Альманах № 40
20.05.2020 Дата публикации статьи: 20.05.2020
Альманах № 40 · Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Альманах № 40 · Комплексная реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты

Кантор В.З. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

Известная парадоксальность современной ситуации в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью заключается в отсутствии четкого представления о сущности педагогического аспекта их реабилитации, что связано с противоречивостью взглядов на место педагогического компонента в системе реабилитации инвалидов как таковой.

Следовательно, продвинуть к адекватному пониманию педагогических начал реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов может лишь опора на теоретически обоснованную системную структурную модель реабилитации инвалидов в целом. Более того, именно и только такая модель способна служить концептуальным фундаментом реализации в практике идеи комплексной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью.

Отчетливая попытка построения подобной модели была фактически предпринята в первой редакции «Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в которой он был принят в ноябре 1995 г.: «Реабилитация инвалидов, – гласила статья 9 Закона, – включает в себя:

  1. медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
  2. профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
  3. социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации» 1.

Данная позиция, возможно, удобная для описания ситуации в реабилитационной практике, оказывается, однако, неудовлетворительной с точки зрения адекватности реализуемого классификационного подхода.

Речь идет о заведомой некорректности рядоположения медицинской реабилитации, профессиональной реабилитации и социальной реабилитации инвалидов, т.е. рассмотрения их в одной плоскости.

Что касается медицинской и социальной реабилитации, то определение «медицинская» фиксирует применение медицинских технологий и средств реабилитации, тогда как определение «социальная» отражает сущность решаемых реабилитационных задач, связанных с нейтрализацией неблагоприятных для человека социальных последствий нарушения или выпадения каких-либо психофизических функций. Что же касается соотношения социальной реабилитации с профессиональной, то поскольку профессиональная трудовая деятельность – согласно общепринятой философско-психологической точке зрения – выступает в качестве одного из базовых видов социальной деятельности человека 2, постольку социальная реабилитация должна необходимо включать в себя профессиональную, и, следовательно, их рядоположение неправомерно в принципиальном плане как рядоположение целого и части.

Между тем, в дальнейшем, – и это весьма показательно, – при редактировании Закона о социальной защите инвалидов в РФ, данная структурная модель фактически была дезавуирована и в действующей редакции Закона структурно-системный анализ реабилитации инвалидов уже не проводится. В его статье 9 содержится только положение о том, что «основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

  • медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации <…> инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации...» 3.

Этот тезис, однако, не может впрямую служить основой для выработки адекватного и четкого представления как о системе реабилитации инвалидов в целом, так и о сущности ее педагогического аспекта, хотя и содержит указания об обучении и образовании и некоей социально-педагогической реабилитации.

В основе построения системной модели реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью должно лежать понимание последней как специфического направления социальной политики, «замкнутого» на инвалидов как специфическую категорию граждан и предполагающего преодоление социальной недостаточности, обусловленной тем или иным нарушением психофизических функций. В методологическом плане такое понимание отражает восходящее к Л.С. Выготскому представление о социальной сущности дефекта, причем в данном контексте становится очевидной актуальность и корректность применения термина «реабилитация» и по отношению к инвалидам детства, ибо инвалидизирующее нарушение психофизических функций, в том числе и врожденное, провоцирует сбой в действии механизма социального наследования.

Между тем, в свете социально-политического понимания реабилитации, во-первых, четко обнаруживается ее видовое (морфологическое) измерение: поскольку социальная политика как таковая охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, а именно – сферы труда, быта и культуры 4, постольку и реабилитация инвалидов как явление социальной политики тоже должна охватывать данные три сферы жизнедеятельности лиц с ОВЗ и инвалидностью. Тем самым, определяются три объективно необходимых направления реабилитации, триединство которых означает всестороннюю реабилитацию инвалидов:

  • трудовая (социально-трудовая) реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в профессионально-трудовой сфере;
  • бытовая (социально-бытовая) реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в сфере домашнего и общественного быта;
  • культурная (социально-культурная) реабилитация 62.Ионин П.Г. Социология культуры Учебное пособие. е издание. М. Логос,199828011. с. С.]. Очевидно, что опора на любой из первых трех вариантов понимания культуры в итоге приведет к расширительному толкованию социально-культурной реабилитации инвалидов, точнее – к ее отождествлению с их реабилитацией в целом, ибо не позволяет выделить ту или иную конкретную сферу социальной практики, применительно к которой мог бы рассматриваться вопрос о необходимости осуществления в отношении инвалидов комплекса специальных мер, направленных на повышение их социального статуса и не сводимых в содержательно-целевом и функциональном плане к каким-либо иным реабилитационным мерам. При опоре же на понимание культуры в узком смысле, напротив, такая сфера четко определяется. При этом жизнедеятельность инвалидов в данной сфере социальной практики оказывается невозможной без реализации комплекса специальных условий, в чем как раз и состоит суть и выражается объективная необходимость социально-культурной реабилитации [2002115Кантор В.З. Инвалиды по зрению в педагогической системе социальнокультурной реабилитации. СПб. РГПУ им. А.И. Герцена. . с.]. ">*, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в сфере культурного производства и потребления.

Вместе с тем, в субъективном плане реабилитация инвалидов выражается в повышении степени их социальной дееспособности в основных сферах жизнедеятельности. Так обнаруживается второе необходимое измерение реабилитации инвалидов – динамическое (стадийно-уровневое), при рассмотрении в котором различаются ее основные этапы (фазы) или качественные уровни:

  • первоначальная реабилитация, предполагающая приостановление развития социальной недостаточности, обусловливаемой психофизическим нарушением;
  • элементарная реабилитация, предполагающая создание исходных основ мобильности, самостоятельности и автономности инвалида в ключевых областях общественной практики;
  • полная реабилитация, предполагающая достижение инвалидом максимально возможного для него уровня мобильности, самостоятельности и автономности в основных сферах социальной жизнедеятельности.

В этом контексте может и должен ставиться вопрос о первоначальной, элементарной и полной социально-трудовой реабилитации инвалидов, об их первоначальной, элементарной и полной социально-бытовой реабилитации и, наконец, об их первоначальной, элементарной и полной социально-культурной реабилитации.

Между тем, в прикладном отношении осуществление реабилитации инвалидов как специфического направления социальной политики необходимо предполагает осуществление – на базе государственных или общественных организаций и учреждений – различных видов реабилитационной деятельности, с использованием разных по своей природе реабилитационных технологий и средств, обеспечивающих положительную динамику статуса инвалидов в трудовой, бытовой и культурной сферах. И именно с этих позиций и определяется сущность педагогического аспекта реабилитации инвалидов в целом, ибо при рассмотрении последней в соответствующем – инструментальном (технологическом) – измерении, четко обнаруживаются основные виды реабилитационной деятельности:

  • медицинская реабилитация, т.е. осуществление лечебно-восстановительных мероприятий в отношении лиц с психофизическими нарушениями;
  • инженерная (техническая) реабилитация, т.е. разработка и внедрение специальных технических средств, расширяющих социальные возможности инвалидов;
  • психологическая реабилитация, т.е. осуществление психодиагностических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в отношении инвалидов;
  • педагогическая реабилитация, т.е. осуществление мероприятий по формированию у инвалидов специфических социальных компетенций, необходимых для участия в социальной практике.

Таким образом, система реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью имеет трехмерное строение, и именно это триединство и определяет суть комплексной реабилитации.

Педагогический же аспект реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью связан с осуществлением педагогической реабилитации, которая «лежит» в плоскости, словно бы пересекающейся с двумя другими, «задаваемыми» морфологическим и динамическим измерениями реабилитации и которая может пониматься – на уровне исходного, рабочего определения – как целенаправленная педагогическая деятельность, предполагающая поэтапное повышение степени социальной дееспособности лиц с ОВЗ и инвалидностью в сферах труда, быта и культуры.

С этих позиций в качестве форм педагогической реабилитации предстают соответственно профессиональное образование и профессионально обучение, социально-бытовое образование * и, наконец, культурно-просветительная работа.

Дальнейшее углубление представления о сущности педагогической реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью предполагает, прежде всего, определение ее целевых установок, что, в свою очередь, возможно лишь в опоре на представление о цели реабилитации инвалидов в целом.

В качестве таковой чаще всего рассматривается их социальная интеграция, однако, как показывает анализ, подобный подход, ставший едва ли не традиционным, в действительности весьма противоречив и с общенаучной, социологической, и с собственно дефектологической точки зрения 5.

Адекватное решение вопроса о цели реабилитации инвалидов может быть найдено в опоре на ту научную категорию, которая удовлетворяла бы следующим трем требованиям.

Прежде всего, искомая категория должна носить общесоциологический характер, обеспечивая, тем самым, рассмотрение специфических социальных проблем инвалидов в контексте задач социальной политики и совершенствования жизни общества в целом. Во-вторых, необходимо, чтобы эта категория фиксировала и отражала – в качественном аспекте – всю совокупность освоенных и используемых инвалидами форм и способов социальной жизнедеятельности, типичные черты их поведения в основных сферах социальной практики, а также особенности склада их мышления. В-третьих же, категория, базовая для определения цели реабилитации инвалидов, должна быть применимой ко всем социально-уровневым измерениям, в которых они предстают как объект реабилитации, т.е. охватывать и индивидуально-личностный уровень, и уровень малой социальной группы, и наконец, уровень групповой общности 6.

Этим требованиям в их комплексе в полной мере удовлетворяет категория «образ жизни» 7. И именно в опоре на нее может и должна быть определена цель реабилитации инвалидов в целом: она состоит в обеспечении их способности и готовности к реализации нормативного для конкретно-исторических условий образа жизни, т.е. образа жизни, который не вступал бы в противоречие с образом жизни остальных граждан общества.

Между тем, образ жизни имеет и свою экономическую сторону, охватываемую понятием «уровень жизни», и психолого-педагогическую, связанную с особенностями поведения и общения личности и социальных групп, фиксируемыми понятием «стиль жизни» 8.

С этих позиций и могут быть с достаточной четкостью определены содержательно-целевые установки педагогической реабилитации инвалидов: они состоят в обеспечении их способности и готовности к реализации нормативного для конкретно-исторических условий стиля жизни.

В русле данного концептуального подхода, неоднократно и в различных форматах представлявшегося профессиональному сообществу 9, 10, 11 и др. и востребованного как в коррекционной педагогике 12, так и в смежных с ней научно-практических областях 13, могут быть определены основные принципы педагогической реабилитации детей-инвалидов в системе их комплексной реабилитации:

  • осуществление педагогической реабилитации в единстве с медицинской, инженерной н психологической реабилитацией;
  • непрерывность реабилитационно-педагогического сопровождения;
  • направленность на всестороннюю реабилитацию детей-инвалидов;
  • взаимосвязь профессионального образования и профессионального обучения, социально-бытового образования и культурно-просветительной работы в реабилитационно-педагогическом процессе;
  • единство социально-педагогической и индивидуально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
  • единство индивидуально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и педагогической коррекции.
  • 1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04.01.99 №5-ФЗ). URL: https://rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html
  • 2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
  • 3. Вяхякуопус Е., Кантор В.З. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы: Учебно-методический комплекс. М.: Папирус. 2009. 303 с.
  • 4. Евсеев С.П., Шапнова Д. В. Адаптивная физическая культура Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2004. 240 с.
  • 5. Измайлова Л.С. Социально-педагогическая реабилитация лиц с нарушением слуха : дис. ... канд. пед. наук. – СПб. 2010. 224 с.
  • 6. Ионин П.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Логос, 1998. 280 с.

Библиография


Кантор В.З. Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 40 2020 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/pedagogical-rehabilitation-in-the-system-of-complex-rehabilitation-of-children-with-disabilities-and-disabilities-conceptual-aspects (Дата обращения: 08.05.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности