Известна высокая распространённость расстройств аутистического спектра, составляющая не менее 10-15 детей на 10000 детского населения. Детский аутизм рассматривается как биологически обусловленное особое нарушение психического развития, центральное место в котором занимают трудности коммуникации и социализации (L.Wing, 1976; M.Rutter, 1978; К.С. Лебединская, 1989; В.В. Лебединский, 2003), тесно связанные с речевыми проблемами. Одной из основных причин первичного обращения родителей аутичных детей к специалистам является, как правило, именно «задержка» речевого развития.
Особенности речевых проявлений детей с аутизмом широко представлены в клинических исследованиях. Описаны феномены мутизма, эхолалии, реверсии местоимений, «телеграфной» и «фонографической» речи, характерные нарушения просодики (L. Kanner, 1943; H. Asperger, 1944, M. Rutter, 1978; К.С. Лебединская, 1981, 1991; В.М. Башина, 1981; В.М. Башина, Н.В. Семашкова, 1993; С.С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев, 1968, 1997). Очерчен диапазон проявления речевых проблем от мутизма до нарушения коммуникативной функции формально сохранной речи с большим словарным запасом и развернутой «взрослой» фразой.
В психологических исследованиях нарушения речевого развития при аутизме рассматриваются в контексте проблем коммуникации и особенностей когнитивного стиля детей с аутизмом (B. Prizant, 1989), в структуре нарушения аффективного развития (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг,1997). Накапливаются данные о характерной динамике раннего речевого развития (О.С. Никольская, 1985, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1991, Е.Р. Баенская, 2001).
Существуют предположения, что специфика нарушений речевого развития так называемых «низко функциональных» детей с аутизмом (IQ < 70) может определяться неспособностью усваивать категории, лежащие в основе значений слов (W.H. Fay, A.L. Schuler,1980), подчёркивается, однако, недопустимость распространения этих предположений на «высоко функциональных» детей с аутизмом. Исследование показало, что эти дети понимают значение существительных и способны их адекватно использовать (M. Sigman, J.A. Ungerer, 1984). Затруднения были выявлены в использовании ими глаголов, предлогов и прилагательных (P. Menyik, K. Quill, 1985).
При всей значимости накопления данных об особенностях освоения детьми с аутизмом лексических форм, не менее важным представляется выявление специфики их смыслового содержания, однако таких работ, насколько нам известно, не проводилось. Между тем, в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, Р.Е. Левиной, А.М. Шахнаровича показана взаимообусловленность процессов овладения языком и становления сознания и самосознания. Смысловой анализ лексики детей открывает возможность выявления и изучения психологических факторов ее развития. Такой подход позволит уточнить закономерности формирования особой картины мира детей с аутизмом, трудности и возможности взаимодействия с окружающей средой.
Гипотеза исследования. Сравнительный анализ смысловых характеристик лексики детей с аутизмом в сопоставлении с лексикой нормально развивающихся детей позволяет продвинуться в понимании особенностей их отношений с миром и способности взаимодействовать с окружающим. Определение психологического контекста проблем лексического развития таких детей позволит уточнить ориентиры психологической коррекционной работы.
Цель исследования: определить отраженные в лексике особенности представлений аутичных детей об окружающем и охарактеризовать специфику их взаимоотношения с предметным и социальным миром.
Объект исследования: особенности лексики аутичных детей в период наиболее выраженных поведенческих проблем (дошкольный возраст) в сравнении с показателями нормального лексического развития до и после стадии «лексического взрыва».
Предмет исследования: смысловые характеристики лексики детей с разной глубиной аутизма как отражение особенностей их миропонимания и взаимодействия с окружающим миром.
Задачи исследования:
- обобщить литературные данные об отражении в лексическом развитии детей растущих возможностей понимания происходящего вокруг, характера общения и взаимодействия с окружающим миром и об особенностях лексического развития детей с аутизмом;
- разработать метод качественного смыслового анализа лексики детей, позволяющий охарактеризовать развитие их активности и избирательности во взаимодействии со средой и людьми;
- получить данные, позволяющие оценить лексику детей с разной глубиной аутизма в период наиболее выраженных поведенческих проблем в сравнении с лексикой нормально развивающихся детей до и после «лексического взрыва»;
- сравнить качественно-количественные особенности лексики детей с разной глубиной аутизма и охарактеризовать на этой основе специфику развития их миропонимания и взаимодействия с окружающим;
- сопоставить особенности овладения лексикой детей с аутизмом и нормально развивающихся малышей и выделить специфические и общие черты их представлений об окружающей действительности и взаимодействия с предметным и социальным миром;
- уточнить и обосновать ориентиры для психологической поддержки лексического развития детей с аутизмом.
Методологической основой исследования являются отечественные психологические традиции: положение Л.С. Выготского о единстве когнитивного и аффективного развития, труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, посвященные вопросам взаимосвязи речевого развития и формирования сознания. Работа опирается на исследования процесса аффективного развития ребенка, ведущиеся в ИКП РАО Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, О.С. Никольской.
Методы исследования. Анализ литературных данных, анкетирование и структурированное интервью родителей аутичных и нормально развивающихся детей; метод наблюдения; смысловой анализ лексики детей; сравнительный анализ динамики формирования начального детского лексикона у детей с разной глубиной аутизма и нормально развивающихся детей; статистические методы обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования. Впервые изучены особенности лексического развития детей с аутизмом, выявленные в сопоставлении с ходом нормального речевого развития в раннем детстве. Определены и проанализированы качественные и количественные характеристики нарушения лексического развития в зависимости от глубины аутизма. Разработан авторский метод смыслового анализа лексики, позволяющий охарактеризовать полноту образа внешнего и внутреннего мира ребёнка, определить специфику формирующегося индивидуального опыта, возможности активного и гибкого взаимодействия со средой и людьми.
Теоретическая значимость. На основе смыслового анализа лексики детей выявлен и проанализирован психологический контекст речевого развития при детском аутизме. Охарактеризованы содержание картины мира детей с разной глубиной аутизма, характер их отношения к окружающему и особенности его понимания. Показано, что специфика лексического развития связана как с проблемами коммуникации и социализации, так и с более общими сложностями аффективного развития таких детей – с трудностями развития избирательности, дифференциации и осмысления окружающего, выделения себя как субъекта действия. В развитии представлений детей с аутизмом об окружающем мире выделены тенденции, соответствующие логике нормального развития и отличные от него. Показаны как стойкие, специфичные для таких детей трудности, так и потенциальные возможности нормализации их развития.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для психологической поддержки лексического развития аутичных детей. Полученные данные позволяют оценить ход лексического развития ребенка с аутизмом в более общем контексте аффективного и социо-эмоционального развития, определить место коррекции лексического развития в общей системе коррекционной помощи детям с аутизмом. Это дает возможность осуществлять обоснованную профилактику типичных отрицательных последствий ошибочного коррекционного подхода к лексическому развитию детей с аутизмом.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются исходными методологическими позициями, соответствием методов целям и задачам исследования, применением апробированных методов, взаимодополнением избранных параметров смыслового анализа, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.
Основные выводы исследования.
На основании результатов исследования можно заключить, что смысловой анализ лексики позволяет охарактеризовать полноту и дифференцированность формирующегося образа внешнего и внутреннего мира аутичного ребенка, раскрыть особенности развития индивидуального аффективного опыта, выявить возможности и трудности в организации активного и гибкого взаимодействия со средой и людьми.
В ходе экспериментального исследования выявлено, что дети с разной глубиной аутизма имеют выраженные отличия в качественных характеристиках лексического развития. В особенностях лексики отражена разная степень полноты и осмысления картины мира; уровень активности детей, трудности и возможности развития избирательности в контакте с миром, различия в пластичности, стабильности и гибкости во взаимодействии с близкими людьми.
Аутичные и нормально развивающиеся дети раннего возраста при сходных количественных показателях овладения лексикой различаются в качественном характере её распределения. Выявленные отличия в распределении лексики показывают специфические для детей с аутизмом проблемы, связанные с тормозимостью и ранимостью в контактах со средой, с нарушением возможности активного и гибкого взаимодействия, с трудностями уяснения функциональных отношений и активного упорядочивания окружающего пространства. Вместе с тем, выявлены и общие с нормой тенденции лексического развития, отражающие возможности продвижения детей с аутизмом к более полному и детализированному восприятию мира, более разнообразному взаимодействию со средой и людьми.
Полученные результаты расширяют представления о психологических факторах лексического развития детей с аутизмом. Показано, что лексическое развитие аутичных детей тесно связано с дифференциацией и осмыслением окружающего мира, усложнением способов активного взаимодействия с ним, что позволяет сформулировать рекомендации по психологической коррекции лексического развития детей с аутизмом. Основополагающим положением этих рекомендаций является необходимость включения этой работы в общую систему психологической помощи ребенку в аффективном развитии.