Выпуски

Детский аутизм: пути понимания и помощи

Альманах №58 · Выпуск шестой · 2025 год

Альманах №58. Детский аутизм: пути понимания и помощи
Выпуск посвящен проблемам диагностики и коррекционной помощи при расстройствах аутистического спектра. Психологическая классификация детского аутизма представлена в новом варианте, дополненном и уточненном на основании исследований последних лет. Обсуждается крайне актуальная тема диагностики интеллектуальных возможностей людей с аутизмом; раскрыты особенности методов психологической помощи детям и подросткам с РАС, основанные на проработке их личного опыта. Представлены фундаментальные принципы системного подхода к проектированию непрерывного образования детей с РАС, реализованные при построении модели «Регионального центра аутизма» г. Санкт-Петербурга и отработанные на протяжении трех десятилетий. Помощь людям с РАС в овладении средствами коммуникации раскрывается в двух важных направлениях – создания технологии обучения чтению детей с аутизмом и интеллектуальными нарушениями и в специальном исследовании, посвященном изучению нуждаемости взрослых, проживающих в психоневрологических интернатах, в средствах альтернативной и дополнительной коммуникации.

Психологическая типология аутистических расстройств

Никольская О.С.
Представлены психологические характеристики четырех групп детей с РАС, различающихся по тяжести и специфике проявлений расстройств. Показывается, что качественные отличия могут быть обусловлены одной первичной недостаточностью в разной степени критичности, снижающей выносливость ребенка в контактах со средой, дезадаптирующей его в решении витально-значимых адаптационных задач. Степень снижения выносливости определяет уровень блокирования развития отношений ребенка с миром; специфику его дезадаптации, тяжесть и качество нарушений психического развития. Группы не рассматриваются как отдельные клинические формы и используются как ориентиры в дифференцированной психологической диагностике РАС, постановки задач и оценке динамики коррекционной работы.
Ключевые слова

Психологическая типология аутистических расстройств

расстройства аутистического спектра
полиморфизм их клинических проявлений
трудности градации выраженности аутистических проблем
психологическая типология детского аутизма
выделение четырех групп детей с аутизмом как уровней нарушения адаптационных возможностей ребенка в контактах со средой и людьми.

Особенности применения теста Векслера (WISC) для детей с расстройствами аутистического спектра

Шаргородская Л.В.
В статье рассматриваются вопросы использования диагностических методик для определения уровня интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в том числе теста Векслера WISC. Определены особенности и направления адаптации и модификации стандартизированных методик при проведении психологических обследований детей с РАС. Рассмотрены ограничения и трудности, возникающие при определении уровня интеллекта у детей с РАС, и способы их преодоления.
Ключевые слова

Особенности применения теста Векслера (WISC) для детей с расстройствами аутистического спектра

расстройства аутистического спектра
стандартизированные тесты
интеллект
тест Векслера
психодиагностика
дети с РАС

Развитие индивидуального эмоционального опыта ребенка с аутизмом

Баенская Е.Р.
В статье рассматривается понятие эмоционального опыта как важнейшей составляющей индивидуального аффективного опыта ребенка; анализируются его содержание у ребенка дошкольного возраста при нормальном развитии, особенности и трудности его формирования у детей с расстройствами аутистического спектра. Показано, как решается задача развития эмоционального опыта у ребенка с РАС в русле эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутистических расстройств; выделяются последовательные этапы этой работы; приводятся ее методы.
Ключевые слова

Развитие индивидуального эмоционального опыта ребенка с аутизмом

ребенок с аутизмом
расстройства аутистического спектра (РАС)
ранний и дошкольный возраст
эмоциональный смысл
индивидуальный эмоциональный опыт
разделенное переживание

«Личные истории» - метод коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Баенская Е.Р. , Либлинг М.М. , Антонова И.Д.
В статье представлен метод создания «Личных историй», разработанный в русле эмоционально-смыслового подхода к коррекции расстройств аутистического спектра. Метод основан на использовании эмоционально значимых для ребенка впечатлений, которые фиксируются на фотографиях или рисунках, комментируются и обсуждаются, включаются в смысловой контекст и выстраиваются в логической последовательности. Рассматриваются цели и задачи метода, направленного на проработку личного опыта ребенка, которая происходит в совместном со взрослым переживании и осмыслении житейских событий. Проводится сравнение метода «Личных историй» с методом «Социальных историй», широко распространенным в специальной помощи детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова

«Личные истории» - метод коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

расстройства аутистического спектра
стереотипность
фрагментарность восприятия
эмоционально-смысловой подход
«Личные истории»
осмысление личного опыта
социализация
развитие речи
«Социальные истории»

«Дневник событий и впечатлений» в ряду психокоррекционных методов, разработанных в эмоционально-смысловом подходе

Костин И.А.
Статья посвящена специфике дневниковой работы с детьми, подростками, молодыми людьми с расстройствами аутистического спектра. Описан «Дневник событий и впечатлений» – психокоррекционный метод, разработанный в рамках эмоционально-смыслового подхода, который создан в Институте коррекционной педагогики. Приведен список тех трудностей, на смягчение которых направлено применение этого метода, а также принципы оказания психологической помощи при ведении «Дневника».
Ключевые слова

«Дневник событий и впечатлений» в ряду психокоррекционных методов, разработанных в эмоционально-смысловом подходе

РАС (расстройства аутистического спектра)
дневник
внутренний мир
диалог
эмоциональная оценка
понимание
рефлексия.

Непрерывное образование детей с аутизмом: фундаментальные принципы системного подхода к проектированию и практическому воплощению

Демьянчук Л.Н. , Демьянчук Р.В.
В статье раскрываются фундаментальные принципы системного подхода к решению ключевых задач комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в контексте их непрерывного образования. С акцентом на приоритет образовательной парадигмы работы с аутичными детьми обсуждаются отдельные вопросы организации и содержания взаимодействия между педагогами, родителями и детьми, сочетания образовательной, медицинской и коррекционно-развивающей работы, ориентиров учебной деятельности с учетом особых и специфических образовательных потребностей при аутизме, использования различных коррекционных подходов и методов. Выделяются ключевые условия успешного проектирования моделей непрерывного образования детей с РАС от уровня дошкольного до уровня среднего профессионального образования.
Ключевые слова

Непрерывное образование детей с аутизмом: фундаментальные принципы системного подхода к проектированию и практическому воплощению

аутизм
расстройства аутистического спектра
дети с РАС
особые образовательные потребности
непрерывное образование
педагогическое проектирование

Оценка нуждаемости в использовании альтернативной и дополнительной коммуникации и визуальных опор взрослых людей, проживающих в психоневрологических интернатах

Битова А.Л. , Караневская О.В.
Нарушения речи (отсутствие или крайние затруднения ее использования) выступают как одно из наиболее частых составляющих тяжелых нарушений психического развития. Нарушения устной речи оказывает негативное влияние на качество жизни, ограничивая возможности выражения собственных потребностей, препятствуя социальному взаимодействию. Важным условием нормализации жизни выступает внедрение средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) и визуальных опор. Результаты: Определен процент нуждаемости в использовании АДК и визуальных опор, выделены основные шаги внедрения АДК и визуальных опор для проживающих психоневрологических интернатов (ПНИ). Описан кейс, посвященный выбору средств АДК и визуальных опор, для молодого человека с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова

Оценка нуждаемости в использовании альтернативной и дополнительной коммуникации и визуальных опор взрослых людей, проживающих в психоневрологических интернатах

взрослые люди с нарушениями психического развития; нарушения речевой коммуникации; интеллектуальные нарушения; расстройства аутистического спектра; средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК); визуальные опоры; условия внедрения средств АДК и визуальных опор

Специфика реализации технологии обучения чтению младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

Чернышова Е.А.
В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку и апробацию технологии обучения чтению детей с РАС и интеллектуальными нарушениями. Описаны результаты диагностики готовности учащихся к освоению чтения, основанные на оценке функционального базиса чтения. На основании сравнительного анализа результатов диагностики выделены типологические группы обучающихся, нуждающиеся в разном подходе при обучении чтению. Раскрыты особенности технологии обучения чтению, основанной на дифференцированном подходе; описаны специальные условия, содержание и основные направления работы с детьми разных типологических групп.
Ключевые слова

Специфика реализации технологии обучения чтению младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

чтение
готовность к обучению чтению
функциональный базис чтения
дети с расстройствами аутистического спектра
дети с интеллектуальными нарушениями
технологи обучения
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности