования PISA-2000, которая зафиксировала низкие позиции немецкого образования в международном рейтинге качества образования, подстегнули интерес общества к общему и дошкольному образованию, и ситуация стала резко меняться. Во всех землях ФРГ в сфере дошкольного образования были разработаны и приняты образовательные программы или образовательные планы различной степени детализации и объема.

Если принять во внимание традиционное отсутствие государственного регулирования в сфере дошкольного образования ФРГ, введение данных образовательных планов на законодательном уровне с требованием обязательного их соблюдения носит для немецкого общества практически революционный характер. Понятия «образовательный план» и «образовательная программа» являются собирательными понятиями, которые включают нормативные положения, описывающие профессиональные ориентиры в области педагогической работы детских садов.

На настоящий момент в ФРГ нет единой формы и названия регулирующего дошкольное образование нормативного документа, аналогичного российскому Федеральному государственному образовательному стандарту. В законодательстве разных федеральных земель в сфере дошкольного образования встречаются такие названия, как «Рекомендации», «Принципы», «Программа», «План». Использование понятия «образование», в частности в названии документа «Образовательный план», по мнению многих специалистов, также не всегда оправданно. Некоторые эксперты высказывают мнение, что в данном контексте название «Воспитательный план» будет более правильным. Понятие «образование» в Германии понимается в концепции «самообразования», то есть это то, что делает сам ребенок, в то время как понятие «воспитание» — это деятельность взрослых по удовлетворению образовательных потребностей ребенка.

Перечислим образовательные планы для детских садов всех земель ФРГ и дадим их краткую характеристику 6.

  1. Ориентировочный план образования и воспитания для детских садов и других детских дневных организаций земли Баден-Вюртемберг (Orientierungsplan für Bildung und Erziehung in baden-württembergischen Kindergärten und weiteren Kindertageseinrichtungen) (редакция от 15 марта 2011 г.). Прошел многолетний экспериментальный этап. Полученный опыт, а также результаты научного сопровождения и широкого процесса обсуждения в течение экспериментального периода способствовали дальнейшей разработке и модификации плана.
  2. Баварский план образования и воспитания детей в дневных дошкольных организациях (Der Bayerische Bildungs- und Erziehungsplan für Kinder in Tageseinrichtungen bis zur Einschulung). Цель — обеспечить постоянно меняющемуся обществу качество педагогической работы в детских садах. Включает общеизвестные факты в новый контекст, открывает новые задачи и перспективы, принимает во внимание новые научные открытия и международные события. С конца 2010 г. представлено руководство по работе с детьми до 3 лет. План доступен для свободного скачивания.
  3. Берлинская образовательная программа для детских садов и организаций по уходу за детьми (Berliner Bildungsprogramm für Kitas und Kindertagespflege). Составляет основу для работы всех берлинских детских садов. Предлагает воспитателям научно обоснованную и протестированную систему ориентиров.
  4. Принципы начального образования в детских садах земли Бранденбург (Grundsätze elementarer Bildung in Einrichtungen der Kindertagesbetreuung im Land Brandenburg). Представляют собой совместную декларацию о принципах начального образования в детских садах земли Бранденбург. Цель — обеспечить всем детям необходимые и надлежащие образовательные возможности. Принципы определяют тематически структурированные образовательные области, соответствующие образовательным навыкам детей.
  5. Рамочный план дошкольного образования и воспитания: Бремен (Rahmenplan für Bildung und Erziehung im Elementarbereich — Bremen). Цель — придать образовательной миссии конкретную форму, определить области образования и описать требования, которые должны применяться к воспитательной работе всех детских садов земли. План может быть реализован с различными педагогическими и структурными подходами организаций и учредителей. Разнообразие учредителей и концепций сохраняется.
  6. Рекомендации по организации обучения и воспитания детей в детских садах Гамбурга (Hamburger Bildungsempfehlungen für die Bildung und Erziehung von Kindern in Tageseinrichtungen). Предназначены для практической ориентации сотрудников (педагогов, консультантов, организаторов, спонсоров и других участников образовательной системы) на качественную педагогическую работу в детских садах. Стимулируют постоянное развитие, служат основой для общения с родителями о целях и содержании дошкольного образования и активного вовлечения родителей в конкретный проект.
  7. План обучения и воспитания детей от рождения до 10 лет в земле Гессен (Bildungs- und Erziehungsplan für Kinder von 0 bis 10 Jahren in Hessen). Посвященный плану сайт содержит следующую информацию: общая характеристика, профессиональное обучение, реализация на практике, техническое обслуживание, контакты, мероприятия и информация для родителей. План доступен для свободного скачивания в разделе Service — Veröffentlichungen.
  8. Концепция образования детей от рождения до 10 лет в земле Мекленбург — Передняя Померания: для работы в детских дневных организациях и организациях по уходу за детьми (Bildungskonzeption für 0- bis 10-jährige Kinder in Mecklenburg-Vorpommern. Zur Arbeit in Kindertageseinrichtungen und Kindertagespflege). Предназначена для педагогической работы специалистов в детских садах и для работников по уходу за детьми. Согласована с рамочными планами начальных школ.
  9. Ориентировочный план образования и воспитания в детских дневных дошкольных организациях земли Нижняя Саксония (Orientierungsplan für Bildung und Erziehung im Elementarbereich niedersächsischer Tageseinrichtungen für Kinder). Цель — развить базовые навыки эффективной поддержки детей в процессе освоения мира. В дополнение к основам и пониманию образования (часть I) представлены цели образования в области обучения и получения опыта (часть II). Часть III посвящена работе в детском саду, часть IV — разработке и обеспечению качества.
  10. Принципы обучения детей от рождения до 10 лет в детских садах и начальных школах земли Северный Рейн — Вестфалия (Bildungsgrundsätze für Kinder von 0 bis 10 Jahren in Kindertagesbetreuung und Schulen im Primarbereich in Nordrhein-Westfalen). Основаны на «понимании образования, которое фокусируется на индивидуальных потребностях и компетенциях детей и делает их отправной точкой для педагогической деятельности. Принципы образования содержат, в частности, описание педагогических основ и целей, организации образовательных процессов, а также десяти основных образовательных областей».
  11. Рекомендации по образованию, воспитанию и управлению качеством для детских садов земли Рейнланд-Пфальц (Bildungs- und Erziehungsempfehlungen für Kindertagesstätten in Rheinland-Pfalz plus Qualitätsempfehlungen). Рекомендации формируются с 2005 г. совместно с правительством штата, муниципальными зонтичными организациями, церквями, лигой бесплатного социального обеспечения и родительским комитетом по дневному уходу. В 2010 г. публикация рекомендаций стала общепринятой основой для обеспечения качества и развития образования в стране. Онлайн-версия рекомендаций доступна для свободного скачивания.
  12. Образовательная программа с рекомендациями для яслей и детских садов земли Саар (Bildungsprogramm mit Handreichungen für Saarländische Krippen und Kindergärten). Дневные детские организации, то есть ясли и детские сады, являются первыми учебными заведениями в дополнение к семье, где дети приобретают знания о мире и развивают социальные навыки. Чтобы все дети земли могли получить оптимальное сопровождение на пути к взрослой жизни и успешно получить первый образовательный опыт, Министерство образования и культуры совместно с Департаментом образования земли Саар и советом экспертов пересмотрело предыдущую образовательную программу. Она была дополнена работой с целевой группой детей до 3 лет, а также обновлена в основных областях. Программа доступна для свободного скачивания.
  13. Саксонский образовательный план-руководство для педагогов яслей, детских садов и групп продленного дня, а также работников организаций по уходу за детьми (Der sächsische Bildungsplan — ein Leitfaden für pädagogische Fachkräfte in Krippen, Kindergärten und Horten sowie für Kindertagespflege). План основан на последних результатах исследований и законодательных актах, имевших место в Саксонии. Саксонские детские сады предназначены для предоставления всем детям социальной и других форм поддержки, которые позволяют интегрироваться в социальную жизнь с ее трудностями. В этом контексте педагоги выполняют важную функцию, интегрируя такое понимание образования в свою профессиональную жизнь и предоставляя детям соответствующие идеи для содействия образовательным процессам, а также предоставляя места, материалы и возможности для самостоятельной занятости. При переходе от детского сада к школе эта образовательная перспектива сохраняется и включается в учебную программу как общая задача школ и детских садов.
  14. Образовательная программа для детских дневных организаций земли Саксония-Анхальт: образование — с рождения (Bildungsprogramm für Kindertageseinrichtungen in Sachsen-Anhalt. Bildung: elementar — Bildung von Anfang an). Текст программы и дополнительная литература по уходу за детьми доступны для свободного скачивания на сайте земли Саксония-Анхальт.
  15. Успешное начало: руководство по образованию в детских дневных организациях земли Шлезвиг-Гольштейн (Erfolgreich starten — Leitlinien zum Bildungsauftrag von Kindertageseinrichtungen in Schleswig-Holstein). Обеспечивает дидактическую и методическую основу для работы в детских садах земли. На сайте земли доступен для свободного скачивания текст документа, описаны области обучения и приведены методические указания для сопровождения образовательных процессов. Информация для родителей предоставлена на нескольких языках.
  16. Тюрингский план обучения до 18 лет: требования к образованию детей и подростков (Thüringer Bildungsplan bis 18 Jahre. Bildungsansprüche von Kindern und Jugendlichen) (редакция от 12 июля 2017 г.). Основан на индивидуальных образовательных потребностях ребенка, подчеркивает право детей и молодежи на неограниченное индивидуальное образование. В плане не указаны школьные предметы, поэтому он не является всеобъемлющей учебной программой.

Несмотря на существенные различия между документами, регулирующими дошкольное образование разных земель, все они транслируют установки, принятые на федеральном уровне по итогам Совета министров по делам молодежи (Jugendministerkonferenz, JMK) (Постановление от 14 мая 2004 г.) и Совета министров образования и культуры (Постановление от 4 июня 2004 г.) — и зафиксированные в документе «Совместное рамочное соглашение федеральных земель о раннем образовании в детских садах» (Gemeinsamer Rahmen der Länder für die frühe Bildung in Kindertageseinrichtungen) (далее — Рамочное соглашение) 7.

В частности, в этом документе декларируется, что «детские сады понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы всеобщего народного образования. Основной задачей образования в детских садах является своевременное выявление предрасположенностей детей к учению, развитие индивидуальных компетенций, поддержка детского стремления к исследованию, воспитание личностных ценностей, развитие умения учиться и освоение мира в его социальном контексте».

Сознательно отсутствует разграничение между понятиями «образование» и «воспитание». Термином «воспитание» преимущественно описывается область влияния других лиц, как правило взрослых, на поведение детей применительно к их врастанию в общество, т. е. социализация. В особенности это касается развития социального поведения, а также способности и готовности в соответствии с уровнем развития принимать на себя ответственность. Одновременно с этим сюда относятся общепризнанные аспекты формирования личности. Процесс образования ребенка охватывает все аспекты его личности.

Образование и воспитание рассматриваются как единый, протяженный во времени процесс, развивающийся в социальном контексте. Данный процесс охватывает все виды активности ребенка по освоению окружающего мира и учитывает конкретные социальные ситуации, в которых они происходят.

Ведущим принципом образования является принцип целостности. Сюда относится содержание образования в форме «тематических полей, в рамках которых реализуется детская любознательность». «Области развития стоят в рамочных программах не изолированно, они взаимопроникают друг в друга», и для целостного развития ребенка следует учитывать аспекты, которые одинаково значимы для любой содержательной области обучения и имеют перекрестный характер.

К таким аспектам относятся:

  • развитие умения учиться;
  • участие детей в принятии решений, касающихся их жизни в детском саду на уровне, соответствующем этапу их развития;
  • межкультурное образование;
  • педагогическая работа с учетом гендерных особенностей;
  • специальное развитие способностей детей с отклонениями в развитии или угрозой их появления;
  • развитие способностей особо одаренных детей.

Рамочное соглашение описывает следующие образовательные области, которые должны быть отражены в образовательных планах (регулирующих образовательных документах) всех земель ФРГ и понимаются как задачи, стоящие перед всеми детскими садами и педагогическим персоналом.

  1. Речь, коммуникация, письменная культура
    Целью речевого развития является дифференцированное и осмысленное выражение ребенком своих мыслей. Развитие речевых способностей происходит вместе с межличностными отношениями и коммуникацией и через действия, которые представляют для детей смысл. Центральной составной частью языкового образования является овладение детьми книжной культурой, культурой рассказывания и письменной культурой (literacy).
  2. Личностное и социальное развитие, ценностное воспитание / религиозное образование
    К личностному развитию ребенка относится укрепление его личности, познавательное развитие и развитие мотивации, а также физическое развитие и укрепление здоровья. Чтобы стать ответственным членом общества, ребенку нужны социальная компетентность и ориентирующие знания. К ценностному воспитанию относятся идентификация и осмысление ценностей и норм, а также обсуждение религиозных вопросов.
  3. Математика, природоведение, техника
    У детей в этом возрасте имеется большой интерес к явлениям живой и неживой природы, а также к экспериментированию и наблюдениям. Поэтому детская любознательность и природная жажда открытий должны быть использованы для того, чтобы в соответствии с уровнем своего развития дети научились обращаться с числами, множествами и геометрическими формами, получили начальные знания и умения по математике. С этим также тесно связаны знания о функционировании технических и информационно-технических приборов, которые повседневно встречаются в детском окружении, и об их практическом использовании в быту.
  4. Музыкальное образование / медиа
    Музыкальное образование, понимаемое как эстетическое воспитание, раннее музыкальное воспитание и художественное творчество, обращается к чувствам и эмоциям, развивает фантазию и креативность, а также способствует личностному, социальному, моторному и когнитивному развитию. Ребенок усваивает культуру, и создаются предпосылки для межкультурного воспитания и взаимопонимания. К медийной компетентности как цели медиаобразования относится помимо прочего способность целесообразно и творчески пользоваться средствами массовой информации и создавать с их помощью собственные произведения.
  5. Тело, движение, здоровье
    Ребенок учится принимать на себя ответственность за свое физическое самочувствие и здоровье. Большая роль при этом отводится движению, которое особенно важно для когнитивного, эмоционального и социального развития ребенка. Здравоохранительное образование является сквозным принципом в повседневной организации жизни детских садов, большое значение при этом придается сотрудничеству с родителями и другими партнерами.
  6. Природная и культурная среда
    Соответствующее уровню развития детей природоохранительное образование касается многих сфер жизни, от встреч с природой и ценностных установок до проведения досуга и потребительского поведения. Центральными аспектами являются борьба за здоровую окружающую среду — в первую очередь в жизненном окружении детей, устранение уже нанесенного природе ущерба и взаимовлияние между экологией, экономикой и социальной сферой. Детям следует предоставлять возможность встреч с природой и различными культурными средами для разнообразного творческого выражения.

Дальнейшие разделы, определяемые в образовательных планах, согласно Рамочному соглашению:

  • организация педагогической работы / повышение качества работы детского сада;
  • основные педагогические принципы;
  • роль персонала;
  • роль родителей/семьи;
  • группа как (социальное) место учения, роль сверстников;
  • внутреннее пространство / наружная территория;
  • ориентация на общество, кооперация и сотрудничество с другими учреждениями;
  • условия для осуществления целей образования;
  • оптимизация перехода с дошкольного на начальный уровень образования.

Основные направления государственной оценки/мониторинга качества работы системы дошкольного образования Федеративной Республики Германия

Как мы отмечали выше, систему дошкольного образования в ФРГ составляют преимущественно негосударственные организации, а ответственность за качество воспитания, присмотра и ухода, повышение квалификации персонала и т. п. возложена на различных учредителей. Поэтому вплоть до 2000-х гг. в Германии фактически отсутствовала единая система контроля и оценки качества. В настоящий момент как внутренняя, так и внешняя оценка качества, регулируемая государством или добровольно — союзами учредителей, комплементарна рамочной программе детского сада.

Для системы оценки важно следующее положение Рамочного соглашения: «В рамочных программах формулируются задачи и достижения, которых должна добиться организация, но не уровень, которого должен достигнуть ребенок к определенному моменту». В соответствии с этим уровень развития ребенка по окончании дошкольного образования не оценивается.

Таблица 1. Система государственного регулирования качества в ФРГ 8

картинка

В таблице 1 показаны элементы системы государственного управления качеством, закрепленной законодательно. В землях Бавария, Берлин, Гамбург, Северный Рейн — Вестфалия, Шлезвиг-Гольдштейн и Тюрингия законодательно закреплена только внутренняя система оценки. Законодательно закрепленная система внешней оценки есть только в Берлине.

В Баден-Вюртемберге, где, по нашим исследованиям, реализованы блистательные проекты по развитию детских садов «лучшей практики» (например, знаменитая программа дошкольного образования «Эйнштейн в детском саду», Einstein in der Kita), вообще отсутствует законодательно закрепленная система оценки. Качество образовательной деятельности детских садов оценивается на уровне отдельных образовательных организаций или образовательных программ. В частности, программа «Эйнштейн в детском саду» имеет свой план объемом в 12 страниц и свою систему оценки, которая реализуется при поддержке Министерства семьи и молодежи Штутгарта. Аналогичные проекты проводятся и рядом частных объединений земли Баден-Вюртемберг. Таким образом, в данной земле превалирует система внутренней (внутриорганизационной) оценки качества образования.

Ниже мы подробно рассмотрим одну из систем оценки качества образования федеральных земель Германии, которая сочетает как внутреннюю, так и внешнюю систему оценки и описана в Берлинской образовательной программе.

Основные механизмы, процедуры и инструментарий, используемые для государственного мониторинга/оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Федеративной Республики Германия

Различные системы оценки качества, принятые в ФРГ, основаны на концепции оценки и развития качества, разработанной Институтом качества образования (Institut zur Qualitätsentwicklung im Bildungswesen, IQB) 9. Эта концепция включает следующие компоненты управления качеством.

  1. Каталог стандартов (критериев). Любая система оценки предполагает формулировку критериев в форме каталога, собранного в справочник по качеству. На основе критериев составляются следующие системы оценки:
    • система внутренней оценки организации;
    • система индивидуальной (персональной) оценки (самооценка) педагога;
    • система внешней оценки, при которой заданные в каталоге критерии шкалируются.
  2. Системные программы повышения качества. За основу берется имеющийся уровень качества детского сада с учетом сильных и слабых сторон для его дальнейшего повышения.
  3. Освидетельствование (сертификация). Достигнутый высокий уровень качества детского сада сертифицируется и документально подтверждается (добровольная сертификация).

В определении качества приоритетным являются хорошее самочувствие и шансы детей на развитие. Педагогическое качество детских садов считается высоким в том случае, если дети получают в нем импульсы (шансы, возможности) телесного, эмоционального, социального и интеллектуального развития, если они служат общему благополучию и хорошему самочувствию детей, их образованию в настоящем времени и в будущем, тем самым детские сады поддерживают семьи в их ответственности по уходу, образованию и воспитанию детей 10.

В соответствии с концепцией Института качества образования различаются три уровня педагогического качества детских садов.

  1. Качество ориентации относится к образу ребенка в сознании воспитателя, пониманию процессов развития и обучения детей. Качество педагогической работы воспитателей зависит от того, какие у них представления о развитии и воспитании ребенка, о целях и формах образования и воспитания, о педагогических приемах и мероприятиях.
  2. Качество условий относится к рамочным условиям деятельности детского сада, которые задаются политически. К ним относятся: уровень образования воспитателей; время, выделяемое им на подготовку; количество детей в группе; соотношение взрослых и детей в группе; возрастной состав группы; пространственные условия и оснащение помещений.
  3. Качество процессов относится к динамике происходящего в детском саду, характеру обращения с детьми, импульсам развития, которые получает ребенок, удовлетворяющему потребности детей взаимодействию.

Согласно международному подходу управления по результату детский сад рассматривается в качестве организации, чья задача состоит в том, чтобы предоставлять педагогические услуги по образованию детей и уходу за ними на достаточно высоком качественном уровне. Эти услуги рассматриваются как «конечный продукт», т. е. результат работы детского сада.

Таким образом, под «результатом» в дошкольном образовании понимается качество педагогических процессов, т. е. какое развитие получают дети в разных областях, как педагогический персонал осуществляет коммуникацию и взаимодействие с детьми, какая создается педагогическая атмосфера, как дети взаимодействуют друг с другом — весь комплекс педагогического опыта, с которым сталкиваются дети.

Следующим аспектом качества услуг является качество сотрудничества с семьями: регулярно ли родители получают актуальную информацию обо всех важных событиях в детском саду, особенно о развитии и обучении своего ребенка; поддерживается ли сотрудничество с родителями; имеют ли они возможности для участия в жизни детского сада.

Реальный уровень развития и образования детей определяется не только педагогическим качеством учебного заведения. Другими важными факторами являются, например, генетические задатки ребенка, условия в семье, а также воздействия со стороны окружающей среды. Эти факторы лежат за пределами излагаемой здесь модели и далее подробно не рассматриваются.

Для управления качеством из этого вытекают следующие положения.

  1. Уровень реального развития детей не может быть основанием оценки качества образования конкретного детского сада.
  2. Вовлечение семьи в образовательную работу и сотрудничество с семьями должно стать обязательным компонентом программы.
  3. Использование ресурсов местного сообщества должно стать структурным компонентом программы.

Система внешней и внутренней оценки качества Берлинской образовательной программы

Система внешней оценки введена в Германии с 2009 г. и только в Берлине. Особенностью подхода к внешней оценке является то, что основная задача внешней оценки — поддержка внутренней оценки и процессов развития качества. Этот подход закреплен в Договоре о развитии качества в берлинских детских садах (Qualitätsvereinbarung Tageseinrichtungen, QVTAG) 11, который разрабатывался при участии всех заинтересованных сторон.

Внешняя оценка дополняет процедуру внутренней оценки, принципы, содержание и методы которой изложены в «Материалах для внутренней оценки Берлинской образовательной программы» и примечаниях к ним. «Материалы для внутренней оценки Берлинской образовательной программы» и «Пояснительные примечания к материалам для внутренней оценки Берлинской образовательной программы» являются частью соглашений QVTAG.

Внешняя оценка качества

Основой для внешней оценки качества Берлинской образовательной программы являются перечисленные в «Материалах для внутренней оценки Берлинской образовательной программы» требования к качеству и соответствующие критерии качества. При проведении внешней оценки достигнутый уровень качества оценивается на основе всего комплекса требований к качеству и критериев качества. Конкретная процедура основывается на общих профессиональных стандартах оценки.

Одним из важных принципов проведения оценки является рассмотрение ситуации с разных точек зрения: педагогов, руководителя, учредителя, родителей, а также общего впечатления от детского сада.

Детскому саду предоставляется право выбора организации-оценщика. Тем самым введение обязательной государственной внутренней и внешней оценки качества учитывает исторически сложившуюся систему негосударственной оценки.

Различные учредители и организации уже создали собственные инструменты и процедуры повышения качества — и, следовательно, свои собственные инструменты и процедуры внешней оценки — и ввели их в практику работы своих детских садов. Эти технологии и методы можно использовать для внешней оценки в рамках государственной системы. При этом должны быть выполнены два условия.

  1. Используемые при проведении внешней оценки технологии должны соответствовать тем требованиям к качеству, которые разработаны в рамках Берлинской образовательной программы.
  2. Технология должна строиться на основе учета различных точек зрения.

Если учредители детских садов предпочтут использовать для внешней оценки другие технологии и методы, то Берлинский институт развития качества детских садов (Berliner Kita-Instituts für Qualitätsentwicklung, BeKi) должен рассмотреть, насколько необходимы корректировки. То же самое относится и к уже проведенным после заключения QVTAG процедурам внешней оценки.

Институты, предлагающие услуги для проведения внешней оценки, проходят процедуру признания (сертификации) согласно требованиям, принятым отделом молодежи Сената Берлина. Признание осуществляется в соответствии с критериями, которые в настоящее время разрабатываются при участии всех заинтересованных организаций. Берлинский институт развития качества детских садов будет регулярно перепроверять и подтверждать действенность этого сертификата.

Данные институты гарантируют, что процедуру внешней оценки проводят специалисты-эвалюаторы — эксперты по оценке, имеющие специальное образование. Сертификация специалистов происходит на основе диплома о законченном образовании по специальности «эвалюатор» Берлинской образовательной программы.

Эвалюаторы, проводящие внешнюю оценку по другим инструментам и процедурам, должны иметь соответствующие допускающие сертификаты по этим процедурам. Берлинский институт развития качества детских садов проверяет, насколько эти процедуры соответствуют Берлинской образовательной программе.

Сертификат эвалюатора прекращает свое действие, если эвалюатор не проводил внешнюю оценку в течение трех лет. Берлинский институт развития качества детских садов проверяет наличие действующего сертификата.

Внутренняя оценка качества

Основная цель внешней оценки — стимулировать и поддерживать внутренние процессы развития качества детского сада. Инструменты и процедуры внешней оценки опираются на инструменты и процедуры внутренней оценки. Внутренняя оценка и внешняя оценка должны быть комплементарны.

Внешняя и внутренняя оценка проводится по приведенным ниже параметрам, совпадающим с содержанием Берлинской образовательной программы, за исключением раздела «Образовательные области» 12. Развернутый характер формулировок дает представление о смысле оцениваемой области качества.

Область задач A 1. Педагогическая деятельность основана на понимании образования, которое гарантирует предоставление всем детям равных прав на образование и обеспечивает раскрытие потенциала каждого ребенка.

Область задач A 2. Педагоги конкретизируют понимание целей педагогической деятельности.

Область задач A 3. Педагоги обсуждают применение накопленного опыта с целью поддержки дошкольных образовательных процессов.

Область задач B 1. Педагоги наблюдают и документируют образовательные процессы и процессы развития детей.

Область задач B 2. Организация повседневной жизни (распорядок дня) способствует приобретению детьми разностороннего жизненного опыта.

Область задач B 3. Педагоги поддерживают всех мальчиков и девочек, числящихся в детском саду, в развитии их воображения и творческих сил в игре.

Область задач B 4. Педагоги предоставляют детям доступ к открытиям и получению знаний посредством проектной деятельности.

Область задач B 5. Помещения детского сада и их оснащение предоставляют детям многообразные образовательные возможности.

Область задач B 6. Педагоги интегрируют детей с ограниченными возможностями и работают с детьми по программе раннего развития.

Область задач B 7. Педагоги организуют институциональные переходы с участием детей и их семей.

Область задач C 1. Педагоги организуют партнерства в сфере образования и сотрудничество между родителями и детским садом в вопросах воспитания детей.

Область задач C 2. Педагоги совместно с руководством организуют командную работу, придерживаясь основных демократических принципов.

Представленные материалы по оценке качества работы педагогов детского сада разделены на три области задач.

Область задач A. Качество ориентации — понимание процесса образования, целей педагогических действий, профессиональное самосознание.

Область задач B. Качество действий — педагогические и методические задания.

Область задач C. Качество сотрудничества — совместная работа с родителями, работа в команде и ответственность руководства.

Каждая из трех вышеуказанных областей оценки качества включает в себя области задач, которые содержат задачи для педагогов, перечисленные в Берлинской образовательной программе. Требования к качеству разбивают задачи по содержанию. Критерии оценки качества конкретизируют требования к качеству. Критерии показывают, соответствуют ли требования к качеству Берлинской образовательной программе и выполняются ли они на практике (таблица 2). Инструменты оценки имеют следующие уровни качества:

  1. область задач (описывает задачи в области оценки качества ориентации, качества действий или качества сотрудничества);
  2. требования к качеству (соответствуют вопросам оценки качества);
  3. критерии оценки качества (присваиваются соответствующим требованиям к качеству).

Таблица 2. Параметры внутренней оценки качества

Содержание Берлинской образовательной программы Материалы для внутренней оценки
Понимание образования Область задач A1
Цели педагогической деятельности Область задач A2
Организация образовательных процессов
  • Профессиональное самосознание
  • Наблюдение и документирование
  • Организация повседневной жизни
  • Побуждение к игре
  • Проекты
  • Пространство и материалы

Область задач A3
Область задач B1
Область задач B2
Область задач B3
Область задач B4
Область задач B5
Интеграция детей с ограниченными возможностями / программа раннего развития детей Область задач B6
Партнерства в сфере образовании:
  • с семьями;
  • с другими органзациями и учреждениями.
Область задач C1
Организация переходов Область задач B7
Демократическое участие:
  • совместная работа в коллективе;
  • задачи и ответственность руководства детского сада
Область задач C2

Рассмотрим примеры методов и инструментов оценки. При структурированной самооценке каждый педагог сначала отражает и оценивает выполнение своей работы для выбранной области задач. Это требует критической оценки проведенной педагогом работы в соответствии с требованиями в отношении качества и критериями оценки качества, доказательствами достигнутого на основе примеров и оценкой уровня развития качества на основе вопросов относительно оценки качества по заданной шкале ценностей. Сотрудникам детских садов предлагается критически оценить свою профессиональную деятельность и обсудить ее качественное развитие.

Для педагогов детских яслей при самооценке следует обратить внимание на следующие принципы.

  • Каждый педагог самостоятельно заполняет листы самооценки.
  • Заполненный лист самооценки принадлежит педагогу и остается в его распоряжении.
  • Необходимо привести конкретные примеры из практики педагога.
  • Примеры должны быть взяты из текущей ежедневной практики.
  • Необходимо оценить работу педагога с его личной точки зрения.

Руководители детских яслей должны отразить требования в отношении качества работы и критерии оценки качества работы с точки зрения руководителя: как он оценивает работу команды и что он делает, неся ответственность за соблюдение стандартов качества как администрация.

В результате каждый педагог проводит итоговую оценку своей деятельности, учитывая вопрос оценки качества работы на основе четырехуровневой шкалы ценностей: полностью соответствует; в основном соответствует; мало соответствует; не соответствует. Индивидуальные оценки качества работы в дальнейшем анонимно фиксируются на отдельном плакате. Таким образом, команда получает качественный профиль, который далее становится основой групповых дискуссий.

При структурированной групповой дискуссии используются те же требования к качеству, критерии оценки качества и вопросы оценки качества, которые используются при самооценке. Основной акцент делается на обсуждении представлений и профессиональных оценок качества работы команды. Речь идет об обмене субъективными мнениями и интерпретациями отдельных педагогов, а также других работников детского сада, если это применимо. В завершение оценивается достигнутый уровень качества работы сотрудников в соответствующей области задач.

В большой команде рекомендуется применение подхода к распределению рабочих обязанностей: в небольших рабочих группах следует обсудить оценку результатов, достигнутых в процессе ответа на вопросы относительно оценки качества работы сотрудников детского сада, и дать оценку работы группы.

Оценка, полученная в ходе группового обсуждения качества работы сотрудников детского сада, должна быть отмечена на плакате самооценки сотрудников. Для маркировки оценки, полученной в ходе группового обсуждения, должен быть использован другой цвет.

При этом имеет значение, есть ли у команды общая позиция по оценке качества работы педагогов детского сада и их индивидуальной деятельности или оценки различаются. Не следует игнорировать разные или даже противоречивые точки зрения, их необходимо рассматривать как профессиональные разногласия.

Самым большим достижением групповой дискуссии является принятие общей позиции по оценке качества педагогов детского сада. Необходимо учитывать разногласия с целью согласования оценки уровня качества и разработки рекомендаций относительно целей и задач дальнейшего развития. Заинтересованные родители и представители учредителя детского сада также могут принять участие в дискуссии.

Ключевые вопросы для группового обсуждения.

  • Какими практическими индивидуальными примерами могут поделиться отдельные педагоги, учитывая требования к качеству работы сотрудников детского сада?
  • Имеются ли различия в самооценках и индивидуальной практике? Если да, то какие? Как вы объясните эти различия? Как следует работать с этими различиями в дальнейшем?
  • Что может хорошо удаваться на практике при реализации требований к качеству работы сотрудников детского сада при первом взгляде на работу всей организации?
  • Что не так хорошо удается на практике?
  • Как вы оцениваете педагогическую работу всего коллектива детского сада в данной области в соответствии с требованиями к качеству работы сотрудников детского сада?
  • Какие цели и задачи качественного развития поставлены вами в данной области задач?

Необходимо зафиксировать в графике мероприятий, кто и с кем разрабатывает тему, над чем именно работает, каков срок выполнения задачи и кто осведомлен об этом.

Рассмотрим подробнее структуру материалов оценки качества работы педагогов детского сада в области А: качество ориентации — понимание процесса образования, целей педагогических действий, профессиональное самосознание.

А 1. Педагогическая деятельность основана на понимании образования, которое гарантирует предоставление всем детям одинаковых прав на образование и обеспечивает раскрытие потенциала каждого ребенка.

A 1.1. Педагоги понимают образование как освоение ребенком мира, в котором ребенок принимает активное и ответственное участие.

А 1.1.1. В своих педагогических действиях педагоги ориентируются на образ ребенка, который обладает врожденным любопытством и стремлением к самостоятельному пониманию мира всеми органами чувств и проявляет желание деятельно участвовать в его созидании.

A 1.1.2. Педагоги сознательно охватывают три аспекта понимания образования: «ребенок в своем мире», «ребенок в сообществе детей», «переживая и исследуя мир» — и принимают их за основу структуры образовательной сферы Берлинской образовательной программы.

А 1.1.3. Педагоги знают, что надежные в эмоциональном плане отношения являются обязательным требованием для успешного образовательного процесса каждого ребенка.

A 1.1.4. Педагоги уверены, что деликатный диалог и восприимчивая языковая коммуникация являются основой целостного образовательного процесса.

A 1.1.5. Педагоги согласны с тем, что каждый ребенок со своими психическими, физическими, социальными, экономическими, культурными, гендерными, религиозными, этническими и лингвистическими особенностями и иными индивидуальными предпосылками может привнести свой многообразный опыт, знания и навыки в общий образовательный процесс, выбрать различные пути обучения и получить разносторонние предложения.

А 1.2. Педагоги приходят к переосмыслению и пересматривают свою позицию в отношении наделения детей равными правами и равной ответственностью в процессе организации повседневной жизни в детском саду.

А 1.2.1. Педагоги приходят к согласию в процессе группового обсуждения юридически закрепленных прав детей и обсуждают, как их права будут соблюдены и реализованы в детском саду.

А 1.2.2. Педагогам известно, что дети стремятся по собственной инициативе и с полной ответственностью быть вовлеченными в процесс решения повседневных проблем, внести вклад в общество и тем самым ощущать свою эффективность.

А 1.2.3. Педагоги отражают свою позицию и проявляют свои действия в той степени, в которой они доверяют даже самым маленьким детям проявление способности к соучастию и предоставляют детям равные права в решении повседневных задач.

А 1.2.4. Педагоги расширяют свои знания о соответствующих возможностях и методах, которые позволяют детям младшего и старшего возраста участвовать в образовательном процессе.

А 1.3. Педагоги руководствуются требованиями и возможностями инклюзивного образования.

А 1.3.1. Педагоги рассматривают существующую неоднородность в детском сообществе как возможность создания разносторонних образовательных процессов и развития открытого и благодарного отношения к образовательному разнообразию и многообразию процессов развития ребенка.

А 1.3.2. Педагоги осознают свою ответственность за организацию образовательных процессов, наделяют всех детей равными образовательными возможностями и правами на активное участие в образовательном процессе.

A 1.3.3. Педагоги имеют дело с текущими научными открытиями о развитии личности ребенка, включая социокультурные и гендерные аспекты.

А 1.3.4. Педагоги анализируют, как социальные и культурные события влияют на развитие детей. При этом они обращают внимание на то, какова роль социального происхождения и половой принадлежности детей.

А 1.3.5. Педагоги внимательно следят за тем, чтобы социальные, этнокультурные, гендерные и индивидуальные различия не привели к неравным возможностям образования.

А 1.3.6. Педагоги бдительны к предрассудкам и дискриминации и следят за тем, чтобы были приняты активные меры по пресечению уничижения и дискриминации.

А 1.3.7. Педагоги мысленно анализируют свои предрассудки и обращают на это внимание друг друга.

А 1.3.8. Педагоги осознают, что дети хорошо воспринимают (органами чувств) различия и предрассудки повседневной жизни, переживают определенные события и учатся выражать себя.

А 1.4. Педагоги следят за профессиональной дискуссией по актуальным темам дошкольного образования.

A 1.4.1. Педагоги пополняют свой опыт работы, так как дети становятся все более уверенными в себе, своей эффективности, психологической и физической выносливости (устойчивости) в повседневной жизни.

А 1.4.2. Педагоги понимают основные ценности демократического сосуществования в глобализированном и нацеленном на будущее мире.

А 1.4.3. Педагоги обсуждают представления о ценностях и нормах, на которые ориентируются их деятельность и поведение в команде и на которых строятся их отношения с детьми. Педагоги осознают свое воздействие личным примером.

A 1.4.4. Педагоги излагают, как доступно ответить детям на волнующий их вопрос о ценностях социального сосуществования, касающегося многообразия жизни и природных ресурсов.

А 2. Педагоги конкретизируют понимание целей педагогической деятельности.

A 2.1. Педагоги согласны с целями развития личности, сформулированными в Берлинской образовательной программе, которые призваны укрепить личностные, социальные, материальные и учебно-методические компетенции детей.

A 2.2. Педагоги осознают, что компетенции в отличие от «целей обучения» считаются «направленными целями» образовательной деятельности.

A 2.3. Педагоги анализируют, как целенаправленно использовать возможности в течение дня для поощрения и стимуляции детей к развитию своих умений.

A 3. Педагоги обсуждают применение накопленного опыта с целью поддержки дошкольных образовательных процессов.

А 3.1. Педагоги знают о том, что образовательные стимулы тесно связаны с непосредственным опытом и переживаниями детей и должны быть субъективно значимы в их деятельности.

А 3.2. Педагоги понимают, что жизненные требования в детском сообществе и различная деятельность в повседневной жизни сами предлагают разнообразные образовательные мероприятия и имеют определенное содержание.

А 3.3. Педагоги углубляют свое понимание эффективности образовательного потенциала детского сообщества, а также личностного развития каждого отдельно взятого ребенка.

А 3.4. Педагоги пополняют свой опыт работы, для того чтобы сделать доступными для детей значимые подходы к различным областям образования.

А 3.5. Педагоги отграничивают себя от заранее задуманного, заранее спланированного вне смысловой связи с предложениями различного рода занятий, где процесс и результат фиксируются заранее.

Рассмотрим критерии руководства по самооценке педагогов детского сада на примере первых пунктов области задач А (качество ориентации).

A 1.1. Я понимаю образование как деятельность по усвоению, при помощи которой человек открывает картину мира и ответственно формирует ее.

A 1.1.1. В своих педагогических действиях я ориентируюсь на образ ребенка, который обладает врожденным любопытством и стремлением к самостоятельному пониманию мира всеми органами чувств и проявляет желание деятельно участвовать в его созидании.

A 1.1.2. Я сознательно охватываю три аспекта понимания образования: «ребенок в своем мире», «ребенок в сообществе детей», «переживая и исследуя мир» — и принимаю их за основу структуры образовательной сферы Берлинской образовательной программы.

A 1.1.3. Я знаю, что надежные в эмоциональном плане отношения являются обязательным требованием для успешного образовательного процесса каждого ребенка.

A 1.1.4. Я понимаю, что деликатный диалог и восприимчивая языковая коммуникация являются основой целостного образовательного процесса.

A 1.1.5. Я понимаю, что каждый ребенок со своими психическими, физическими, социальными, экономическими, культурными, гендерными, религиозными, этническими и лингвистическими особенностями и иными индивидуальными предпосылками универсален и может привнести опыт, знания и навыки в общий образовательный процесс, выбрать различные пути обучения и получить разносторонние предложения.

Примеры из практики:

________________________________________________________________________ .

Вопрос оценки качества работы сотрудников детского сада

А 1.1: понимаете ли Вы образование как деятельность по усвоению, материала, при помощи которой ребенок создает свою картину мира и формирует ее с полной ответственностью? (Полностью соответствует ; в основном соответствует ; мало соответствует ; не соответствует .)

A 1.2. Я прихожу к переосмыслению и пересматриваю свою позицию в отношении наделения детей равными правами и равной ответственностью в процессе организации повседневной жизни в детском саду.

A 1.2.1. Я прихожу к согласию в процессе группового обсуждения юридически закрепленных прав детей и обдумываю то, как их права будут соблюдены и реализованы в детском саду.

A 1.2.2. Я осознаю, что дети стремятся по собственной инициативе и с полной ответственностью быть вовлеченными в процесс решения жизненных проблем, внести вклад в общество и тем самым ощущать себя эффективными.

A 1.2.3. Я отражаю свою позицию и проявляю свои действия в той степени, в которой я доверяю даже самым маленьким детям проявление способности к соучастию и предоставляю детям равные права в решении жизненных задач.

A 1.2.4. Я расширяю свои знания о соответствующих возможностях и методах, которые позволяют детям младшего и старшего возраста участвовать в образовательном процессе.

Примеры из практики:

_______________________________________________________________________ .

Вопрос оценки качества работы сотрудников детского сада

А 1.2: пришли ли Вы к переосмыслению и пересмотрели ли свою позицию в отношении наделения детей равными правами и равной ответственностью в процессе организации повседневной жизни в детском саду? (Полностью соответствует ; в основном соответствует ; мало соответствует ; не соответствует .)

Основные направления использования результатов оценки/мониторинга качества системы дошкольного образования Федеративной Республики Германия

Берлинская образовательная программа следующим образом определяет направления использования результатов внешней оценки: «Внутренняя и внешняя оценка Берлинской образовательной программы является инструментом развития качества. Она служит для анализа профессиональной деятельности и позволяет делать выводы о состоянии предоставляемых услуг и необходимости их изменения и развития. Результаты оценки помогают детским садам в их целенаправленном профессиональном развитии. Они способствуют профессиональному общению, дают информацию об имеющихся потребностях в консультировании и помощи, помогают планировать соответствующие мероприятия».

Задачи внешней оценки состоят в следующем:

  • дать детским садам профессионально обоснованную внешнюю оценку достигнутого качества (предоставляемых услуг);
  • с уважением отнестись к достигнутому к настоящему времени качеству (услуг);
  • посредством конструктивной оценки определить текущее состояние дел и необходимость изменений;
  • дать конкретные рекомендации по улучшению качества (услуг) с учетом существующих условий и уровня развития.

Внешняя оценка позволяет понять, в какой степени оцениваемый детский сад приближается к поставленным целям. Обобщенные результаты внешней оценки собираются и публикуются для общего доступа в официальном годовом отчете на сайте Берлинского института развития качества детских садов 13.

* Статья подготовлена в рамках Государственного контракта № Ф-13-кс-2019 от 17.07.2019 года

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Загвоздкин В.К. Система оценки и мониторинга качества дошкольного образования в Федеративной Республике Германии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 38 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-38/the-system-of-assessing-and-monitoring-the-quality-of-preschool-education-in-the-federal-republic-of-germany (Дата обращения: 23.01.2020)
Список литературы
  1. Bertelsmann Stiftung : [сайт]. — URL: http://www.bertelsmann-stiftung.de/ (дата обращения: 29.07.2019). — Текст : электронный.
  2. Bildungsplane der Bundeslander fur die fruhe Bildung in Kindertageseinrichtungen. — Текст : электронный // Deutscher bildungs server : [сайт]. — BRD. — URL: https://www.bildungsserver.de/Bildungsplaene-der-Bundeslaender-fuer-die-fruehe-Bildung-in-Kindertageseinrichtungen-2027-de.html (дата обращения: 31.07.2019).
  3. Building the Future : Children and the Sustainable Development Goals in Rich Countries. — Текст : электронный // UNICEF Office of Research-Innocenti : [сайт]. — Innocenti, 2017. — URL: https://www.unicef-irc.org/publications/890-building-the-future-children-and-the-sustainable-development-goals-in-rich-countries.html (дата обращения: 31.07.2019).
  4. Das Kita-Glucksspiel. — Текст : электронный. // Zite Online : [сайт]. — BRD. — URL: https://www.zeit.de/2013/35/kinderbetreuung-kitaplatz-kitagebuehren (дата обращения: 31.07.2019).
  5. Externe evaluation. — Текст : электронный // Berliner Kita-Institut fur Qualitatsentwicklung : [сайт]. — BRD, 2019. — URL: http://www.beki-qualitaet.de/index.php/externe-evaluation.html (дата обращение: 31.07.2019).
  6. Formen. — Текст : электронный // Kindertagesbetreuung / Martin R. Textor : [сайт]. — BRD. — URL: https://www.kindertagesbetreuung.de/formen.html (дата обращения: 31.07.2019).
  7. Gemeinsamer Rahmen der Lander fur die fruhe Bildung in Kindertageseinrichtungen. — Текст : электронный // Kultusministerkonferenz : [сайт]. — BRD. — URL: https://www.kmk.org/fileadmin/Dateien/veroeffentlichungen_beschluesse/2004/2004_06_03-Fruehe-Bildung-Kindertageseinrichtungen.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
  8. Gesamttabelle Hochstbeitrag, absteigend sortiert nach unter 2 bzw. 3 Jahre, 45 Stunden. — Текст : электронный // Bund der Steuerzahler Nordrhein-Westfalen e. V. : [сайт]. — BRD. — URL: https://www.steuerzahler-nrw.de/files/35628/Gesamt_Hoechstbeitrag_u2-3_45_Std._absteigend.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
  9. Interne Evaluation. — Текст : электронный // Berliner Kita-Institut fur Qualitatsentwicklung : [сайт]. — BRD, 2019. — URL: http://www.beki-qualitaet.de/index.php/interne-evaluation.html (дата обращения: 31.07.2019).
  10. Kindertagesbetreuung. — Текст : электронный // Wikipedia : [сайт]. — BRD. — URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Kindertagesbetreuung#Rechtsgrundlagen (дата обращения:31.07.2019).
  11. Sozialgesetzbuch : [сайт]. — URL: https://www.sozialgesetzbuch-sgb.de/ (дата обращения: 31.07.2019). — Текст : электронный.
  12. Tietze, W., Schuster, K.-M. Kindergarten-skala. — Cornelsen, 2005. — Текст : непосредственный.
  13. Tietze, W., Vierniсkel, S. Padagogische Qualitat in Tageseinrichtungen fur Kinder. Ein Nationaler Kriterienkatalog. — Weimar, 2016. — Текст : непосредственный.
  14. Vereinbarung uber die Qualitatsentwicklung in Berliner Kindertagesstatten. — Текст : электронный // Berliner Kita-Institut fur Qualitatsentwicklung : [сайт]. — BRD, 2019. — URL: http://www.beki-qualitaet.de/images/beki/downloads/01_qvtag_1_aenderungsfassung1-4.pdf (дата обращения: 31.07.2019).
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: