Выпуски

Тяжелые и множественные нарушения развития: изучение и помощь

Альманах № 41 · · 2020 год

Альманах № 41. Тяжелые и множественные нарушения развития: изучение и  помощь
Данный выпуск Альманаха посвящен одной из самых острых проблем современной теории и практики – изучению и обучению детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Актуальность проблемы определяется многочисленностью и неоднородностью этой категории детей, они составляют более 40 процентов группы лиц с ОВЗ, а сочетание первичных нарушений и их тяжесть представляют собой бесконечное множество вариантов, поэтому вопросы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями волнуют сегодня родителей, исследователей и практиков, организаторов образования, преподавателей университетов и студентов. Им и адресован этот выпуск.

Социо-культурные контексты становления практики помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Малофеев Н.Н.
Предмет анализа – социокультурный контекст, в котором обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и помощь их семьям официально признаются обязательными. Представлена периодизация эволюции отношения общества и государства к детям с множественными нарушениями развития. Раскрыты изменения социокультурного контекста и соответствующие им изменения нормативно-правовой базы образования, необходимые для развития практики обязательного обучения детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития. На опыте европейских стран и России показано, что истории развития теории и практики обучения детей с множественными нарушениями связаны, но не идентичны.
Ключевые слова

Социо-культурные контексты становления практики помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития

комплексные нарушения
основы дефектологии
основы коррекционной педагогики
специальное образование
инклюзия

Тифлосурдопедагогика - практике образования детей с множественными нарушениями развития

Гончарова Е.Л.
В статье представлена отечественная научная традиция обучения слепоглухих детей. Раскрыты методологические основы школы И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, ключевые положения теории обучения детей с бисенсорными нарушениями, целостная система специальных методов развития речи и обучения чтению. Внимание фокусируется на базовых положениях системы обучения слепоглухих, являющихся основополагающими для обучения детей с множественными нарушениями развития.
Ключевые слова

Тифлосурдопедагогика - практике образования детей с множественными нарушениями развития

основы дефектологии
основы коррекционной педагогики
слепоглухие дети
дети с комплексными нарушениями
дети со сложными нарушениями
дети со сложной структурой дефекта

Основные направления реализации междисциплинарного взаимодействия в оказании помощи детям-инвалидам, оставшимися без попечения родителей

Фадина А.К. , Новиков А.Ю. , Караневская О.В. , Битова А.В.
В статье рассматривается реализация междисциплинарного подхода в оказании комплексной помощи детям-инвалидам с психическими нарушениями, оставшимся без попечения родителей.
Ключевые слова

Основные направления реализации междисциплинарного взаимодействия в оказании помощи детям-инвалидам, оставшимися без попечения родителей

междисциплинарный подход
детский дом-интернат
дети- инвалиды
воспитанники детских-домов интернатов
качество жизни детей-инвалидов
особые образовательные потребности
специальные условия

Использование музыкальных занятий в нейропсихологической практике диагностики и коррекции тяжелых нарушений психического развития

Константинова И.С.
В статье рассматривается музыкальное занятие как адекватная форма психологической помощи детям с тяжелыми нарушениями развития. Предлагается нейропсихологический анализ его особенностей и возможностей. Описывается примерная последовательность работы по развитию энергетического, информационного и регуляционного блоков мозга.
Ключевые слова

Использование музыкальных занятий в нейропсихологической практике диагностики и коррекции тяжелых нарушений психического развития

музыкальное занятие
нейропсихологическая диагностика
нейропсихологическая коррекция
тяжелые множественные нарушения развития

Опыт оценки сформированности навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Басилова Т.А. , Демидова М.В.
Данное исследование посвящено оценке навыков самообслуживания (прием пищи, раздевания, одевания, умывания и пользования туалетом) у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. При диагностике использовалась система оценки формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития М.В. Переверзевой. Результаты исследования показали возможности использования данных методик для психолого-педагогической диагностики, определения направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения и оценки их эффективности.
Ключевые слова

Опыт оценки сформированности навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями

дети с тяжелыми множественными нарушениями
формирование навыков самообслуживания
психолого-педагогическая диагностика развития
направления коррекционной работы

Готовность к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации специалистами детских домов-интернатов

Караневская О.В. , Бондарь Т.А.
В статье рассматривается проблема готовности специалистов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, оставшихся без попечения родителей, к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в ежедневной практике.
Ключевые слова

Готовность к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации специалистами детских домов-интернатов

альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК)
дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития
специалисты
работающие с детьми-инвалидами
оставшимися без попечения родителей

Какие особенности речи у учеников с РАС нужно учитывать в образовательной практике

Гузьен-Дебьян А.
По сравнению с другими симптомами, лингвистическим особенностям учеников с аутизмом уделяется недостаточно внимания для понимания их особых образовательных потребностей, и они, часто, не учитываются в адаптивных практиках обучения этих детей. В данной статье рассматриваются основные характеристики речи детей с аутизмом с целью определить полезные практики их обучения. Это должно позволить понять пути преодоления начальных трудностей понимания и использования речи учениками с РАС.
Ключевые слова

Какие особенности речи у учеников с РАС нужно учитывать в образовательной практике

расстройство аутистического спектра
лингвистические особенности
адаптивные практики обучения
исполнительные функции
особые образовательные потребности

Опыт абилитации детей с ТМНР в группе «Адаптация» Свято-Софийского социального дома

Попова М.Г.
В статье описывается уникальный опыт работы психолого-педагогической команды с детьми, подростками и взрослыми, имеющими ТМНР и проведшими большую часть жизни в условиях детского дома-интерната. Несмотря на достижение частью группы взрослого возраста, актуальными для всех ребят остаются задачи социализации, освоения окружающего мира, коммуникации и формирования простейших бытовых навыков.
Ключевые слова

Опыт абилитации детей с ТМНР в группе «Адаптация» Свято-Софийского социального дома

тяжелые множественные нарушения развития
социализация
бытовые навыки

Предисловие к книге Эльзы Хейссерман «Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития»

Лурия А.Р.
Предисловия редактора – А.Р. Лурии к книге Эльзы Хейссерман «Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития», изданной в 1964 году издательством «Просвещение»
Ключевые слова

Предисловие к книге Эльзы Хейссерман «Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития»

диагностика интеллектуального развития
диагностика сенсорного развития
диагностика эмоционального развития
психическое развитие ребенка
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности