Альманах №58
27.04.2025 Дата публикации статьи: 27.04.2025
Альманах №58 · Детский аутизм: пути понимания и помощи
Альманах №58 · Детский аутизм: пути понимания и помощи

«Дневник событий и впечатлений» в ряду психокоррекционных методов, разработанных в эмоционально-смысловом подходе

Костин И.А. ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики", Москва

Введение: методы эмоционально-смыслового подхода

В эмоционально-смысловом подходе к изучению и психологической коррекции расстройств аутистического спектра (РАС) разработан целый комплекс взаимодополняющих методов психокоррекционной работы, которые в основном подробно описаны в ряде публикаций [1]. Эти методы направлены на эмоциональное стимулирование ребенка и развитие эмоционального контакта с ним, а также на развитие у него понимания – происходящих в его жизни событий, причинно-следственных связей между ними, собственных переживаний и внутреннего мира других людей.

Важным общим принципом этих методов – сюжетной игры, совместного сюжетного рисования, составления «Личных историй» [3] и т.д. – является развитие совместно-разделенного переживания (разделенного между аутичным ребенком и взрослым). Еще один общий принцип этих методов – опора на речь взрослого, основными качествами которой являются ее интонационная выразительность, комментирование значимых для ребенка впечатлений, введение этих впечатлений в игровой и бытовой контекст, добавление в них смысловых акцентов. «… Мы не упрощаем свою речь, не ограничиваемся, например, только комментированием действий ребенка, или проговариванием инструкций и поощрением их выполнения, не пытаемся говорить короткими простыми фразами, опасаясь, что ребенок чего-то не поймет… ориентируясь на те впечатления, которые его радуют, и тот уровень взаимодействия, который ему доступен.» [1]. Некоторым специалистам акцент на речи в эмоционально-смысловом подходе кажется чрезмерным: «…предлагается комментировать действия ребенка, используя достаточно сложную лексику, независимо от того, очевидно ли понимание с его стороны» [7]. На практике комментирование взрослым впечатлений ребенка с РАС выстраивается, как правило, с очень постепенным усложнением, при внимательном отслеживании того, как ребенок реагирует на него.

Методологические основы метода «Дневник событий и впечатлений»

Данный метод разработан на основе тех же принципов, что и другие, разработанные в эмоционально-смысловом подходе: помощь в осмыслении и вербализации эмоциональных впечатлений человека с РАС, развитие совместно-разделенного переживания и поддержание доверительного эмоционального контакта как основы дальнейшего продвижения в эмоционально-личностном развитии. С другой стороны, этот метод «перекликается» и с теми описанными в отечественной литературе методами коррекционной работы с детьми различных нозологий, которые опираются на личный или читательский дневник [4,5]. «Дневник событий и впечатлений» направлен прежде всего на вербальное обозначение настроений, эмоциональных переживаний, впечатлений от значимых жизненных событий ребенка, подростка или уже взрослого человека с РАС. Подобный дневник может помочь ему в освоении как собственного внутреннего мира, так и отношений между людьми.

Использовать этот психокоррекционный метод можно начиная с младшего подросткового возраста, а при относительной сохранности речевой функции – и в работе с младшими школьниками. Специфика метода состоит еще и в том, что он представляет собой совместную работу человека с РАС и доброжелательного внимательного взрослого – члена семьи, специалиста (психолога или педагога), старшего друга. Почему именно очень желательна такая сторонняя поддержка, по крайней мере при запуске дневниковой работы – будет разъяснено ниже.

Коррекционные мишени метода

Можно обозначить следующие проявления тех или иных нарушений развития, в преодолении которых может помочь метод «Дневник событий и впечатлений»:

  • Речевые трудности, в частности трудности построения развернутого спонтанного высказывания;
  • Трудности связного сообщения о своем жизненном опыте: событиях своей жизни, собственных эмоциональных впечатлениях;
  • Связанные со слабостью «модели психического» [9,10] трудности понимания эмоциональных переживаний других людей, сопереживания им и слабая ориентация на обратную связь от партнера по общению, склонность к монологичной коммуникации;
  • Незрелость сферы самосознания, слабая способность к рефлексии: трудности осознания и вербализации собственных чувств, настроения, эмоционального состояния; слабый, в целом, психологический словарь – как пассивный, так и активный;
  • Трудности понимания причинно-следственных связей, осмысленного и целостного восприятия событий, фрагментарность восприятия;
  • Депрессивные тенденции, склонность к устойчиво сниженному настроению, пережитые психологические травмы.

Таким образом, этот коррекционный метод, как и известный метод «Социальные Истории» [6], не направлен на модификацию поведения, хотя его успешное применение может косвенно повлиять на возможности эмоционального самоконтроля человека, смягчение поведенческих проблем.

Определенная специфика отличает этот метод от традиционного личного дневника, который в разные времена вели и до сих пор ведут многие молодые люди. Личный дневник – это важный инструмент рефлексии, самопознания, эмоционального отреагирования, особенно в период интенсивного личностного становления (подростковые, ранние юношеские годы). Но в случае тяжелого нарушения эмоционально-личностного развития, которое неизбежно сопровождает РАС, невозможно ожидать, что молодой человек самостоятельно, без чьей-либо помощи, сможет применить этот инструмент так, чтобы он сыграл развивающую или психотерапевтическую роль. Здесь большое значение имеет поддержка со стороны понимающего доброжелательного собеседника. Без такой поддержки ведение дневника человеком с РАС может выхолоститься, превратиться в еще одну разновидность стереотипной аутостимуляции.

  • Пример 1. Страницы из ежедневно заполняемого дневника взрослого (24 – 26 л.) с РАС, записи в котором день ото дня очень похожи: перечисляется множество событий ежедневной рутины, а эмоционально-оценочные слова практически не встречаются. Молодой человек сам свои записи не перечитывает, спонтанно другим не показывает.

    Можно предположить, что в начальный период формирования привычки вести дневник рядом не оказалось внимательного взрослого, который помог бы обогатить эту деятельность, сделать ее более глубокой и осмысленной, не позволил бы дневнику стать в данном случае столь стереотипным.

    Страница личного дневника ребенка с РАС. 13 сентября. Пятница Страница личного дневника ребенка с РАС. 15 сентября. Воскресенье
  • Пример 2. Подросток, 13 лет с РАС описывает посещение музея. Характерны «сухой» стиль изложения и нарушение последовательности изложения событий, отсутствие эмоционально-оценочных слов, отсутствие смысловой иерархии – рядоположенное перечисление как незначительных, так и центральных событий, связанных с этим посещением.

    Страница личного дневника ребенка с РАС. Поездка в музей на метро с бабушкой. Рукописный текст

Построение коррекционной работы с опорой на «Дневник событий и впечатлений»

Итак, как мы видим, само по себе ведение дневника человеком с РАС далеко не всегда будет иметь какой-либо коррекционно-развивающий эффект. Но оно может стать по-настоящему развивающим, если дневник ведется на основе диалога между человеком с РАС и Другим – доброжелательным собеседником со своим, отличным и неповторимым внутренним миром (переживаниями, точками зрения и т.д.).

Участие заинтересованного и чуткого Другого – помощника, собеседника, на наш взгляд, может включать в себя следующие направления и опираться на следующие принципы:

  1. Обсуждение событий, которые стоит и которые не стоит отражать в дневнике. Как видно из приведенных выше примеров, человеку с РАС может быть трудно самостоятельно дифференцировать важное и неважное, события неординарные и повторяющиеся, совершенно рутинные. Возможная логика помощи в этом – совместно обсуждать выбор таких событий, о которых потом, спустя время, будет «самому интересно читать».
  2. Помощь в фиксации в дневнике не только описания событий, но и их оценок. Выше отмечалось, как трудно может быть человеку с РАС самому добавить эмоционально-оценочные слова к описанию событий своей жизни – такие, как «понравилось, интересно (скучно), весело (грустно), обрадовало (огорчило)» и т.д. Помощник может стимулировать использование подобных оценок и высказывание впечатлений от тех или иных событий, при необходимости уточняя смысл каких-то слов. Иногда (с учетом возраста, уровня социальной активности человека с РАС и его включенности в сообщества ровесников) помощнику целесообразно вводить и сленговые, популярные в подростковой среде слова и выражения («круто», «отстойно» и т.п.), помогать разбираться в их значениях и эмоциональных оттенках, уместности использования в тех или иных ситуациях. Нужно иметь в виду, что владение этой лексикой и ее уместное использование может облегчить адаптацию особого человека в среде сверстников.
  3. Целенаправленное введение в содержание дневника слов, обозначающих эмоции, настроения, черты характера и другие характеристики человека – то есть помощь в более точном понимании и более активном использовании «психологического словаря».
  4. Подчеркнем еще раз, что работа над дневником в данном случае – это диалог. Поэтому помощник может вносить и свои оценки, мнения, эмоции. Но это содержание обязательно должно быть каким-то очевидным образом отделено от того содержания дневника, которое создано его основным автором. Благодаря этому появляется возможность сравнивать оценки, впечатления от одного и того же события разными людьми, обсуждать различия между ними, а значит – и между внутренним миром разных людей.
  5. С точки зрения достижения коррекционных целей, не имеет большого значения форма ведения дневника – это может быть текстовый файл, «Заметки» в смартфоне или записи на бумаге. Целесообразно использовать тот способ, который наиболее освоен и легок на практике для конкретного человека.
  6. С помощью метода «Дневник событий и впечатлений» можно помогать человеку с РАС не только осмыслять происходящее в его жизни ныне, но также прожить и осмыслить события прошлого, в том числе давние, детские. Так, в работе с применением этого метода могут возникать воспоминания из детства – какие-то очаровывающие впечатления, привязанности, страхи. Могут быть затронуты и конфликты с близкими: бывает, что при совместной работе над дневником в той или иной форме актуализируются воспоминания о ссорах и конфликтах с родными, пугающие впечатления, отголоски психологических травм. При этом, как известно, сама по себе возможность назвать и осмыслить причину страха уже является большим шагом к его изживанию в детском возрасте; но детям и взрослым с РАС в этом, как правило, также нужна внешняя помощь [2].

    Для изживания страхов, для развития рефлексии и самосознания полезно помочь аутичному человеку сравнить «себя-нынешнего» и «себя-прошлого (маленького)». Такое сравнение нередко переживается выросшими аутичными детьми как удивительное открытие, если помочь им поразмышлять на тему «что во мне осталось таким же, а что изменилось».

    • Пример 3. Из работы с подростком 15 лет с «высокофункциональной» формой РАС. Цитата из записей, которые велись на коррекционных занятиях, несколько подредактирована, однако основные особенности речевого строя сохранены:

      «Я иногда (в 4 года) пел песни, специально искажая голос. Было это из-за того что я не понимал в этих песнях, хотя они мне нравились. Но в таких случаях когда я пел ужасно искаженным голосом, то на меня мама из-за этого очень сильно ругалась, говоря мне: «Что же это такое, а ну-ка вставай, быстро вставай, нельзя так себя вести, ни «Марсика», ничего не куплю». Сейчас я люблю не только играть на синтезаторе, но и люблю очень петь своим обычным голосом. Я особенно люблю петь в сопровождении караоке. Сейчас мне нравится петь спокойным голосом.»

    В этом тексте возникает напряженное воспоминание из дошкольного возраста: аутостимуляторные провокации ребенка и аффективно яркая реакция на них мамы. Во второй части этого отрывка подчеркивается дистанция между «нынешним» молодым человеком и «тем» мальчиком, который так дразнил и провоцировал маму. Эта часть введена в текст с некоторой помощью (по инициативе) психолога.

  7. Для достижения коррекционных целей значение имеет не только ведение записей, но и возвращение к дневнику: перечитывание, возможно, внесение в него каких-то изменений и дополнений. Перечитывание старых дневниковых записей позволит человеку с РАС осознать происходящие с ним изменения, пережить еще раз эмоции, связанные с тем или иным приятным событием (так же, как пересматривание старых фотографий). Воспроизведение в памяти приятных событий и связанных с ними чувств может сыграть определенную положительную роль в отношении профилактики депрессивных тенденций, которые нередко отмечаются у подростков и молодых людей с РАС [8]. Поэтому работа с дневником не заканчивается после того, как сделаны записи; участие внимательного помощника-собеседника, скорее всего, будет полезно и при возвращении к ним.

  8. По возможности, целесообразно сочетать дневниковую работу с совместной с аутичным человеком проработкой художественных текстов: книг (особенно основанных на реальном жизненном опыте автора) и фильмов. Эта работа также помогает человеку с РАС соотнести свой эмоциональный опыт с опытом других людей, а кроме того – провести параллели и ассоциации с переживаниями персонажей, глубже укорениться в родной культуре.
  9. Последний принцип совместной дневниковой работы, который необходимо соблюдать – это принцип конфиденциальности и уважения к личному психологическому пространству человека с РАС, независимо от его возраста и когнитивного уровня. Если помощником выступает не член семьи, а специалист, то любое распространение содержания дневника возможно только с разрешения его автора. На практике может казаться полезной передача содержания дневника близким ребенка (подростка) с РАС, чтобы работа с дневником продолжалась и дома, в частности дополнялась деталями, известными только членам семьи. Но принцип соблюдения конфиденциальности в данном случае особенно важен еще и в связи с тем, что людям с РАС трудно отстаивать свои личностные границы, они зачастую слабо их чувствуют и даже с большим трудом могут сформулировать свои желания и предпочтения (а ведь, отчасти, на развитие именно этой способности направлена дневниковая работа!). Поэтому необходимо с автором дневника обсудить, будет ли уместно передать дневник кому-то из членов семьи, возможно ли продолжение работы над ним вместе с кем-то из близких, не будет ли в этом определенной неловкости. С кем-то будет полезно расширить это обсуждение: какими именно событиями, впечатлениями хочется и одновременно удобно поделиться с членами семьи, со знакомыми, с педагогом и т.д.; какие фрагменты дневника будут интересны другим людям и кому именно, почему?

Заключение: перспективы использования и исследования данного метода

Помощью в развитии самосознания, рефлексии, способности связно изложить события и высказаться о своем состоянии и впечатлениях могут заниматься в первую очередь близкие человека с РАС, а также психологи в специализированных центрах, в школах и учебных заведениях профессионального образования (что желательно, но на практике реализуется очень не часто). Таким образом, представляя «Дневник событий и впечатлений» как коррекционный метод, нам хочется отметить его принципиальную тиражируемость и воспроизводимость: для помощи в дневниковой работе достаточно быть доброжелательным и заинтересованным собеседником, занимающим помогающую позицию, выстраивающим диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека с РАС.

Мы можем предположить, что «Дневник» может применяться далеко не только для помощи людям с РАС (хотя нам не известен опыт работы с опорой на этот метод с подростками и юношами с другими особенностями развития или нозологиями). Возможно, эти наработки окажутся полезными и для психологов МЧС при оказании помощи людям, переживающим травматический опыт. Но именно в случае аутистических расстройств, как нам кажется, совместная дневниковая работа может помочь в достижении широкого спектра целей: развития самосознания и способности выразить свой внутренний мир, осмысления впечатлений от тех или иных событий, развития речи, улучшения понимания других людей, смягчения тревоги, интеграции жизненного опыта.

В связи с этим дальнейшие исследования «Дневника событий и впечатлений» как метода психокоррекционной работы, опыта его применения в различных условиях в работе с подростками и взрослыми, нуждающимися в психологической помощи, являются, как нам кажется, актуальной задачей специальной психологии.

  • 1. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / О.С. Никольская и др.; ответственный редактор О.С. Никольская. – М : Издательство Юрайт, 2022. – 295 с.
  • 2. Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Страхи у детей с аутизмом. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 7. С. 26 – 32.
  • 3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе – Альманах Института коррекционной педагогики. 2005. № 9. // https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/knizhnoe-prilozhenie/vnutrennij-mir-cheloveka-kak-predmet-izucheniya-v-speczialnoj-shkole
  • 4. Гончарова Е.Л. Читательское развитие детей с КИ, завершивших 3П-реабилитацию: ориентиры специалиста.—Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. № 49 // https://alldef.ru/ru/articles/almanac-49/readers-development-of-children-after-ci-and-completion-of-3r-rehabilitation-specialists-guidelines
  • 5. Грей К. Социальные Истории. Инновационная методика для развития социальной компетенции у детей с аутизмом – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. -- 432 с.
  • 6. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии – М.: РОБО Общество помощи аутичным детям «Добро», 2010. – 103 с.
  • 7. Психическое здоровье и синдром Аспергера // https://www.aspergers.ru/node/129
  • 8. Фрит У. Аспергер и его синдром // https://www.aspergers.ru/node/466
  • 9. Howlin P, Baron-Cohen S, Hadwin J. Teaching children with autism to mind-read. A practical guide for teachers and parents. 1999.

Библиография


Костин И.А. «Дневник событий и впечатлений» в ряду психокоррекционных методов, разработанных в эмоционально-смысловом подходе. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №58 2025 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-58/a-diary-of-events-and-impressions-among-methods-of-psychological-correction-designed-in-emotional-and-meaningful-approach (Дата обращения: 14.05.2025)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности