Проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи в современной логопедии представлена недостаточно. Большое распространение получили традиционные представления о том, что логопедическое воздействие целесообразно применять в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормативов. Исключение составляют лишь категории детей с врожденными дефектами артикуляционного аппарата, с детским церебральным параличом и другими рано диагностируемыми отклонениями психомоторного развития. Для этой группы нарушений имеются соответствующие методические рекомендации.
Недостаточно разработаны вопросы выявления и диагностики отклонений в развитии речевой деятельности у детей с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии в возрасте 4-5 лет. Развитие и функционирование логопедических учреждений также ориентировано на этот возраст.
В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития.
В последние годы осуществляется экспериментальная работа по изучению особенностей раннего речевого развития детей и разработке методических рекомендаций по нормализации и коррекции речи в я/садах г. Москвы № 815 и 1901.
Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо- физиологических предпосылок речевой деятельности. К ним относятся:
- понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;
- долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);
- первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений;
- начало активной речи (объем словаря и особенности детских номинаций; ранний синтаксис; аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);
- овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций).
Эти характеристики сопоставляются с данными клинико-психологического обследования и особенностями микросоциальных и педагогических условий формирования речи ребенка в каждом отдельном случае.
Решить однозначно вопрос, является ли отсутствие нормативных для данного возраста языковых единиц показателем речевой патологии в форме общего недоразвития речи или темповым отставанием, в младшем дошкольном возрасте достаточно трудно. Необходимо динамическое наблюдение за характером и темпом развития различных компонентов речевой деятельности не только в процессе неоднократного обследования, но и акцентуация логопеда на положительных изменениях под влиянием коррекционной работы, которое возможно осуществить в условиях ясли/сада.
Обоснование коррекционной работы с данной категорией детей предполагает тщательно собранный анамнез с углубленным анализом периода доречевого развития ("непосредственного зачатка речи"); многоаспектное логопедическое обследования; неврологическое и нейропсихологические обследование: оценку возрастной нормативности выявленных симптомокомплексов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова); наблюдения логопеда и воспитателя за процессом коммуникации детей со взрослыми и между собой; постоянную фиксацию положительных сдвигов в общении.
Методическая схема психолого-педагогического наблюдения за ребенком в процессе его обучения и воспитания разработана в ИКП РАО в соответствии с принципами нейропсихологического метода анализа нарушений психических функций с учетом входящих в состав психической деятельности ребенка основных психофизиологических факторов: регуляции психической активности; зрительно- пространственного; слухо-речевого; речедвигательного с артикуляционным и динамическим (кинетическим) компонентами.
Данные психолого-педагогического наблюдения сопоставлялись с результатами целенаправленного нейропсихологического обследования ВПФ - различных видов праксиса, слухомоторной координации, зрительного гнозиса, слухоречевой и зрительной памяти и др. по схеме, адаптированной в соответствии с возрастом детей (Алле А.Г.).
Результаты исследования детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии, проведенного в ходе экспериментальной работы в детских садах NN 1901, 815 г. Москвы свидетельствуют об адекватности применения предлагаемого подхода к постановке речевого диагноза.
На основе обобщения полученных данных разработаны основные направления раннего коррекционного воздействия и проект программы по коррекции речевого недоразвития младших дошкольников.
Определены содержание и методы развития импрессивной стороны речи, фонетического строя русской речи, словарного запаса, элементарных форм долингвистической и монологической речи. Особое внимание обращено на формирование коммуникативной функции с использованием накопленного словарного материала. По основным разделам программы подготовлены конспекты логопедических занятий (А.В. Сенчило).
Полученные данные могут быть использованы для рекомендации по структурной перестройке системы раннего выявления и коррекции детей с отставанием в развитии речевой и коммуникативной способности различной этиопатогенетической обусловленности.
Мы полагаем, что в настоящее время целесообразно выделить особую область превентивного логопедического воздействия и профессиональную активность логопеда направить на более ранний возраст. Необходимо также более широко распространить опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.