Исследования последних 10-15 лет показали, что наиболее комфортные условия для социальной и образовательной интеграции с учетом уровня общего и слухо-речевого развития каждого ребенка с нарушенным слухом созданы в детских садах комбинированного вида. Для дошкольников разработаны и апробированы разноуровневые модели интеграции, но они не могут быть механически перенесены на обучение школьников.
С 1 сентября 2004 г. под научными руководством сотрудников ГНУ "ИКП РАО" Т.С. Зыковой и Н.Д. Шматко в школе-интернате № 10 г. Москвы проводится эксперимент по интеграции. Совместно обучаются дети с нарушениями слуха (слабослышащие и позднооглохшие) и слышащие дети из неполных и неблагополучных семей. Интерес к интеграции возник у нас уже давно. Более 10 лет наши учащиеся каждое лето выезжали в туристический лагерь на озеро Селигер, где вместе со слышащими сверстниками помогали лесничеству, ходили в пешие и водные походы, устраивали праздники и концерты. Мы наблюдали активное взаимодействие слышащих и слабослышащих ребят. Из этого опыта возникла идея создания экспериментальных интеграционных классов в школе.
К началу эксперимента в школе-интернате работали 17 классов для слабослышащих детей: 4 класса I отделения, 9 классов II отделения, 2 класса для детей с ЗПР, 2 класса для умственно отсталых детей. Всего в них обучались 140 воспитанников с нарушенным слухом. В сентябре 2004 г. в первый, второй и третий классы были приняты слышащие дети (36 человек). По согласованию с родителями в каждый из этих общеобразовательных классов поступил слабослышащий ученик: в первый класс - из детского сада комбинированного вида, во второй и третий классы - из массовой школы. Отношение к слабослышащим ребятам со стороны одноклассников с самого начала было очень доброе. Наиболее благоприятная психологическая обстановка сложилась во втором классе, где учится слышащий ребенок из семьи глухих. Он свободно владеет дактильной и жестовой речью и порой служит переводчиком при общении детей.
Родители слабослышащих учеников заинтересованы в интеграции. Они хорошо понимают, что опыт общения со слышащими сверстниками необходим их детям для более полной психологической и профессиональной адаптации в обществе. Тревожит их только социальный статус слышащих одноклассников - дети из неблагополучных семей. Большая часть из них - это дети с нарушениями поведения, со слабой нервной системой, педагогически запущенные.
Эксперимент по интеграции идет первый год. На этом этапе главной задачей является социальная адаптация, которая реализуется через внеклассные мероприятия, чаще всего спортивной направленности. В традиционные мероприятия, проводимые в школе-интернате, в этом году включились слышащие дети. Для совместной деятельности были выбраны ярмарка аттракционов, веселые старты, эпизоды праздника осени (эстафета). Ведущими во всех играх и аттракционах были старшие слабослышащие ученики. Они проводили игры, объясняли правила, помогали младшим. Во время общих мероприятий постоянно велась видеосъемка. Затем участники эксперимента просматривали кадры видеозаписи, обсуждали результаты, могли принять совместное решение по возникшим проблемам, изменить форму организации занятий, их содержание, виды деятельности и т.д.
Постоянное наблюдение велось за детьми экспериментальных классов не только в процессе общих спортивных мероприятий, но и во время уроков, и на переменах. Оценивались взаимоотношения с детьми в классе, уровень образовательной подготовки и способность к обучению. Отмечались все факты самостоятельного установления контактов между слабослышащими и слышащими детьми. Результаты наблюдений фиксировались в "Дневниках наблюдений", в видео- и аудиозаписях.
Процесс интеграции не может проходить без психологической поддержки. В школе работают 2 психолога, кроме того, мы сотрудничаем с Центром психологической поддержки "Подвал", с американскими психологами, которые в рамках программы "Открытие" проводят коррекционно-развивающие тренинги. Эти групповые занятия очень интересны, а атмосфера взаимопонимания и добра сохраняется в школе долгое время.
К концу учебного года большинство слышащих школьников с удовольствием включились в совместную деятельность. Они свободно общаются со слабослышащими ребятами. Слабослышащие дети в такой активной и непосредственной речевой среде, на наш взгляд, стараются больше и лучше говорить.
Но интеграция - значительно более сложное понятие, чем успешная внеклассная работа. До сих пор не решены вопросы законодательных нормативов школьного интегрированного учреждения. Юристы затрудняются решать вопросы, связанные с интеграцией, так как это выходит за рамки принятой типологии. Учитывая, что в типологии дошкольных учреждений есть комбинированные детские сады, разумно поставить вопрос о разработке Типового положения о комбинированных школах-интернатах. Создание проекта такого положения входит в задачи нашей экспериментальной работы.
При реорганизации нашей школе был присвоен статус общеобразовательной школы-интерната. Но это вызывает трудности в организации учебного процесса, так как 80% составляют коррекционные классы. Разнятся между собой и штатные расписания общеобразовательного и коррекционного учреждения, и норма выработки воспитательских часов на ставку. Количество часов на ставку у воспитателей коррекционного учреждения - 25, а у воспитателей общеобразовательной школы-интерната - 30. В общеобразовательном интернате предусмотрена родительская оплата за пребывание детей, а обучение детей с нарушенным слухом бесплатное.
Анализируя итоги первого года работы школы "Интеграция" в режиме экспериментальной площадки, следует отметить чрезвычайную актуальность и сложность поставленной проблемы. Сложность заключается в неразработанности организационно-управленческих и содержательно-методических аспектов интегрированного обучения слышащих и слабослышащих школьников на базе специального коррекционного учреждения. По результатам работы стали понятны ошибки, просчеты. В частности, целесообразно было бы не набирать слышащих детей сразу в несколько классов начальной школы, а сформировать только первый (первые) классы, затем постепенно увеличивая количество слышащих ребят за счет новых наборов первоклассников. Но полученный опыт в организации учреждения нового типа показал и правильность принятого решения о начале совместного обучения детей с нормальным и нарушенным слухом, он позволил вести обсуждение многих вопросов по существу и говорить о необходимости продолжения экспериментальной работы.