Альманах №12
04.04.2008 Дата публикации статьи: 04.04.2008
Альманах №12 · Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии
Альманах №12 · Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии

Изучение и коррекция представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития

Косымова А.Н. Иркутский государственный университет, Иркутск

Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации. Их можно отнести к числу ключевых компетенций ребенка. Недостатки представлений у детей с нарушениями интеллектуального развития отмечались во многих трудах отечественных дефектологов (Л.С. Выготский, И.Г. Еременко, А.И. Липкина, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.). Современные исследователи уделяют много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И.М. Бгажнокова, С.Г. Ералиева, Н.В. Матвеева, Л.Ю. Шамко, С.Г. Шевченко и др.). Для расширения и уточнения представлений об окружающем применяются новейшие компьютерные технологии (О.И. Кукушкина). В то же время психологические механизмы совершенствования целостных представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития отдельным предметом исследования не являлись, хотя они важны для реализации компетентностного подхода в обучении.

В решении актуальной для современного этапа развития специального образования задачи - индивидуализации процесса сопровождения, направленного на повышение уровня психосоциального развития ребенка (Е.Л. Гончарова, И.А. Коробейников, Н.Н. Малофеев и др.) важная роль принадлежит психологу. Представления об окружающем можно рассматривать в качестве объекта психологической коррекции. Но в настоящее время практические психологи не имеют сведений об индивидуально-типических особенностях становления обозначенных представлений при нарушениях интеллектуального развития. Деятельность психолога по их формированию не операционализирована.

Установлено, что для совершенствования представлений детей эффективны практические и моделирующие действия. Наряду с компьютерными технологиями такую возможность предоставляет детская продуктивная деятельность, обладающая огромным диагностическим и коррекционно-развивающим потенциалом (Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, З.М. Дунаева, Л.Н. Лезина, О.В. Летуновская, Е.А. Стребелева и мн. др.). Потенциал конструирования по сравнению с рисованием изучен значительно меньше, хотя продукты обеих этих деятельностей могут отражать как знания о различных объектах и явлениях мира, так и эмоциональное отношение к ним (В.В. Брофман, А.Л. Венгер, В.С. Мухина и др.). Поэтому представлялось целесообразным изучить возможность использования особым образом организованной конструктивной деятельности как средства диагностики и коррекции представлений об окружающем мире. Указанные проблемы послужили основанием для проведения нашего исследования.

Цель исследования: изучить характеристики вербальной и образной репрезентации представлений об окружающем мире младшими школьниками с нарушениями интеллектуального развития и разработать методику, направленную на коррекцию этих представлений.

Объект исследования: психологический механизм совершенствования представлений об окружающем мире в онтогенезе.

Предмет исследования: диагностика и коррекция представлений об окружающем мире при нарушениях интеллектуального развития.

Гипотеза исследования заключается в том, что качество изучаемых представлений определяется их структурированностью, находящей отражение в создаваемых детьми текстах и конструктивных продуктах. Для коррекции представлений об окружающем мире может быть эффективна индивидуализированная работа над их структурированием.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы онтогенеза представлений об окружающем мире у детей для выбора критериев, отражающих психологический механизм их совершенствования.
  2. Осуществить критериально-ориентированную диагностику качества обозначенных представлений у младших школьников при нормальном интеллектуальном развитии и разных формах его нарушений (задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость).
  3. Выделить типические характеристики вербальной и образной репрезентации представлений в изучаемых группах и установить характер их зависимости от уровня когнитивного развития и аффективных особенностей детей.
  4. Разработать методику для улучшения представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития и изучить ее коррекционно-развивающий потенциал.

Методологической основой проведенного исследования явились:

  • общая концепция развития ребенка с нарушением интеллекта, обоснованная в трудах отечественных ученых (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, С.Д. Забрамная, А.А. Катаева, И.А. Коробейников, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева и др.);
  • положения отечественных психологов о становлении познавательной деятельности ребенка в онтогенезе как процессе последовательного усложнения и дифференциации ее компонентов (Н.И. Чуприкова, С.А. Домишкевич), единства интеллекта и аффекта в процессе познания окружающего мира (Л.С. Выготский);
  • концепция образа мира как целостного интегрального образования, направляющего деятельность познания (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Д. Смирнов, В.В. Петухов).

Методы и методики исследования:

Решение поставленных задач осуществлялось при помощи следующих методов: экспериментально-психологического (исследование и формирующий эксперимент), психодиагностического (тестирование, опрос), метода экспертных оценок, методов количественной (статистический анализ) и качественной (контент-анализ) обработки материала. В исследовании использованы: экспериментальная методика ДОМ (детский образ мира), предусматривающая репродуктивный (вербальная репрезентация представлений об окружающем по готовой картине «Мир») и продуктивный (образная репрезентация представлений об окружающем путем самостоятельного конструирования такой картины) этапы ее выполнения; опросник для экспертной оценки представлений об окружающем мире; опросник С.А. Домишкевича для определения уровня познавательной деятельности (ПД); анкета для оценки учителем симптомов эмоциональных нарушений у детей; 1, 2, 4, 5 и 7 и 8 субтесты WISC.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретической обоснованностью его исходных позиций, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.

Организация и база исследования. Настоящее исследование проводилось в период с 2000 по 2004 год на базе общеобразовательной школы № 32 г. Иркутска, специальная коррекционная образовательная школа (СКОШ) VII вида № 10 (г. Иркутск) и № 104 (г. Красноярск), а также СКОШ VIII вида № 7 (г. Иркутск). Обследовались учащиеся 2 – 4 классов. На первом этапе проводился анализ теоретических наработок в данной области, разрабатывалась исследовательская методика, осуществлялась ее апробация на выборке из 30 младших школьников с разными вариантами интеллектуального развития. На втором этапе было обследовано 54 ребенка с нормальным интеллектуальным развитием, 56 детей с ЗПР и 54 ребенка с умственной отсталостью. Получены сопоставительные характеристики вербальной и образной репрезентации представлений об окружающем мире, проведен качественный (выделение общих черт на большом количестве однородного экспериментального материала) анализ текстов и продуктов конструктивной деятельности. Установлена зависимость качества представлений от уровня ПД, их взаимосвязь с аффективными особенностями детей. Оценка эффективности коррекции представлений об окружающем мире в процессе конструктивной деятельности осуществлялась в ходе эксперимента, в котором приняли участие 29 детей с ЗПР в СКОШ VII вида и 24 умственно отсталых ребенка в СКОШ VIII вида. На констатирующем этапе определялись исходные характеристики изучаемых представлений (по качеству первоначально сконструированной картины «Мир» в сопоставлении с экспертной оценкой уровня их сформированности), а также уровень ПД и аффективные особенности детей. На формирующем этапе в ходе индивидуальных занятий с психологом осуществлялось конструирование фрагментов и целостных картин «Мир». Специфика коррекционного воздействия зависела от результатов предшествующей диагностики. На этапе контрольного эксперимента оценивались произошедшие изменения (по критериям улучшения структурированности сконструированных картин и повышения балла экспертной оценки представлений об окружающем).

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в области специальной психологии получены новые эмпирические данные об онтогенезе представлений об окружающем мире и механизме их совершенствования, который заключается в повышении структурированности (интеграции разрозненных объектов окружающего мира в функционально обоснованные комплексы) и является общим для нормально развивающихся и имеющих нарушения в интеллектуальном развитии младших школьников; выявлены индивидуально-типические отличия в качестве представлений, зависящие от сочетания когнитивных и аффективных особенностей детей; дано психологическое обоснование индивидуального и дифференцированного подхода к процессу коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования уточняют имеющиеся в специальной психологии сведения о становлении целостных представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллектуального развития. Доказано, что как при нормальном интеллектуальном развитии, так и при его нарушениях улучшение качества представлений происходит за счет постепенного структурирования. Установлена достоверная связь качества представлений с уровнем ПД ребенка. Сделан вывод о том, что критерием совершенствования представлений можно считать их интеграцию в смысловые комплексы, а в качестве средства их улучшения - использовать конструктивную деятельность, позволяющую наглядно отображать связи между объектами и явлениями окружающего мира и простраивать их сначала по функциональному, а затем – по понятийному принципу.

Практическая значимость и внедрение результатов. В работе предложена диагностико-коррекционная методика, которая может использоваться в практической деятельности психолога как общеобразовательной школы или центра психолого-медико-социального сопровождения, так и в СКОШ. Данная методика привлекательна для детей и способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире. Она внедрена в практику работы психологов в Красноярском краевом ПМСС - центре. Полученные результаты включаются в курс лекций по психолого-педагогической диагностике, практические занятия по дисциплине специализации «Психокоррекция познавательной деятельности» на факультете специальной педагогики и психологии ИГПУ. Основные результаты проведенного исследования отражены в девяти публикациях автора.

Основные выводы:

  1. Подтверждено предположение о наличии общих с нормально развивающимися детьми закономерностей и специфических особенностей формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Общим механизмом совершенствования представлений об окружающем мире является рост их структурированности, происходящий по следующей схеме: необъединяемые объекты – ситуативные объединения – тематические объединения. Специфические характеристики изучавшихся представлений у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития проявляются в их недостаточной структурированности. К ним относятся уменьшение количества слов с высокой степенью обобщенности в высказываниях, трудности в установлении связей между объектами окружающего мира, изъяны распознавания и осмысления функционального назначения этих объектов.
  2. Типические особенности представлений об окружающем мире младших школьников обусловлены уровнем познавательной деятельности ребенка. Неадекватность представлений характерна для наиболее низкого уровня; вместе с усложнением образа мира качество представлений улучшается за счет повышения их функциональности, обобщенности и интегрированности, находящей отражение в появлении специфических признаков в продуктах конструктивной деятельности.
  3. Аффективные особенности детей с нарушениями интеллектуального развития влияют на характер их представлений об окружающем мире. При значительном несоответствии ПД условно-нормативному для младшего школьника уровню эмоциональное отношение к окружающему миру становится недостаточно структурированным, что преимущественно проявляется менее позитивными, неопределенными и неустойчивыми или малоадекватными оценочными высказываниями детей.
  4. Коррекция представлений об окружающем мире, осуществляемая путем обучения ребенка установлению смысловых связей между объектами окружающего мира в процессе конструктивной деятельности, оказывается достаточно эффективным средством для детей с менее выраженным отставанием в становлении ПД, чаще отмечаемом при ЗПР. При наиболее низком уровне ПД, характерном для умственной отсталости, удается достичь в основном улучшения продуктов конструктивной деятельности и преодолеть наиболее выраженные недостатки представлений детей.
  • 1. Абраменкова В.В. Детская картина мира и социальная психология детства // Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – С. 252-301.
  • 2. Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с задержкой психического развития в системе дифференциально-психологической диагностики Автореф. дис … докт. психол. наук. - М., 1996. – 47 с.
  • 3. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии. – 1999. - № 4. - С. 26-29.
  • 4. Брунер Дж. Развитие процессов представления у детей // Вопросы психологии. - 1968. - № 5. - С. 135-145.
  • 5. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1979. - № 5. - С. 49-62.
  • 6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1989. - 336 с.
  • 7. Венгер Л.А. Соотношение речи и образа в решении дошкольниками мыслительных задач // Слово и образ в решении дошкольниками мыслительных задач / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Интор, 1996. – С. 3-13.
  • 8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л.: Учпедгиз, 1935. - С. 3-21.
  • 9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.И. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. – 255 с.
  • 10. Домишкевич С.А. Критерии дифференциальной диагностики отклонений в интеллектуальном развитии у детей // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. М-лы рег. науч. конф. Иркутск, 2002. - С. 39-42.
  • 11. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С. 100-106. и 2000. - № 2. - С. 91-100.
  • 12. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. - № 2. – С. 15-37.
  • 13. Ильина Л.Ю. Курс "Окружающий мир" и формирование целостного представления о мире у дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 12. - С. 60-62.
  • 14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  • 15. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
  • 16. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд … психол. наук. М., 1980. – 24 с.
  • 17. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире // Дефектология. – 2005. - № 5. - С. 73-82. и № 6. - С. 64-70.
  • 18. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка. Методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». М.: Полиграф-сервис, 2003. - 144 с.
  • 19. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. - 1979. - № 2. - С. 3-13.
  • 20. Менчинская Н.А. Избранные психологические труды / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во московского психосоциального института. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 511 с.
  • 21. Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак»-«символ» и «значение»-«смысл» // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 88-99.
  • 22. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 364 с.
  • 23. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997. – 20 с.
  • 24. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. - 1993. - № 5.
  • 25. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. – 190 с.
  • 26. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 136 с.
  • 27. Семаго Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием // Автореф. дис. канд. … психол. наук. М., 2001. - 23 с.
  • 28. Серебреникова Ю.В. Особенности формирования сферы образов-представлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Автореф. дис. канд. … психол. наук. М., 2002. - 25 с.
  • 29. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994.

Библиография


Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №12 2008 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/izuchenie-i-korrekcziya-predstavlenij-ob-okruzhayushhem-mire-u-mladshix-shkolnikov-s-narusheniyami-intellektualnogo-razvitiya (Дата обращения: 04.11.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности