Исследование саморегуляции познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) связано с решением одной из фундаментальных проблем специальной психологии и педагогики - развитием у детей с различными отклонениями в психическом развитии способности к регуляции собственного поведения, к преодолению трудностей в различных видах деятельности, то есть с раскрытием психологических условий формирования ребенка как активного субъекта собственной деятельности и поведения.
Исследования детей с ЗПР так или иначе затрагивали регуляторную сферу. В работах, посвященных изучению познавательной деятельности у детей с ЗПР, саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, И.А. Коробейников, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, Н.А. Менчинская, Л.И. Переслени, Н.Г. Поддубная, В.Л. Подобед, П.Б. Шошин и др.), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, Ю.Б. Максименко, У.В. Ульенкова и др.). Исследователи отмечали инфантильные черты личности детей с ЗПР, проявляющиеся в преобладании игровых интересов над учебными, недостаточное целеполагание, повышенную внушаемость и уход от ответственности, неадекватную самооценку, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации (Н.Л. Белопольская, С.А. Домишкевич, А.И. Красило, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Кулагина, Е.И. Липкина, Т.В. Пускаева, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова и др.). Вместе с тем, проблема формирования саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста до сих пор остается малоизученной.
Под саморегуляцией нами понимается такой вид осознанной регуляции деятельности, при котором она имеет четкие временные границы осуществления, обусловлена конкретным поведенческим актом и включается в него, заканчиваясь более или менее четким осознанием достигнутого результата деятельности (Б.В. Кайгородов, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий).
В онтогенезе способность к саморегуляции познавательной деятельности у нормально развивающихся детей формируется к началу школьного обучения. Учебно-познавательная деятельность требует наличия у ребенка определенного уровня развития произвольности поведения, проявляющегося в умении следовать указаниям взрослого, самостоятельно работать по образцу, контролировать свои действия и по-ступки (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин).
Научное обоснование и выявление факторов и условий, способствующих целенаправленному развитию осознанной саморегуляции у младших школьников с ЗПР - необходимое условие разработки и совершенствования системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Практическая значимость этой проблемы в сочетании с ее недостаточной научной разработанностью обусловливают актуальность исследования психолого-педагогических условий формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на со-временном этапе развития специальной психологии.
Цель исследования: определение психолого-педагогических условий, способствующих формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс осознанной саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: особенности познавательной деятельности и ее осознанной саморегуляции у младших школьников с ЗПР, определение конкретных возрастных возможностей ее формирования.
Гипотеза исследования.Систематизация и анализ специфических проявлений осознанной саморегуляции познавательной деятельности у старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками позволяют определить психолого-педагогические условия, способствующие эффективной актуализации потенциальных возможностей ребенка при формировании этой сферы личностного становления.
Формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности обусловливается взаимодействием ряда компонентов, определяющих способность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность: ставить и удерживать цели; планировать деятельность; выбирать и сохранять способы действий; осуществлять самоконтроль на всех этапах деятельности, оценивать ее процесс и результат.
Задачи исследования:
- Проанализировать имеющиеся в психологической литературе теоретические подходы к пониманию природы саморегуляции.
- Выявить особенности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР 7-8-летнего возраста в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
- Определить эффективные пути и способы формирования осознанной саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР 7-8-летнего возраста.
- Разработать и апробировать программу коррекционно-развивающих занятий психолога, направленных на формирование саморегуляции у детей изучаемой категории.
- Проследить динамику развития саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО).
Методология исследования базируется
- на объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, основы которых были раскрыты Л.С. Выготским в теории культурно-исторического развития психики;
- на теории деятельности, разработанной в трудах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева;
- на принципах психологической педагогики В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Л.И. Тиграновой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эль-конина, И.С. Якиманской;
- на теории осознанной саморегуляции деятельности Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожца, О.А. Конопкина, Е.О. Смир-новой;
- на трудах ведущих отечественных психологов и дефектологов по проблемам задержки психического развития (Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, В.И. Лу-бовского, И.Ф. Марковской, Н.А. Никашиной, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко и др.);
- на концепции коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденной МО РФ в 1994 г., включающей принцип комплексной диагностики, коррекции и реабилитации детей со стойкими трудностями в обучении (с ЗПР).
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:
- изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; психологическое наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований и на занятиях; анкетирование учителей;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов; статистический анализ результатов экспериментального обучения.
Организация исследования.
Всего в эксперименте приняли участие 130 детей, в том числе 83 ребенка с ЗПР и 47 их нормально развивающихся сверстников.
Эксперимент проводился на базе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида № 1371 (Восточный округ г. Моск-вы), № 1478 (Северный округ г. Москвы), дошкольного образовательного учреждения общего типа № 1551 (Восточный округ г. Москвы), дошкольного отделения учебно-воспитательного комплекса № 1874 (Северо-Западный округ г. Москвы), школ № 455 (Центральный округ г. Москвы) и № 922 (Восточный округ г. Москвы).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, статистическим анализом результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость.
Впервые проведен сравнительный анализ сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития (находящихся в специально организованных психолого-педагогических условиях и в массовых общеобразовательных учреждениях) и их нормально развивающихся сверстников.
Показано, что формирование саморегуляции деятельности у детей с ЗПР подчиняется объективным онтогенетическим законам психического развития. Установлено, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР характеризуются наличием потенциальных возможностей осознанной саморегуляции познавательной деятельности.
Предложены критерии определения уровней сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста
Определены психолого-педагогические условия, способствующие формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста, экспериментально подтверждена их эффективность.
Полученный фактический материал позволяет конкретизировать теоретическое положение Л.С. Выготского об уровне актуального и зоне ближайшего развития применительно к детям с задержкой психического развития, а также определить роль специально организованной среды в компенсации и коррекции дефекта.
Практическая значимость.
Предложен принцип классификации детей по группам, соответствующим уровню сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, позволяющий осуществлять дифференцированный подход к выбору оптимальных условий школьного обучения.
Разработана программа коррекционно-развивающей работы психолога, учитывающая специальные образовательные потребности детей с ЗПР с различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, которая может быть использована педагогами и практическими психологами, работающими как в классах КРО, так и в общеобразовательных классах.
Материалы исследования могут быть использованы в практике коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, при подготовке специалистов в вузах, а также при разработке специализированных семинаров и курсов.
Основные выводы:
- Изучение психологических особенностей развития осознанной саморегуляции познавательной деятельности у старших дошкольников и младших школьников с ЗПР показывает, что в условиях спонтанного формирования не обеспечивается актуализация их потенциальных возрастных возможностей в сфере произвольной регуляции.
- Традиционный учебно-воспитательный процесс сам по себе не оказывает достаточного влияния на формирование умений осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР. Опираясь лишь на средства учебной деятельности, без использования специальных психолого-педагогических приемов, добиться качественного улучшения показателей саморегуляции достаточно трудно.
- Анализ проявлений осознанной саморегуляции познавательной деятельности старших дошкольников и младших школьников с ЗПР, их изучение в сравнении с нормально развивающимися сверстниками позволяют выделить уровни сформированности произвольной регуляции, характерные для различных групп детей.
- На основе экспериментального исследования определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективной реализации потенциальных возможностей детей с ЗПР при формировании регуляторной сферы.
- Разработана программа коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, характеризующимися различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности. Применение данной программы в экспериментальной группе привело к качественному улучшению всех изучавшихся показателей осознанной саморегуляции деятельности. Важным результатом экспериментального обучения явилось сближение результатов, достигнутых детьми экспериментальной группы, с результатами их сверстников с нормальным развитием.
- Разработанная программа коррекционно-развивающей работы психолога может быть использована практическими психологами, работающими как в классах КРО, так и в общеобразовательных классах.