Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах № 41
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Тяжелые и множественные нарушения развития: изучение и помощь

Тяжелые и множественные нарушения развития: изучение и  помощь
Данный выпуск Альманаха посвящен одной из самых острых проблем современной теории и практики – изучению и обучению детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Актуальность проблемы определяется многочисленностью и неоднородностью этой категории детей, они составляют более 40 процентов группы лиц с ОВЗ, а сочетание первичных нарушений и их тяжесть представляют собой бесконечное множество вариантов, поэтому вопросы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями волнуют сегодня родителей, исследователей и практиков, организаторов образования, преподавателей университетов и студентов. Им и адресован этот выпуск. Подробнее о выпуске»

Социо-культурные контексты становления практики помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Н.Н. Малофеев
Предмет анализа – социокультурный контекст, в котором обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и помощь их семьям официально признаются обязательными. Представлена периодизация эволюции отношения общества и государства к детям с множественными нарушениями развития. Раскрыты изменения социокультурного контекста и соответствующие им изменения нормативно-правовой базы образования, необходимые для развития практики обязательного обучения детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития. На опыте европейских стран и России показано, что истории развития теории и практики обучения детей с множественными нарушениями связаны, но не идентичны.
Читать статью   Ключевые словакомплексные нарушения, основы дефектологии, основы коррекционной педагогики, специальное образование, инклюзия

Тифлосурдопедагогика - практике образования детей с множественными нарушениями развития

Е.Л. Гончарова
В статье представлена отечественная научная традиция обучения слепоглухих детей. Раскрыты методологические основы школы И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, ключевые положения теории обучения детей с бисенсорными нарушениями, целостная система специальных методов развития речи и обучения чтению. Внимание фокусируется на базовых положениях системы обучения слепоглухих, являющихся основополагающими для обучения детей с множественными нарушениями развития.
Читать статью   Ключевые словаосновы дефектологии, основы коррекционной педагогики, слепоглухие дети, дети с комплексными нарушениями, дети со сложными нарушениями, дети со сложной структурой дефекта

Основные направления реализации междисциплинарного взаимодействия в оказании помощи детям-инвалидам, оставшимися без попечения родителей

А.В. Битова, О.В. Караневская, А.Ю. Новиков, А.К. Фадина
В статье рассматривается реализация междисциплинарного подхода в оказании комплексной помощи детям-инвалидам с психическими нарушениями, оставшимся без попечения родителей.
Читать статью   Ключевые словамеждисциплинарный подход, детский дом-интернат, дети- инвалиды, воспитанники детских-домов интернатов, качество жизни детей-инвалидов, особые образовательные потребности, специальные условия

Использование музыкальных занятий в нейропсихологической практике диагностики и коррекции тяжелых нарушений психического развития

И.С. Константинова
В статье рассматривается музыкальное занятие как адекватная форма психологической помощи детям с тяжелыми нарушениями развития. Предлагается нейропсихологический анализ его особенностей и возможностей. Описывается примерная последовательность работы по развитию энергетического, информационного и регуляционного блоков мозга.
Читать статью   Ключевые словамузыкальное занятие, нейропсихологическая диагностика, нейропсихологическая коррекция, тяжелые множественные нарушения развития

Опыт оценки сформированности навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями

М.В. Демидова, Т.А. Басилова
Данное исследование посвящено оценке навыков самообслуживания (прием пищи, раздевания, одевания, умывания и пользования туалетом) у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. При диагностике использовалась система оценки формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития М.В. Переверзевой. Результаты исследования показали возможности использования данных методик для психолого-педагогической диагностики, определения направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения и оценки их эффективности.
Читать статью   Ключевые словадети с тяжелыми множественными нарушениями, формирование навыков самообслуживания, психолого-педагогическая диагностика развития, направления коррекционной работы

Готовность к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации специалистами детских домов-интернатов

Т.А. Бондарь, О.В. Караневская
В статье рассматривается проблема готовности специалистов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оставшихся без попечения родителей, к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в ежедневной практике.
Читать статью   Ключевые словаальтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, специалисты, работающие с детьми-инвалидами, оставшимися без попечения родителей

Какие особенности речи у учеников с РАС нужно учитывать в образовательной практике

А. Гузьен-Дебьян
По сравнению с другими симптомами, лингвистическим особенностям учеников с аутизмом уделяется недостаточно внимания для понимания их особых образовательных потребностей, и они, часто, не учитываются в адаптивных практиках обучения этих детей. В данной статье рассматриваются основные характеристики речи детей с аутизмом с целью определить полезные практики их обучения. Это должно позволить понять пути преодоления начальных трудностей понимания и использования речи учениками с РАС.
Читать статью   Ключевые словарасстройство аутистического спектра, лингвистические особенности, адаптивные практики обучения, исполнительные функции, особые образовательные потребности

Опыт абилитации детей с ТМНР в группе «Адаптация» Свято-Софийского социального дома

М.Г. Попова
В статье описывается уникальный опыт работы психолого-педагогической команды с детьми, подростками и взрослыми, имеющими ТМНР и проведшими большую часть жизни в условиях детского дома-интерната. Несмотря на достижение частью группы взрослого возраста, актуальными для всех ребят остаются задачи социализации, освоения окружающего мира, коммуникации и формирования простейших бытовых навыков.
Читать статью   Ключевые словатяжелые множественные нарушения развития, социализация, бытовые навыки

Предисловие к книге Эльзы Хейссерман «Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития»

А.Р. Лурия
Предисловия редактора – А.Р. Лурии к книге Эльзы Хейссерман «Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития», изданной в 1964 году издательством «Просвещение»
Читать статью   Ключевые словадиагностика интеллектуального развития, диагностика сенсорного развития, диагностика эмоционального развития, психическое развитие ребенка