Выпуски

Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии

Альманах №12 · · 2008 год

Альманах №12. Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии
Новый выпуск Альманаха знакомит читателя с работами современных молодых исследователей, эффективно реализующих приоритетные направления развития отечественной дефектологии. Это педагогические и психологические исследования, направленные на изучение особенностей и выявление возможностей коррекционной помощи самым разным «проблемным» детям – с нарушениями эмоционально волевой сферы, зрения, слуха и речи, интеллекта, с аутизмом, со сложными нарушениями на всех этапах их психического и социального развития. Публикуемые статьи полезны специалистам, осуществляющим раннюю помощь ребенку и его семье в минимизации угроз нарушения психического и социального развития; помогающим детям в дошкольном возрасте, готовящим и поддерживающим их в адаптации к школе; работающим с проблемами обучения и социального развития «особых» подростков и взрослых. Представлены авторские методы решения различных задач коррекционного воздействия, в том числе применения компьютерных технологий. Особого внимания заслуживает сообщение об эффективном опыте использования компьютерных технологий в обучении специалистов - профессиональной подготовки логопедов к практической работе с детьми с дислалией.

Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии

Антонова И.Д.
Психологический механизм холдинг терапии рассматривается с точки зрения развития эмоциональной привязанности ребенка к матери. Выделяются комплексные критерии оценки ранней привязанности, что дает основание говорить о формировании привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии, сопоставимой по качеству с ранней привязанностью при нормальном онтогенезе.
Ключевые слова

Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии

РАС
расстройства аффективной сферы
РДА
ранний детский аутизм
эмоциональные нарушения
холдинг терапия
психологический механизм
взаимодействие матери и ребенка.

Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма

Аршатская О.С.
Определены основные ориентиры и логика психологической коррекционной работы с детьми раннего возраста с формирующимся синдромом раннего детского аутизма (РДА). На конкретных примерах рассматриваются основные этапы и методы коррекционной работы с детьми раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма. Представлены конкретные примеры игровых коррекционных занятий.
Ключевые слова

Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма

Ранний детский аутизм
РДА
расстройства аффективной сферы
РАС
эмоциональное развитие
игровые коррекционные занятия

Психолого-педагогические условия формирования саморегу-ляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития

Бабкина Н.В.
Показаны психолого-педагогические условия, способствующие формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которые обусловливаются взаимодействием ряда компонентов, определяющих способность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность: ставить и удерживать цели; планировать деятельность; выбирать и сохранять способы действий; осуществлять самоконтроль на всех этапах деятельности, оценивать ее процесс и результат.
Ключевые слова

Психолого-педагогические условия формирования саморегу-ляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития

ЗПР
задержка психического развития
саморегуляция
коррекционная работа
психолого-педагогические условия
произвольная деятельность
познавательная деятельность
развивающие задачи обучения

Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

Браткова М.В.
В исследовании представлены методика изучения предметных действий, содержание, методы и приемы работы по их формированию у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС. Исследователем показаны особенности развития детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС в условиях целенаправленного коррекционного воздействия. Доказана эффективность предложенной коррекционно-педагогической работы.
Ключевые слова

Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

ЗПР
задержка психического развития
нарушения интеллектуального развития
умственная отсталость
ранний возраст
методика работы
дефектология
коррекционная педагогика
поражение ЦНС центральной нервной системы

Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе

Вильшанская А.Д.
Показаны содержание и методы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые слова

Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе

ЗПР
задержка психического развития
коррекционная работа
методы рабо-ты с детьми с ЗПР
формирование мыслительной деятельности
организация содержание методы приемы работы дефектолога

Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития

Гостар А.А.
При отставании в интеллектуальном развитии реализуются разные психологические механизмы, предопределяющие трудности использования знаково-символических средств: недоразвитие познавательных способностей при УО, преимущественные недостатки мотивации достижения успеха и регуляции своих действий при ЗПР. В исследовании выделены особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и апробированы пути развития их способности осуществлять действия с такими средствами.
Ключевые слова

Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития

ЗПР
задержка психического развития
умственная отсталость
интеллек-туальное развитие
психологические механизмы
развитие познавательных способностей
формирование знаково-символических средств у детей
ди-задаптивное поведение

Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом

Додзина О.Б.
Сравнительный анализ смысловых характеристик лексики детей с аутизмом в сопоставлении с лексикой нормально развивающихся детей позволяет продвинуться в понимании особенностей их отношений с миром и способности взаимодействовать с окружающим. Определение психологического контекста проблем лексического развития таких детей позволяет уточнить ориентиры психологической коррекционной работы.
Ключевые слова

Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом

РДА
ранний детский аутизм
РАС
расстройства аффективной сферы
смысловые характеристики лексики
эмоциональное развитие
речевое развитие
взаимодействие с окружающим миром
картина мира
жизненная компетенция
взаимодействие
задержка развития
феномены речевого развития

Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Заиграева Н.В.
Показано, что характер и качество полоролевых представлений подростков с интеллектуальной недостаточностью будут определяться как уровнем их интеллектуального развития, так и приобретаемым в разных микросоциальных условиях индивидуальным опытом, связанным со сферой половой идентификации.
Ключевые слова

Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью

интеллектуальная недостаточность
умственная отсталость
нарушения ин-теллекта
гендерные различия
гендерная социализация
эмоциональный опыт
онтогенез полоролевых представлений
психодиагностика
половая идентефикация

Использование компьютерной программы SpeechViewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия

Зеленская Ю.Б.
В качестве средства, позволяющего с наибольшей эффективностью решать те проблемы коррекции произносительной стороны речи, которые не удается решать традиционными способами, автор предлагает информационные технологии обучения. Такие преимущества информационных технологий, как визуализация акустических компонентов речи и мотивация детей к сложным видам деятельности позволяют до-биться в ходе логопедического воздействия более высоких результатов. Используя в качестве базовой основы исследования методологию внедрения информационных технологий О.И. Кукушкиной, автор добивается высоких результатов, что подтверждается экспериментальными данными.
Ключевые слова

Использование компьютерной программы SpeechViewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия

информационные технологии
средства визуализации речи
SpeechViewer
Видимая речь
фонационное оформление речи
произносительная сторона
акустические компоненты речи
коррекция дыхания и голоса; нарушения темпо-ритмической организации речи; нарушения интонационного оформления речи

Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна

Иневаткина С.Е.
Описаны особенности внутренней материнской позиции у матерей в ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна первых трех лет жизни, характеризующие образ ребенка, представления о воспитании и собственной самореализации в материнской роли. Выявлены факторы, обусловливающие индивидуальную специфику содержания внутренней материнской позиции у матерей с детьми с синдромом Дауна. Определена и описана взаимосвязь вариантов внутренней материнской позиции с уровнем активности участия матери в процессе реабилитации ребенка, сформулированы основные направления психологической помощи матерям детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна. В диссертационном исследовании анализируются варианты поведения матерей во взаимодействии с ребенком, намечены перспективы дальнейшей разработки научной системы.
Ключевые слова

Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна

ребенок с синдромом Дауна
взаимодействие матери и ребенка
система ранней помощи
роль матери
материнская позиция
предупреждение вторичных нарушений развития
коррекционно-развивающая работа
детско-родительские отношения

Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста

Киселева Н.А.
Эффективное выявление в популяции детей с отклонениями развития может быть обеспечено за счет совершенствования психолого-педагогического инструментария для их обследования на основе теоретического обоснования подходов к изучению нарушений развития у детей в сочетании со статистико-математическим анализом результатов диагностики. Инновационные подходы к выявлению недостатков психофизического развития у дошкольников при психологическом обследовании в массовом детском саду позволят дифференцировать испытуемых по уровню необходимого психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова

Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста

ЗПР
задержка психического развития
дети с нарушениями слуха
дети с нарушениями зрения
амблиопия
косоглазие
дети с речевыми нарушениями
нарушения развития
диагностика развития ребенка
психолого-педагогический инструментарий обследования
психологическое обследование
сопровождение
индивидуальные особенности

Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов

Китик Е.Е.
На основании методологического подхода к построению и применению информационных технологий в различных содержательных областях специального и инклюзивного образования (О.И.Кукушкина, 2005), автор проектирует, разрабатывает и экспериментально доказывает эффективность созданных компьютерных инструментов для обучения студентов-логопедов. Автор определяет роль, место и функции информационных технологий в си-стеме профессиональной подготовки логопедов и доказывает, что включение обучающих компьютерных программ позволяет решать те задачи обучения, которые традиционными средствами решить невозможно.
Ключевые слова

Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов

информационные технологии
виртуальная практика
логопедия
дислалия
ринолалия
дизартрия
алалия
артикуляционный уклад
акустический ком-понент
высшая школа
визуализация
диагностика.

Изучение и коррекция представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития

Косымова А.Н.
Представлены характеристики вербальной и образной репрезентации представлений об окружающем мире младшими школьниками с нарушениями интеллектуального развития.
Ключевые слова

Изучение и коррекция представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития

картина мира
жизненная компетенция
ФГОС для детей с ОВЗ
стандарт образования
дети с ограниченными возможностями здоровья
нарушения интеллекта
умственная отсталость
ЗПР
задержка психического развития
представления о мире
коррекционная работа.

Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом

Лаврентьева Н.Б.
Показана логика и закономерности педагогической работы, направленной на подготовку аутичного ребенка к школьному обучению. Выделены особые образовательные потребности дошкольников с аутизмом, описаны результаты экспериментального обучения 17 детей.
Ключевые слова

Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом

аутизм
РАС
расстройства аффективной сферы
РДА
ранний детский аутизм
эмоциональные нарушения
особые образовательные потребности
подготовка к школе
методика работы
букварь для аутистов
чтение
письмо

Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения

Махова В.М.
В отечественной психологии адаптация ребёнка к школе рассматривается как важный, но трудный этап его приспособления к новым видам социально значимой деятельности. Адаптация детей с умственной недостаточностью ограничена сочетанием органической патологии центральной нервной системы с неблагоприятными социокультурными условиями. Выявление факторов, препятствующих позитивным адаптационным процессам, позволит своевременно организовать необходимую психолого-педагогическую помощь умственно отсталому ребёнку при его вхождении в новый и сложный вид деятельности, каковой является учебная деятельность.
Ключевые слова

Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения

интеллектуальная недостаточность
ЗПР
задержка психического развития
умственная отсталость
умственная недостаточность
школьная дезодаптация
психическая адаптация
адаптационные процессы

Нейропсихологическая структура задержки психического развития дошкольников, проживающих на территории экологического неблагополучия

Морозова И.Л.
Показаны особенности сформированности психических функций у детей 5-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР), проживающих на территории экологического неблагополучия Забайкалья.
Ключевые слова

Нейропсихологическая структура задержки психического развития дошкольников, проживающих на территории экологического неблагополучия

задержка психического развития
ЗПР
нейропсихологическая структура психических функций
формирование психических функций.

Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида

Москоленко Н.В.
Обоснована и разработана целостная программа подготовки умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения, основная задача которой объединить учебную и воспитательную работу в единый образовательный процесс.
Ключевые слова

Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида

дети-сироты
умственная отсталость
интеллектуальная недостаточность
нарушение интеллекта
воспитательная работа
программа работы с умственно отсталыми
подростки
социализация
подготовка к самостоятельной жизни
социально незащищенные группы населения

Особенности поведения младенцев – воспитанников дома ребенка в ситуациях дискомфорта

Сохина Т.В.
Признаки зарождающегося психического неблагополучия могут про-явиться на самых ранних этапах развития младенца в характере взаимодействия с близким человеком в ситуациях дискомфорта. Проявления неудовольствия могут рассматриваться как коммуникативная активность младенца: они социально детерминированы и выполняют интерактивную функцию - между взрослым и младенцем организуется взаимодействие, опредмечивающее его потребности, формирующее способы их удовлетворения, гарантирующее устранение причин беспокойства.
Ключевые слова

Особенности поведения младенцев – воспитанников дома ребенка в ситуациях дискомфорта

ранний возраст
система ранней помощи
взаимодействие матери и ре-бенка
новорожденные
младенческий возраст
механизмы возникнове-ния привязанности
закономерности развития взаимодействия
дети группы риска
сироты

Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития

Сошникова Н.Г.
Неотъемлемым направлением обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития является систематическая и целенаправленная работа по социальному воспитанию. Содержание работы по данному направлению возможно определить на основе понимания общих и особых образовательных потребностей данной категории детей. Эффективная организация процесса социального воспитания предполагает специальную подготовку педагогов и обучение родителей результативному взаимодействию с детьми.
Ключевые слова

Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития

ФГОС
стандарт образования детей с ОВЗ
особые образовательные потребности
дети с нарушениями слуха
глухота
тугоухость
школа I II вида
ЗПР
задержка психического развития
сложная структура дефекта
социальное воспитание
социализация
жизненная компетенция
подготовка переподготовка повышение квалификации педагогов
интеграция
инклюзия
сурдопедагог
дефектолог
профессиональные компетенции

Формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с задержкой психического развития

Ткачева И.А.
Для своевременного формирования игровой деятельности у дошкольников-сирот с ЗПР необходимо разработать и внедрить коррекционно-развивающий комплекс последовательно осуществляемых педагогических мероприятий, включающий работу с детьми и организацию специальной методической работы с воспитателями. В статье дается научное обоснование и описывается разработка коррекционно-развивающего комплекса мероприятий, направленных на формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР.
Ключевые слова

Формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с задержкой психического развития

ЗПР
задержка психического развития
игровая деятельность
коррекционная работа
сироты

Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи

Томме Л.Е.
В исследовании впервые выделены прогностически значимые признаки недостаточной готовности к обучению математике детей с ОНР. Выделены типологические группы, доказано, что полноценность усвоения математического материала детьми с ОНР определяется степенью развития деятельностного, речевого и когнитивного компонентов. Разработана система со-держания и методов системной коррекционной работы по формированию готовности к обучению математике детей с ОНР. Работа имеет большое значение для предупреждения дискалькулии у младших школьников.
Ключевые слова

Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи

ОНР
общее недоразвитие речи
обучение математике
дети с нарушениями речи
дискалькулия
содержание и методы коррекционной работы
готовность к обучению математике

Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

Шевченко А.В.
Изучение динамики структурных элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) позволяет выделить системообразующие факторы, определяющие его специфику. Исследование показывает, что недостатки самосознания дошкольников с ЗПР без специальной работы по его формированию компенсируются в незначительной степени. Система комплексной коррекционно-развивающей работы, основанная на взаимодействии специалистов и предусматривающая развитие образа «Я», самооценки и регуляции поведения является эффективной для формирования самосознания дошкольников данной категории.
Ключевые слова

Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

дошкольники с ЗПР
задержка психического развития
развитие самосознания
онтогенез
регуляция поведения
формирование образа «Я»
лонгэтюдное иссле-дование

Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста

Шереметьева Е.В.
В раннем возрасте динамическое взаимодействие психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов определяет каждый этап речевого развития и переход на последующий, отклонения речевого развития являются следствием дисинхронии компонентов речевой системы и провоцируют фонетико-фонематические нарушения или общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте. Направленное коррекционно-предупредительное воздействие на психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты позволяет минимизировать отклонения речевого развития в преддошкольном и предупредить нарушения речи в дошкольном возрасте. Эффективность коррекционного процесса зависит от своевременности дифференциации отклонений в овладении речью и задержки речевого развития, от комплексности воздействия на составляющие речевого развития и направляемого участия семьи
Ключевые слова

Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста

ранняя помощь
речевое развитие
онтогенез
роль семьи в развитии ребенка
предупреждение отклонений нарушений развития
ранний возраст
задержка развития
нарушение речи
общее недоразвитие речи
компоненты речевой системы
коррекционная работа

Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения

Шимгаева А.Н.
Показана специфика проявлений тревожности слабовидящих подростков и определение путей коррекции нарушений, выявленных в области эмоциональной сферы
Ключевые слова

Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения

подростки с нарушение зрения
слабовидение
тифлопедагогика
тифлология
эмоциональное развитие
подростковая тревожность

Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования (начальный курс)

Набокова Л.А.
В исследовании представлены теоретическое обоснование, методические основы и опыт обучения иностранному языку студентов с нарушениями слуха.
Ключевые слова

Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования (начальный курс)

иностранный язык
студенты с нарушениями слуха
глухие
слабослышащие
высшее образование.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности