В последние десятилетия многими исследователями отмечаются недостатки в усвоении традиционных полоролевых моделей, появление специфических затруднений и особенностей в усвоении гендерной роли (В.В. Абраменкова, Ю.Е. Алешина, Т.В. Бендас, Г.М. Бреслав, А.С. Волович, И.С. Клецина, И.С.Кон, Н.Ю. Флотская, Б.И. Хасан и др.). Невнимание к гендерной социализации в современном обществе порождает немало проблем, связанных, прежде всего, с недостаточной готовностью молодых людей к выполнению семейных ролей. Современная практика воспитания испытывает ощутимые трудности в формировании у подрастающего поколения эталонных качеств – женственности у девочек и мужественности у мальчиков, обусловленных психологическим полом.
Актуальность проблемы усиливается в связи с появлением таких тенденций в обществе как неустойчивость браков среди молодежи, распад молодых семей, рост числа безнадзорных детей и т.д. Эти же проблемы актуальны и для лиц с нарушениями интеллектуального развития, по-скольку их ограниченные психофизические и интеллектуальные возможности снижают способность ориентироваться на полоролевые эталоны и нормы взаимоотношений, затрудняют возможность рефлексии, позволяющей соотносить знания с индивидуальным эмоциональным опытом.
Одной из важнейших задач специальной психологии и педагогики является изучение закономерностей социального развития детей с нарушениями интеллекта. В психологической науке имеется немало исследований, посвященных социализации детей с отставанием в интеллектуальном развитии, под которой понимается процесс включения их в общественную и трудовую жизнь. Проявляя заботу о социальной зрелости выпускников, специальная школа уделяет внимание, главным образом, вопросам общего образования и профориентации, как основы их социально-трудовой адаптации.
Внепроизводственная сфера индивидуальной жизни учащихся остается в тени: как бы исходно предполагается, что многие стороны личной жизни выпускники способны освоить самостоятельно, опытным путем. Исследования А.Н. Гамаюновой, В.Ю. Карвялиса, Б.Г. Шаумарова и др. сви-детельствуют о неправомерности такой позиции. Специальная коррекционная образовательная школа (СКОШ) во многом ответственна за овладение учащимися полоролевыми функциями. Однако практика показывает, что выпускники СКОШ оказываются неподготовленными в вопросах семьи, брака, полоролевых отношений.
Сложности процесса гендерной социализации детей и подростков с отставанием в интеллектуальном развитии обусловливаются многими факторами, в том числе и недостаточно успешной предшествующей семейной социализацией (Е.Н. Денисова, И.А. Коробейников, Е.А. Морщинина, Б.Г. Шаумаров, Л.М. Шипицына).
Психологическая наука располагает сведениями о полоролевых представлениях подростков из полных/неполных семей, детей, воспитывающихся в условиях депривации (Т.А. Арканцева и Е.М. Дубровская, И.В. Дубровина, В.Е. Каган, Н.Н. Крыгина, М.Л. Лисина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Т.И. Юферева, И.В. Ярославцева и др). В отношении подростков с нарушениями интеллектуального развития такие сведения отсутствуют, недостаточно изученными остаются вопросы о взаимосвязи уровня интеллектуального развития, семейной социализации и полоролевых представлений, чем, на наш взгляд и определяется актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучение специфики онтогенеза полоролевых представлений подростков с отставанием в интеллектуальном развитии.
Объект исследования – процесс гендерной социализации в детском и подростковом возрасте.
Предмет исследования – полоролевые представления у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования заключается в том, что характер и качество исследуемых представлений будут определяться как уровнем интеллектуального развития подростка, так и приобретаемым в разных микросоциальных условиях индивидуальным опытом, связанным со сферой половой идентификации.
Задачи исследования:
- Провести анализ теоретических аспектов проблемы формирования полоролевых представлений в подростковом возрасте.
- Сконструировать и апробировать психодиагностический комплекс для сравнительного изучения обозначенных представлений в норме и при легких формах интеллектуальной недостаточности.
- Проанализировать возможные зависимости характера и качества поло-ролевых представлений от уровня интеллектуального развития подростков и влияния социальных факторов.
- Провести сопоставление характера полоролевых представлений под-ростков с их половой идентификацией и мерой удовлетворенности своим полом.
Методологическая основа исследования
- положения Л.С. Выготского об общих закономерностях нормально-го и аномального развития психики ребенка, о качественном своеобразии развития психики аномального ребенка;
- труды отечественных ученых о приоритетности социального фактора в формировании представлений о гендере (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон); о значении роли семьи в психическом и социальном развитии ребенка, в формировании у детей личностных и поведенческих полоролевых особенностей (В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Т.И. Юферева);
- теория гендерной схемы (С. Бем), разработанная в русле нового направления в зарубежной психологии, связанного с изучением формирования психологического пола. Именно данный подход, объединяя черты двух теорий (социального научения и когнитивного развития), способен, на наш взгляд, с достаточной полнотой рас-крыть формирование полоролевых представлений.
Методы исследования: экспериментально-психологический, психо-диагностический (тестирование, беседа, интервью, опрос), анамнестический (анализ школьной документации и медицинских карт, сведения о семье), методы количественной (статистический анализ) и качественной (контент-анализ) обработки материала.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.
Практической базой исследования явились МОУ СОШ (муниципальные общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы), СКОШ VII и VIII вида г.Иркутска. Общая выборка испытуемых представлена в составе 251 человека. Группу подростков составили 205 человек (из них 102 девочки и 103 мальчика) в возрасте 10 – 15 лет с разным уровнем интеллектуального развития: с нормальным интеллектуальным развитием, с задержкой психического развития (ЗПР) и общим интеллектуальным недоразвитием (ОИН). Родительская выборка представлена 46 матерями подростков из перечисленных групп.
Научная новизна исследования заключается в том, что в области специальной психологии получены новые эмпирические данные о полоролевых представлениях подростков с отставанием в интеллектуальном развитии, выявлены особенности указанных представлений с учетом их возрастной динамики и половых различий, а также показано влияние психо-социальных характеристик семьи на содержание этих представлений. Осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ полоролевых представлений подростков с отставанием в интеллектуальном развитии и их нормально развивающихся сверстников.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования уточняют существующие в специальной психологии сведения о закономерностях социального становления личности в условиях дизонтогенеза. Выявленные особенности полоролевых представлений подростков с интеллектуальной недостаточностью позволяют рассматривать генезис усвоения ими гендерных ролей как важную составляющую целостного процесса социализации, протекающего на основе сложного динамического взаимодействия факторов органического и социального ряда. В частности, установлены достоверные связи между качеством и характером гендерных представлений у изучаемой категории подростков с уровнем их интеллектуального развития и особенностями семейной социализации.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут послужить основой для создания психолого-педагогической про-граммы по формированию полоролевых представлений, половой идентификации школьников с интеллектуальной недостаточностью в рамках психологического сопровождения ребенка в образовательном учреждении, а также могут быть использованы при чтении курса специальной психологии в ВУЗах, на курсах усовершенствования учителей и школьных психологов, в лекциях и беседах для родителей.
На основе полученных результатов возможна разработка методических рекомендаций по теме «Социально-бытовая ориентировка» в разделах «Семья», «Семейные отношения» для специальных школ VIII вида, а также введение в программу школ VII вида и коррекционные классы обычных школ аналогичного предмета, где будут рассматриваться гендерные особенности учащихся.
Основные выводы:
- Общим в полоролевых представлениях подростков всех исследованных групп является их наполненность универсальными качествами, а также трансляция мужского гендерного стереотипа. Специфические особенности полоролевых представлений у подростков с отставанием в интеллектуальном развитии проявляются в их содержании, качественных характеристиках и эмоциональной окраске, что подтверждает наше предположение о наличии общих (с нормой) закономерностей и специфических особенностей формирования изучавшихся представлений у подростков с нарушениями интеллектуального развития.
- Содержание и качество полоролевых представлений определяется как уровнем интеллектуального развития подростка, так и приобретаемым в разных микросоциальных условиях индивидуальным опытом, что подтверждается наличием корреляций между уровнем интеллектуального развития подростков, качеством семейной социализации и полоролевых представлений. Интеллектуальная недостаточность подростков влияет на качественные характеристики полоролевых представлений: полноту, обобщенность, дифференциацию гендерных ролей. Неблагоприятные микросоциальные условия препятствуют выделению полоспецифических особенностей мужчин и женщин, что наблюдается как у матерей, так и у их детей.
- Недостаточно позитивная эмоциональная окраска полоролевых представлений является следствием неблагополучия семьи. Представления подростков из таких семей носят компенсаторный характер, который проявляется в специфических указаниях на недопусти-мость аморального поведения. Полученные данные подтвердили выдвинутую гипотезу: качество полоролевых представлений зависит от интеллектуального уровня, но микросоциальные условия определяют их содержание и эмоциональную окраску.
- На формирование гендерной идентичности определяющее влияние оказывают такие факторы, как идентификация себя со значимыми взрослыми, эмоциональная привязанность. Идентификация с образом отца у мальчиков и матери у девочек наиболее выражена у под-ростков из благополучных семей. В тех семьях, где ребенка эмоционально не принимают, отвергают, он идентифицируется в большинстве случаев не с родителями, а с другими эмоционально значимыми и привлекательными для него людьми.