Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка: аудиолог и сурдопедагог / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка: аудиолог и сурдопедагог

А.И. Сатаева ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
В.В. Бахшинян  Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезировани, Москва

Подключение речевого процессора производится через 4-6 недель после операции. В этой работе участвует как аудиолог, так и сурдопедагог. Аудиолог определяет параметры порогового уровня (минимальное значение электростимуляции, при котором человек начинает слышать) и комфортного уровня (максимальное значение электростимуляции, при котором возникает ощущение громкого звука без дискомфорта). При подаче стимулов на каждый электрод от пациента требуется ответная реакция. Человек, владеющий речью, может сообщить о своих ощущениях аудиологу в ходе настройки электродов.Чтобы оценить реакции маленького и/или еще не владеющего речью ребенка сурдопедагог:

  • оценивает безусловные ориентировочные реакции (например: замирание, поворот головы в ответ на звук и т.п.) ребенка при электростимуляции в процессе программирования речевого процессора;
    Оценка безусловных ориентировочных реакций ребенка Фрагмент занятия сурдопедагога по оценке безусловных ориентировочных реакций ребенка

    2015-09-22

    Фрагмент коррекционного занятия. Сурдопедагог (А.И. Сатаева) оценивает ориентировочные безусловные реакции ребенка при электростимуляции в процессе программирования речяевого процессора
  • вырабатывает у ребенка условную двигательную реакцию на звук (например: в ответ на сигнал маленький ребенок надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.);
Формирование условных двигательных реакций ребенка с КИ на звук Фрагмент занятия сурдопедагога по формированию у ребенка условных двигательных реакций на звук

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия. Сурдопедагог (А.И. Сатаева) формирует у ребенка с КИ условные двигательные реакции на звук
  • выделяет и анализирует непроизвольные и произвольные реакции ребенка на разнообразные звуки, что необходимо для оценки эффективности работы речевого процессора и системы кохлеарного импланта в целом;
  • учит родителей замечать и фиксировать в дневнике наблюдений изменения в поведении ребенка – его непроизвольные и произвольные реакции на разнообразные звуки;
  • учит ребенка определять силу звучания (громко/тихо); количество звучаний; их длительность (долго/кратко), высоту (высоко/низко) и т.д. для уточнения в будущем режима настройки.

Как правило, на первом году использования кохлеарного импланта ребенком проводятся 3-4 настроечные сессии, на втором году - 2 сессии, в последующие годы – уже по 1 сессии в год. В процессе этой работы обеспечивается максимальная разборчивость воспринимаемой речи за счет последовательного уточнения пороговых и комфортных уровней стимуляции

Процесс совместной работы аудиолога и сурдопедагога в процессе настройки речевого процессора у имплантированного ребенка Фрагмент процесса настройки речевого процессора у имплатированного ребенка

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия. Совместная работа аудиолога (В.В. Бахшинян) и судрдопедагога (А.И. Сатаева) в процессе настройки речевого процессора у имплантированного ребенка

При необходимости возможны дополнительные встречи с аудиологом и сурдопедагогом.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Сатаева А.И., Бахшинян В.В. Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка: аудиолог и сурдопедагог // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. Альманах №21 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/etap-podklyucheniya-rechevogo-proczessora,-ego-pervichnaya-nastrojka-audiolog-i-surdopedagog (Дата обращения: 15.12.2018)
Список литературы
  1. Бахшинян, В.В. Современные тенденции и перспективы применения метода телеметрии нервного ответа в реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации [Текст] / В.В. Бахшинян // Вестник оториноларингологии. – 2014. – № 2. – С. 21-25.
  2. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
  3. Сатаева, А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям [Текст] / А.И. Сатаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1. – С. 55-63.
  4. Таварткиладзе, Г.А. Руководство по клинической аудиологии [Текст] / Г.А. Таварткиладзе. – М.: Медицина, 2013. – 676 с.
  5. Niparko, J.K. Cochlear Implants: Principles and Practices / Ed. 2nd edition. – Wolters Kluwer, Lippincott Williams & Wilkins, 2009. 356с.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: