Альманах №12
04.04.2008 Дата публикации статьи: 04.04.2008
Альманах №12 · Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии
Альманах №12 · Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии

Психолого-педагогические условия формирования саморегу-ляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития

Бабкина Н.В. ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Исследование саморегуляции познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) связано с решением одной из фундаментальных проблем специальной психологии и педагогики - развитием у детей с различными отклонениями в психическом развитии способности к регуляции собственного поведения, к преодолению трудностей в различных видах деятельности, то есть с раскрытием психологических условий формирования ребенка как активного субъекта собственной деятельности и поведения.

Исследования детей с ЗПР так или иначе затрагивали регуляторную сферу. В работах, посвященных изучению познавательной деятельности у детей с ЗПР, саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, И.А. Коробейников, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, Н.А. Менчинская, Л.И. Переслени, Н.Г. Поддубная, В.Л. Подобед, П.Б. Шошин и др.), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, Ю.Б. Максименко, У.В. Ульенкова и др.). Исследователи отмечали инфантильные черты личности детей с ЗПР, проявляющиеся в преобладании игровых интересов над учебными, недостаточное целеполагание, повышенную внушаемость и уход от ответственности, неадекватную самооценку, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации (Н.Л. Белопольская, С.А. Домишкевич, А.И. Красило, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Кулагина, Е.И. Липкина, Т.В. Пускаева, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова и др.). Вместе с тем, проблема формирования саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста до сих пор остается малоизученной.

Под саморегуляцией нами понимается такой вид осознанной регуляции деятельности, при котором она имеет четкие временные границы осуществления, обусловлена конкретным поведенческим актом и включается в него, заканчиваясь более или менее четким осознанием достигнутого результата деятельности (Б.В. Кайгородов, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий).

В онтогенезе способность к саморегуляции познавательной деятельности у нормально развивающихся детей формируется к началу школьного обучения. Учебно-познавательная деятельность требует наличия у ребенка определенного уровня развития произвольности поведения, проявляющегося в умении следовать указаниям взрослого, самостоятельно работать по образцу, контролировать свои действия и по-ступки (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин).

Научное обоснование и выявление факторов и условий, способствующих целенаправленному развитию осознанной саморегуляции у младших школьников с ЗПР - необходимое условие разработки и совершенствования системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Практическая значимость этой проблемы в сочетании с ее недостаточной научной разработанностью обусловливают актуальность исследования психолого-педагогических условий формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на со-временном этапе развития специальной психологии.

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий, способствующих формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования: процесс осознанной саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования: особенности познавательной деятельности и ее осознанной саморегуляции у младших школьников с ЗПР, определение конкретных возрастных возможностей ее формирования.

Гипотеза исследования.Систематизация и анализ специфических проявлений осознанной саморегуляции познавательной деятельности у старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками позволяют определить психолого-педагогические условия, способствующие эффективной актуализации потенциальных возможностей ребенка при формировании этой сферы личностного становления.

Формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности обусловливается взаимодействием ряда компонентов, определяющих способность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность: ставить и удерживать цели; планировать деятельность; выбирать и сохранять способы действий; осуществлять самоконтроль на всех этапах деятельности, оценивать ее процесс и результат.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать имеющиеся в психологической литературе теоретические подходы к пониманию природы саморегуляции.
  2. Выявить особенности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР 7-8-летнего возраста в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
  3. Определить эффективные пути и способы формирования осознанной саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР 7-8-летнего возраста.
  4. Разработать и апробировать программу коррекционно-развивающих занятий психолога, направленных на формирование саморегуляции у детей изучаемой категории.
  5. Проследить динамику развития саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Методология исследования базируется

  • на объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, основы которых были раскрыты Л.С. Выготским в теории культурно-исторического развития психики;
  • на теории деятельности, разработанной в трудах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева;
  • на принципах психологической педагогики В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Л.И. Тиграновой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эль-конина, И.С. Якиманской;
  • на теории осознанной саморегуляции деятельности Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожца, О.А. Конопкина, Е.О. Смир-новой;
  • на трудах ведущих отечественных психологов и дефектологов по проблемам задержки психического развития (Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, В.И. Лу-бовского, И.Ф. Марковской, Н.А. Никашиной, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко и др.);
  • на концепции коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденной МО РФ в 1994 г., включающей принцип комплексной диагностики, коррекции и реабилитации детей со стойкими трудностями в обучении (с ЗПР).

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:

  • изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; психологическое наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований и на занятиях; анкетирование учителей;
  • констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
  • количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов; статистический анализ результатов экспериментального обучения.

Организация исследования.

Всего в эксперименте приняли участие 130 детей, в том числе 83 ребенка с ЗПР и 47 их нормально развивающихся сверстников.

Эксперимент проводился на базе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида № 1371 (Восточный округ г. Моск-вы), № 1478 (Северный округ г. Москвы), дошкольного образовательного учреждения общего типа № 1551 (Восточный округ г. Москвы), дошкольного отделения учебно-воспитательного комплекса № 1874 (Северо-Западный округ г. Москвы), школ № 455 (Центральный округ г. Москвы) и № 922 (Восточный округ г. Москвы).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, статистическим анализом результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость.

Впервые проведен сравнительный анализ сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития (находящихся в специально организованных психолого-педагогических условиях и в массовых общеобразовательных учреждениях) и их нормально развивающихся сверстников.

Показано, что формирование саморегуляции деятельности у детей с ЗПР подчиняется объективным онтогенетическим законам психического развития. Установлено, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР характеризуются наличием потенциальных возможностей осознанной саморегуляции познавательной деятельности.

Предложены критерии определения уровней сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста

Определены психолого-педагогические условия, способствующие формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста, экспериментально подтверждена их эффективность.

Полученный фактический материал позволяет конкретизировать теоретическое положение Л.С. Выготского об уровне актуального и зоне ближайшего развития применительно к детям с задержкой психического развития, а также определить роль специально организованной среды в компенсации и коррекции дефекта.

Практическая значимость.

Предложен принцип классификации детей по группам, соответствующим уровню сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, позволяющий осуществлять дифференцированный подход к выбору оптимальных условий школьного обучения.

Разработана программа коррекционно-развивающей работы психолога, учитывающая специальные образовательные потребности детей с ЗПР с различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, которая может быть использована педагогами и практическими психологами, работающими как в классах КРО, так и в общеобразовательных классах.

Материалы исследования могут быть использованы в практике коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, при подготовке специалистов в вузах, а также при разработке специализированных семинаров и курсов.

Основные выводы:

  1. Изучение психологических особенностей развития осознанной саморегуляции познавательной деятельности у старших дошкольников и младших школьников с ЗПР показывает, что в условиях спонтанного формирования не обеспечивается актуализация их потенциальных возрастных возможностей в сфере произвольной регуляции.
  2. Традиционный учебно-воспитательный процесс сам по себе не оказывает достаточного влияния на формирование умений осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР. Опираясь лишь на средства учебной деятельности, без использования специальных психолого-педагогических приемов, добиться качественного улучшения показателей саморегуляции достаточно трудно.
  3. Анализ проявлений осознанной саморегуляции познавательной деятельности старших дошкольников и младших школьников с ЗПР, их изучение в сравнении с нормально развивающимися сверстниками позволяют выделить уровни сформированности произвольной регуляции, характерные для различных групп детей.
  4. На основе экспериментального исследования определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективной реализации потенциальных возможностей детей с ЗПР при формировании регуляторной сферы.
  5. Разработана программа коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, характеризующимися различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности. Применение данной программы в экспериментальной группе привело к качественному улучшению всех изучавшихся показателей осознанной саморегуляции деятельности. Важным результатом экспериментального обучения явилось сближение результатов, достигнутых детьми экспериментальной группы, с результатами их сверстников с нормальным развитием.
  6. Разработанная программа коррекционно-развивающей работы психолога может быть использована практическими психологами, работающими как в классах КРО, так и в общеобразовательных классах.
  • 1. Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М - 1992. -17 с.
  • 2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. — 127 с.
  • 3. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя — М.: АРК-ТИ, 2002. 78 с.
  • 4. Бабкина Н.В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с ЗПР // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. - С. 70 -104.
  • 5. Белопольская H.Л. Личностные особенности детей с задержкой психического развития в системе дифференциально-психологической диагностики (старший дошкольный возраст): Ав-тореф. дис. . д-ра пси-хол. наук. М., 1996. — 36 с.
  • 6. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компо-нентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы пси-хологии. 1997. — № 1. - С. 19-25.
  • 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 174 с.
  • 8. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольно-го возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 122 - 131.
  • 9. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985. -С. 27-39.
  • 10. Веракса Н.Е. Способы регуляции поведения у детей до-школьного возраста // Вопросы психологии. 1996. - № 3. - С. 27 - 34.
  • 11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982- 1984.
  • 12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. 45 с.
  • 13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
  • 14. Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об онтогенезе) // Дефектология. 1996. № 5. - С. 22 — 28.
  • 15. Коробейников И. А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. психол. наук. — М., 1980. — 23 с.
  • 16. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Полит-издат, 1975. - 304 с.
  • 17. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психоло-гии / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1978 С. 237 - 252.
  • 18. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М., 1996. — 64 с.
  • 19. Марковская И.Ф. Задержка психического развития [Текст]: клинико-нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. - М. : Компенс-центр, 1993. -198 с.: рис., табл.
  • 20. Менчинская H.A. Проблемы учения и развития.: В кн. Про-блемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1978. - С. 253 - 268.
  • 21. Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. н., М., 1997. -187 с.
  • 22. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М.: "Когито-Центр", 1996. - 72 с.
  • 23. Тригер Р.Д. Эффективность обучения русскому языку младших школьников с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. - С. 172 - 205.
  • 24. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.-230 с.
  • 25. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  • 26. Цветкова Л.C. Интеллектуальная деятельность человека // Вопросы психологии, 1980. - № 9. С. 179 - 185.
  • 27. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. М., 1993. - 81 с.

Библиография


Бабкина Н.В. Психолого-педагогические условия формирования саморегу-ляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №12 2008 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/psixologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-samoregu-lyaczii-poznavatelnoj-deyatelnosti-u-mladshix-shkolnikov-s-za-derzhkoj-psixicheskogo-razvitiya (Дата обращения: 28.03.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности