Альманах №1
24.02.2000 Дата публикации статьи: 24.02.2000
Альманах №1 · Современный этап развития системы помощи детям с особыми образовательными потребностями
Альманах №1 · Современный этап развития системы помощи детям с особыми образовательными потребностями

Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования

Малофеев Н.Н. «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Предыдущая статья была посвящена рассмотрению результатов исследования процесса становления и развития отечественной системы специального образования. В ней были представлены:

  • периодизация эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней;
  • периодизация развития национальных систем специального образования;
  • фрагменты сопоставительного анализа соответствующих этапов в развитии систем специального образования в Западной Европе и в России;
  • результаты сопоставительного анализа;
  • общие с другими странами закономерности и специфические особенности развитии отечественной системы специального образования;
  • характеристика современного этапа.

Проведенное исследование явилось основой для построения Институтом коррекционной педагогики РАО программы исследований, направленной на научное обеспечение стратегии и тактики переходного периода в развитии отечественной системы специального образования. (См.: "Современное состояние коррекционной педагогики" (раздел "Пути планомерного выхода из кризиса, роль науки") // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 6-7).

В настоящее время на основе результатов проведенного исследования разработан Проект Программы мер, направленных на создание условий для планомерного перехода системы специального образования на качественно новый этап своего развития, ее структурного совершенствования. Учитывая глубину экономического кризиса в стране, мы не предлагаем государству реализовать эту программу сразу и в полном объеме. Мы отдаем себе отчет в том, что она рассчитана на весьма продолжительный срок и может выполняться поэтапно. Но такого рода программа совершенно необходима уже сегодня для того, чтобы зафиксировать стратегический путь развития системы специального образования, ближайшие и перспективные задачи, определить тактику реализации заявленной стратегии развития, выделить этапы на этом пути, определить их последовательность, объединить усилия разных категорий специалистов смежных областей, всех заинтересованных лиц на одном пути.

Считаем необходимым подчеркнуть, что представляемый проект направлен, прежде всего, на консолидацию усилий профессионалов разного профиля (экономистов, юристов, руководителей органов образования, здравоохранения, социальной защиты, социологов, медиков, психологов, педагогов, программистов). Данный проект рассчитан также на объединение высококвалифицированных профессионалов - дефектологов, работающих в различных организациях разных регионов страны. Мы предлагаем проект программы к рассмотрению и обсуждению на государственном уровне и к широкому обсуждению в среде ученых и практиков, работающих в области помощи детям с нарушениями в развитии.

В программе выделены два основных направления:

  • создание системы условий для стабильного функционирования ныне действующей государственной системы специального образования всех категорий детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии, что соответствует целям завершения второго этапа в развитии национальной системы специального образования (по предложенной нами периодизации);
  • проектирование системы специального образования XXI века, что соответствует подготовке планомерного перехода системы на следующий,- третий этап своего развития (по предложенной нами периодизации).

Каждое направление предполагает решение целого ряда взаимосвязанных задач, описание которых представлено в разделах и подразделах Программы.

Принципиально важно подчеркнуть, что предлагаемая программа предполагает параллельное решение задач по обоим выделенным направлениям.

ПРОЕКТ

ПРОГРАММА скоординированных мер для планомерного перехода отечественной системы специального образования на новый этап своего развития (в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями ООН в области прав детей, прав инвалидов)

Раздел I. Информационное обеспечение процесса принятия решений в области структурного совершенствования системы специального образования.

  1. Создание национальных банков данных:
    • о детях-инвалидах, детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;
    • о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;
    • о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих реабилитацию средствами образования;
    • о системе подготовки и переподготовки кадров специалистов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;
    • о системе подготовки и переподготовки кадров специалистов, обеспечивающих реабилитацию средствами образования.
  2. Создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений (Минобразования России - региональные органы управления в сфере образования - директора специальных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных центров).

Раздел II. Создание условий для качественного функционирования психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) на территории страны с целью адекватного определения форм обучения и правильного комплектования специальных образовательных учреждений всех типов.

  1. Экспертизация ранее разработанных диагностических методик для использования в условиях ПМПК, их лицензирование.
  2. Создание национального банка данных о лицензированном диагностическом инструментарии.
  3. Экспертизация ныне действующих нормативных документов, регулирующих деятельность ПМПК, и оснащение всех ПМПК страны адекватной нормативной документацией.
  4. Поэтапное внедрение через систему высшей школы и систему повышения квалификации пролицензированных наборов диагностического инструментария, методик применения.

Раздел III. Создание условий для стабильного функционирования ныне действующих типов специальных образовательных учреждений для всех категорий детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.

  1. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех видов нормативной документацией (положение о специальных образовательных учреждениях, учебные планы, учебные программы и т.д.) с целью стабилизации деятельности специализированных образовательных учреждений и регуляции соотношения традиционных и инновационных подходов.
  2. Создание национального банка данных о научной, методической, справочно-информационной литературе, технических средствах и изделиях для комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии; реабилитации средствами образования.
  3. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех видов набором апробированных учебников и дидактических материалов для учащихся.

Выявление потребностей разных регионов страны в учебниках с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переиздания и доиздания учебной литературы для ныне действующей системы специального образования.

  1. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех видов методической литературой.

Выявление потребностей разных регионов страны в методической литературе с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переиздания и доиздания методической литературы для ныне действующей системы специального образования.

  1. Внедрение инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания образования в условиях специализированных образовательных учреждений.
  2. Материально-техническое обеспечение специальных образовательных учреждений (с привлечением региональных источников финансирования).

Выявление потребностей разных регионов страны в материально-техническом обеспечении специальных образовательных учреждений с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана материально-технического переоснащения и дооснащения действующей системы специального образования.

Раздел IV. Создание условий для взаимодействия структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии (в пределах ныне действующей образовательной системы).

  1. Создание национального банка данных о педагогическом опыте, теоретических и методических разработках и результатах в области интегративных подходов к образованию детей-инвалидов и детей с разными нарушениями в развитии.
  2. Обеспечение специалистов (общеобразовательных и специальных образовательных учреждений) и родителей информацией об уже имеющихся, экспертизированных и апробированных (в течение более 10 лет) формах и моделях интеграции в обучении детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии, необходимых условиях успешного интегрированного обучения, отрицательных и положительных последствиях интегрированного обучения.
  3. Разработка положения о новых функциях специальных школ и дошкольных учреждений как центров (в микрорайоне, регионе) для оказания специализированной помощи в реализации особых образовательных потребностей интегрированных детей.
  4. Организация системы межведомственного обсуждения условий, моделей интегрированного обучения, достигаемых результатов, возникающих проблем и возможных перспектив интеграции (проведение всероссийских конференций, круглых столов, работа со СМИ).
  5. Создание предпосылок для обоснованного внедрения апробированных и эффективных в условиях России моделей интеграции.

Раздел V. Создание правовых и организационных условий для эффективного взаимодействия ПМПК, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений.

Раздел VI. Упорядочивание функционирования системы повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями в развитии в условиях ныне действующей системы образования, а также повышения квалификации преподавателей дефектологических факультетов педагогических университетов и ВУЗов.

  1. Выявление потребности в профессионально подготовленных кадрах разного профиля для ныне действующей системы специального образования, ПМПК, реабилитационных центров.
  2. Создание обоснованной, скоординированной, федеральной программы подготовки и переподготовки кадров для системы специального образования, ПМПК, реабилитационных центров(с учетом федеральных и региональных компонентов подготовки специалистов).
  3. Экспертизация и лицензирование ведущих федеральных и региональных центров, способных качественно проводить подготовку и переподготовку кадров.
  4. Модельная реализация разработанной программы подготовки и переподготовки кадров в полном объеме (в отдельных регионах) с последующей оценкой эффективности работы специальных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных центров, достигаемой за счет повышения квалификации кадров.
  5. Разработка моделей дистантных форм переподготовки специалистов, их экспериментальное внедрение (в отдельных регионах) и соответствующее сетевое объединение (с последующей оценкой повышения эффективности работы специальных образовательных учреждений).
  6. Создание на базе Института коррекционной педагогики РАО - ведущего научно-исследовательского Института страны - федерального центра непрерывного образования преподавателей профильных факультетов и кафедр педвузов и университетов с целью преодоления дефицита преподавательских кадров и оптимального внедрения в вузовскую систему подготовки специалистов новейших научных разработок в области обучения всех категорий детей с отклонениями в развитии:
    • разработка положения о центре; концепции подготовки и переподготовки вузовских кадров;
    • разработка стандартов достижений;
    • модульных программ обучения преподавателей профильных факультетов и кафедр разного профиля;
    • разработка программно-методического обеспечения обучения преподавателей;апробация модульной системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров отдельных (модельных) факультетов и специализированных кафедр страны;
    • оценка эффективности проведенной подготовки и корректировка апробированных программ обучения специалистов по ее результатам;
    • разработка скоординированного перспективного плана подготовки и переподготовки преподавательских кадров профильных факультетов и кафедр педвузов страны.

Раздел VII. Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии.

  1. Создание условий для планомерного развития системы подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии к жизни в обществе:
    • разработка шкал развития жизненной компетентности (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме, жизненного кругозора, жизненного и профессионального самоопределения, социальной мобильности);
    • разработка инструментария для оценки уровня достижений по каждой из указанных выше шкал жизненной компетенции;
    • экспертизация отдельных компонентов программ целенаправленного формирования жизненной компетенции, разработанных применительно к разным категориям детей;
    • определение возможности и целесообразности распространения (переноса) программ формирования жизненной компетентности с одной категории детей на другую;
    • определение потребности в разработке новых компонентов программ целенаправленного формирования жизненной компетентности для разных категорий детей с отклонениями в развитии;
    • определение условий для внедрения в действующую систему специального образования программ целенаправленного формирования жизненной компетентности;
    • определение оптимального для каждого вида специальных образовательных учреждений соотношения собственно образовательных программ (норма образованности) и программ формирования жизненной компетенции (норма жизненной компетентности) и на этой основе разработка специализированного стандарта для ныне действующей системы специального образования всех категорий детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.
  2. Создание условий для планомерного развития системы профессионального самоопределению подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии:
    • системный анализ современного передового опыта трудовой и допрофессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии в разных регионах страны;
    • экспертизация, лицензирование и внедрение программ профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии;
    • организация модельных региональных центров профессионального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии на базе специальных образовательных учреждений;
    • организация модельных региональных центров подготовки и переподготовки кадров специалистов для системы профессионального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с нарушениями в развитии;
    • разработка программно-методического, технического и технологического оснащения процесса обучения детей-инвалидов профессиям, конкурентно способным на современных региональных рынках труда.
  3. Создание условий для включения детей-инвалидов в культурную жизнь общества.
  4. Создание условий для реализации прав детей-инвалидов на полноценное информационное обслуживание.

Раздел VIII. Создание условий для реализации права родителей или лиц их заменяющих на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики и комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Раздел IX. Формирование отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии, соответствующего Конвенциям ООН о правах детей и инвалидов, рати-фицированных РФ в 1991 г.

  1. Разработка национальной программы планомерного формирования отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии как к полноценным и полноправным гражданам страны.
  2. Создание национального банка текстовой, видео, кино, аудио-визуальной продукции для использования СМИ в целях преодоления нецивилизованного отношения общества к детям-инвалидам и детям с нарушениями в развитии и пропаганды возможностей сотрудничества и взаимопонимания детей-инвалидов и их нормально развивающихся сверстников.
  3. Формирование адекватного отношения к инвалидам и лицам с нарушениями в развитии через систему школьного образования нормально развивающихся детей с помощью разработки и внедрения специальных факультативных курсов.

Раздел X. Проектирование компонентов системы специального образования XXI века.

  1. Формирование государственной системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии как неотъемлемого и базового структурного элемента - "фундамента" отечественной системы специального образования ХХI века:
    • разработка на основании проведенных исследований и накопленного опыта единой обязательной государственной системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии (по месту жительства) и создание механизма безотлагательного направления их на комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику;
    • разработка системы ранней дифференциальной медико-психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии с целью выявления особых образовательных потребностей каждого ребенка и создания индивидуализированных комплексных программ реабилитации, начиная с первых месяцев жизни;
    • создание государственной системы ранней педагогической коррекции отклонений в развитии и системы помощи семье.
  2. Подготовка опережающего модельного закона о специальном образовании, регулирующего действие государственной образовательной системы для детей с нарушениями в развитии, начиная с первого года жизни ребенка и обеспечивающего гарантию прав ребенка на реализацию общих и особых образовательных потребностей.
  3. Разработка концепции преобразования государственной системы непрерывного образования детей с нарушениями в развитии с учетом ее нового базиса - системы раннего выявления и ранней комплексной реабилитации:
    • определение целей и задач образовательной системы, соотношения норм образованности и норм жизненной компетентности детей на всех ступенях образовательной системы, начиная с первых месяцев жизни;
    • проектирование вертикальной и горизонтальной структур образовательной системы с учетом вариативности достигнутого к началу целенаправленного обучения уровня общего и речевого развития;
    • проектирование типов образовательных учреждений для всех возрастов и всех категорий детей;
    • определение механизма взаимодействия систем массового и специального образования на всех ступенях проектируемой системы;
    • определение уровня и качества профессиональной компетентности кадров, способных обслуживать проектируемую систему;
    • определение содержания и механизмов взаимодействия специалистов и родителей в процессе образования детей с отклонениями в развитии.
  4. Проектирование нового содержания образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями:
    • разработка концепции содержания раннего коррекционно-развивающего обучения разных категорий детей с нарушениями в развитии в возрасте 0 - 2-3 года;
    • разработка концепции содержания дошкольного образования разных категорий детей с нарушениями в развитии с учетом вариативности достигаемого в условиях ранней коррекции уровня развития и применительно к новым типам учреждений, вариативным формам организации дошкольного образования детей в возрасте от 2-3 до 7 лет;
    • разработка концепции содержания школьного образования разных категорий детей с нарушениями в развитии применительно к новым типам учреждений и вариативным формам организации школьного образования;
    • разработка концепции содержания программы личностного и профессионального самоопределения в постшкольный период для всех категорий подростков с нарушениями в развитии;
    • разработка проекта специализированного образовательного стандарта, определяющего соотношение норм образованности и норм жизненной компетентности для разных возрастных групп и разных категорий детей с нарушениями в развитии независимо от типа образовательного учреждения и формы организации обучения.
  5. Подготовка эксперимента по реализации концепций нового содержания образования на примере отдельных категорий детей:
    • создание экспериментальных учебников и учебных пособий, соответствующих спроектированному содержанию образования учащихся данной категории и данной возрастной группы, включая компьютерные обучающие и развивающие среды;
    • разработка методов и средств обучения, соответствующих спроектированному содержанию образования учащихся данной категории и данной возрастной группы, включая компьютерные обучающие и развивающие среды;
    • подготовка кадров специалистов для полной экспериментальной апробации спроектированного содержания и методов образования применительно к разным категориям детей и возрастным группам.
  6. Опережающая подготовка и переподготовка преподавателей профильных факультетов и кафедр (на базе федерального центра в ИКП РАО) с целью обеспечения подготовки кадров нового поколения для проектируемой системы специального образования.

Из представленного документа ясно, что Институт коррекционной педагогики РАО предполагает в случае принятия этого проекта взять на себя проведение целого ряда научно-исследовательских работ, располагая для этого необходимым высококвалифицированным кадровым потенциалом, а также заделом, полученным в рамках выполнения Институтом (1994 – 2000 гг.) комплексной исследовательской программы РАО "Дети с отклонениями в развитии: реабилитация средствами образования", включающей следующие разделы: "Социологический анализ и прогнозирование развития системы специального образования в России", "Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей", "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми образовательными потребностями", "Научно-методическая поддержка функционирующей системы школьного образования разных категорий детей с нарушениями в развитии", "Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии", "Компьютерные технологии коррекционного обучения и педагогической диагностики детей с нарушениями в развитии", "Коррекционное обучение школьников со сложной структурой дефекта", "Создание системы непрерывного образования для преподавателей дефектологических факультетов педагогических вузов". Вместе с тем, Институт убежден в том, что реализация предлагаемого проекта возможна только при самом широком участии и скоординированном взаимодействии различных структур, ведомств, отдельных институтов, вузов, университетов, конкретных групп исследователей, специалистов- дефектологов и специалистов из смежных областей. Исходя из такого понимания, ИКП РАО и разрабатывал предложенный Проект программы. Важнейшим условием эффективного взаимодействия широкого круга специалистов в рамках проекта является общность взглядов на современное состояние и перспективы развития отечественной системы образования детей с нарушениями в развитии. Свою позицию мы изложили на страницах Альманаха в статьях «Современное состояние коррекционной педагогики»; «Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития».

Приглашаем читателей Альманаха к широкому обсуждению и представленного проекта, и позиции, на которой он основывается.

Проект передан в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.

  • 1. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4.
  • 2. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996. - № 1
  • 3. Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 3-9.
  • 4. Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.

Библиография


Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №1 2000 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/strategija-i-taktika-perehodnogo-perioda (Дата обращения: 15.10.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности