Ключевым моментом раннего психического развития ребенка является формирование переживания «пра-мы» - психической общности с близким взрослым (Л.С. Выготский, 1982; А.Н. Леонтьев, 1981; М.И. Лисина, 1974, 1986). Взаимодействие матери и младенца исследуется многими направлениями современной психологии: получены данные об исходной направленности младенца на близкого человека; описаны ранние формы контакта и процесс их развития; изучены механизмы возникновения привязанности, дифференцированы ее формы; рассмотрены закономерности развития взаимодействия ребенка со взрослым (J. Bowlby, 1951; M.D. Ainsworth, 1991; М.И. Лисина, 1974, 1986; А.Г. Рузская, 1974; С.В. Корницкая, 1975; Г.Х. Мазитова, 1977; С.Ю. Мещерякова, 1979, 1991; Н.Н. Авдеева, 1982, 1993; Л.Н. Галигузова, 1989; Л.М. Царегородцева, 1989; Е.О. Смирнова, 1991; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1998; Н.А. Хаймовская, 1998).
Данные о детях раннего возраста, лишенных тесного личностно ориентированного взаимодействия с близкими, свидетельствуют о патогенности подобной ситуации. Показано, что в этом случае психическое развитие ребенка глубоко нарушено и не может интерпретироваться как простое отставание, а идет по особому пути (J. Bowlby, 1951; R. Spiz, 1945, 1946; Й. Лангмейер, З. Матейчик, 1994; Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1980; А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1990; С.Ю. Мещерякова,1991; А.И. Сорокина, 1997; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999).
Изучение специфики подобных проблем раннего психического развития и поиск возможности противостоять им актуальны в связи с резким увеличением поступления младенцев в закрытые учреждения из социально неблагополучных семей: по данным Госкомстата за 2000 год по России в домах ребенка воспитывается более 700 тыс. детей, треть из них - младенцы первого года жизни. В отечественной психологии и педагогике активно разрабатываются средства помощи таким детям (Г.Х. Мазитова,1977; С.Ю. Мещерякова, 1979; Л.Н. Галигузова, Л.М. Царегородцева, 1990; Ю.А. Разенкова, 1997; Е.А. Стребелева, 1998).
В большинстве случаев психическое развитие воспитанников дома ребенка оценивается специалистами как явно неблагополучное с 4-х месячного возраста, полагается, что до этого депривация не оказывает столь явного отрицательного влияния. Вместе с тем, это мнение может быть связано с недостаточной изученностью первого периода развития взаимодействия матери и ребенка, когда он активен, прежде всего в про-явлении дискомфорта. Большинство авторов изучает взаимодействие ребенка и близкого взрослого в условиях достигнутого к 2-м месяцам состояния эмоционального равновесия в их общем положительном настрое; данное исследование нацелено на изучение становления форм контакта в более ранний период, в условиях дискомфорта.
Известно, что проявление неудовольствия преобладает у ребенка до 2-х месяцев, когда оно уравновешивается положительными реакциями (Л.С. Выготский, 1982). Неудовольствие является первой формой активного влияния на близкого и вносит важнейший вклад в развитие ранних форм взаимодействия в становлении индивидуальных форм ухода и эмоционального контакта, которые, в итоге, и обеспечивают создание единого положительного настроя. Этим объясняется выбор темы - сравнительного изучения форм проявления неудовольствия младенцами, воспитывающимися в условиях семьи и в интернатном учреждении. Работа направлена на выявление наиболее ранних признаков неблагополучия детей и поиск оптимальных условий профилактики и коррекции еще до момента формирования явных неблагоприятных тенденций, связанных с депривацией личностно ориентированного взаимодействия.
Гипотеза исследования. Признаки зарождающегося психического неблагополучия могут проявиться на самых ранних этапах развития младенца в характере взаимодействия с близким человеком в ситуациях дискомфорта. Проявления неудовольствия могут рассматриваться как коммуникативная активность младенца: они социально детерминированы и выполняют интерактивную функцию - между взрослым и младенцем организуется взаимодействие, опредмечивающее его потребности, формирующее способы их удовлетворения, гарантирующее устранение причин беспокойства.
Неблагоприятный опыт социального взаимодействия влияет не только на активность младенца в дискомфортных ситуациях, но и нарушает развитие форм проявлений неудовольствия. Сравнительное изучение проявлений дискомфорта детьми, воспитывающимися в семье и в условиях интерната, позволит выявить первые признаки дефицитарности взаимодействия.
Выделение признаков нарушения взаимодействия в ситуациях дискомфорта дает новые ориентиры психологической оценки динамики раннего психического развития и позволяет дифференцировать задачи ранней коррекции аффективных нарушений.
Цель исследования – выявление специфики причин неудовольствия, его форм и средств разрешения ситуаций дискомфорта у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка.
Объект исследования – возрастная динамика причин дискомфорта, развития форм проявления и средств разрешения неудовольствия у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка, в сравнении с проживающими дома сверстниками.
Предмет исследования – особенности развития взаимодействия с близкими в ситуациях дискомфорта младенцев, воспитывающихся в доме ребенка.
Задачи исследования:
- Проанализировать литературные данные по теме исследования.
- Выявить причины, формы и коммуникативные функции про-явлений неудовольствия у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка.
- Определить причины, формы и коммуникативные функции неудовольствия у детей, воспитывающихся в условиях семьи.
- Провести сравнительный анализ становления форм взаимодействия младенца и взрослого в условиях дискомфорта у детей, воспитывающихся в семье и доме ребенка.
- Наметить пути развития психологической диагностики и работы по предупреждению ранних отклонений в развитии взаимодействия ребенка и близкого взрослого.
Методы исследования: анализ литературных данных, изучение историй развития детей, лонгитюдное наблюдение за проявлениями неудовольствия в различных ситуациях дискомфорта, экспертная оценка аудиозаписей, аналитическая обработка и обобщение результатов исследования.
Причины и формы проявлений неудовольствия изучались в обычных ситуациях, тесно связанных с удовлетворением потребностей ребенка: при нарушении привычных стереотипов ухода, неудаче в достижении игрушки, в контактах со сверстниками. Данные ситуации информативны, поскольку позволяют отследить процессы усложнения поведения ребенка в различных аспектах его жизни.
Для создания некоторой опорной схемы качественной оценки проявлений неудовольствия нами предварительно были выделены и представ-лены экспертам типичные интонационные образцы плачей, выделенные по их смысловым характеристикам, как они эмоционально воспринимаются взрослым (жалоба, обида, приказ, протест, упрек, каприз, просьба). Отнесение конкретного плача к определенному интонационному образцу основывалось на экспертной оценке магнитофонных записей. В экспертную группу входило 6 человек: близкие и посторонние взрослые, экспериментатор. Длительность каждой записи составляла 30/40 секунд. Плач каждого ребенка фиксировался ежемесячно в период от рождения до 12 месяцев.
Для количественной оценки использовались методы математической обработки: ранговой корреляции, подсчета критерия Крускала-Уоллиса, критерий тенденций Джонкира, предназначенный для выявления тенденций изменения признака при сопоставлении трех выборок. Эти критерии позволили упорядочить оценку выборки по исследуемому признаку. В статистической обработке применялся также непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Методологическая основа - традиции отечественной психологии, рассматривающие развитие ребенка в его взаимодействием с близкими, положение Л.C. Выготского: любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребёнка взрослым окружением; понимание значения индивидуально ориентированного взаимодействия младенца и взрослого; особенности ситуации развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Организация исследования. Экспериментальная база - Курский областной специализированный дом ребенка, городская муниципальная детская поликлиника № 5, Центр ранней помощи детям «Семья», а так-же 50 семей, воспитывающих ребенка раннего возраста.
Научная новизна и теоретическая значимость представленной работы определяются обращением исследования к самым ранним этапам психического онтогенеза, к изучению механизмов становления первых, витально значимых форм коммуникации, активного взаимодействия ребенка с ухаживающим взрослым. Сопоставление динамики их развития в разных условиях впервые дает возможность выявления первых трудностей взаимодействия в ситуациях дискомфорта.
Практическая значимость. Результатом могут стать рекомендации по диагностике и коррекции самых ранних отклонений в психическом развитии детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Дифференцированная оценка причин и тенденций проявлений неудовольствия позволит осуществить профилактику возможных нарушений психического развития.
Основные выводы:
Анализ современных исследований и результаты собственного изучения закономерностей в развитии проявлений неудовольствия в раннем возрасте подтверждают представления об изначальном своеобразии аффективного развития детей, воспитывающихся в интернатном учреждении.
Ранними признаками эмоционального неблагополучия являются: более поздний возраст появления первых реакций неудовольствия, изменение общего эмоционального фона с преобладанием тревожного и пассивно-безразличного, снижение интенсивности и частоты, искажение ритмичности, бедность и стереотипность способов выражения неудовольствия в сочетании с выраженностью соматических и аутостмуляционных реакций, с отсутствием стремления к преодолению дискомфорта.
Своеобразие аффективного развития детей, обусловленное материнской деприваций, выражается в качестве коммуникации, в уровне активности воздействия на взрослого в дискомфортных ситуациях, и обусловлено бедностью и стереотипностью отношений с миром, повышен-ной регламентированностью деятельности детей, множественностью и частой сменяемостью ухаживающих взрослых.
Младенцы из семьи изначально имеют высокий уровень коммуникационной направленности и с помощью проявлений неудовольствия способны регулировать поведение взрослого, привлекая его к устранению дискомфорта. Неудовольствие материнские дети выражают активными способами, ориентированными на взрослого, что повышает их защитные способности в противостоянии неприятности.
У воспитанников дома ребенка, не имеющих близкого взрослого, нарушен опыт раннего взаимодействия с окружением, поэтому в ситуациях дискомфорта они чаще всего используют деструктивные способы – пассивные, соматические реакции и аутостимуляцию. Все это в совокупности со слабой ориентацией ребенка на помощь взрослого усугубляет его дезадаптацию.
Младенцы из дома ребенка, имеющие опыт раннего взаимодействия с близким взрослым, более адекватны в проявлениях неудовольствия, чем их сверстники из дома ребенка без близких взрослых. В тоже время при высокой субъектной направленности проявлений неудовольствия отмечается недостаточность конструктивного разрешения ситуации психического и физического дискомфорта, обусловленная низким уровнем ситуативно-делового общения со взрослым. У этих детей до конца года остаются высокой частота и интенсивность проявлений неудовольствия, которые не заменяются своевременно другими более совершенными формами взаимодействия.
В связи с непостоянством и прерывистостью отношений воспитанники дома ребенка, имеющие близкого взрослого, более тревожны и чаще проявляют неудовольствие. Недостаток внимания со стороны близкого взрослого у таких детей компенсируется расширением границ контактов, нарушением избирательности в адресации проявлений неудовольствия, использованием неудовольствия в большей степени для привлечения и удержания взрослого, чем для делового разрешения ситуации.
Близкие взрослые зачастую не готовы к взаимодействию с детьми в ситуации острого дискомфорта. При выраженных проявлениях неудовольствия имеют место растерянность, тревожность взрослого. Близкие взрослые затрудняются как в определении причин проявления неудовольствия, так и в подборе адекватных способов утешения. Характерно преобладание примитивных способов утешения детей, включающих в первую очередь тактильный контакт, ритмическую стимуляцию, что отражает неразвитость эмоциональных связей.
Уже на самых ранних этапах своего развития воспитанники дома ребенка нуждаются в специальной психологической помощи для компенсации возникающих трудностей эмоционального развития, становления форм взаимодействия со взрослым.
Ранняя диагностика отклонений в аффективном развитии (на основе проявлений неудовольствия) при соотнесении их с нормальным онтогенезом дает возможность улучшить условия воспитания младенцев в интернатном учреждении.
Необходимыми условиями должны стать наличие личностно ориентированного и соответствующего развитию ребенка общения, постоянство и непрерывность эмоционально значимых связей, дающих возможность развития взаиморегуляции отношений ребенка и близкого.