Выбор дальнейшего образовательного маршрута имплантированным детям, успешно завершившим запускающий этап реабилитации и вставшим на путь естественного развития коммуникации и речи – трудная и ответственная задача сурдопедагога и семьи. Основными ориентирами для ее решения становятся близость развития ребенка к возрастной норме; а также понимание перспектив дальнейшего сближения ребенка с нормой в разных условиях обучения. Сурдопедагог может встретиться с большим разнообразием случаев:
- развитие ребенка приближается к возрастной норме, но требуется следить за его дальнейшим благополучием и поддерживать его
2015-09-22
Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) с ребенком с КИ. Развитие ребенка с КИ приближается к возрастной норме- развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней при - условии систематической минимальной специальной поддержки
- развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней при значительной систематической специальной поддержке
- развитие ребенка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи.
Очевидно, что каждой из названных групп детей понадобятся различные образовательные маршруты. Анализ накопленного в Институте коррекционной педагогике опыта успешной реабилитации позволяет представить варианты образовательных маршрутов, подходящих разным группам детей с кохлеарными имплантами, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации (см. таблицу 1)
Таблица 1. Образовательные маршруты детей с кохлеарными имплантами, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации
Группы детей с кохлеарными имплантами, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации и вставших на путь естественного развития | Возможные образовательные маршруты |
---|---|
Развитие ребенка приближается к возрастной норме, но требуется следить за его дальнейшим благополучием и поддерживать его | Интеграция в общеобразовательную среду при систематическом контроле за развитием и поддержке процесса адаптации в новой среде |
Развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней при условии систематической минимальной специальной поддержки | Интеграция в общеобразовательную среду при минимальной, но систематической специальной поддержке процесса развития ребенка и его адаптации в новой среде |
Развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней при значительной систематической специальной поддержке | Интеграция в комбинированную среду при значительной систематической специальной поддержке сурдопедагога, направленной на преодоление отставания в развитии |
Развитие ребенка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи | Рекомендуется специальная образовательная среда, ориентированная на слабослышащих детей, она оптимальна для дальнейшего развития такого ребенка |
Подчеркнем, что каким бы благополучным ни казался ребенок к моменту завершения первоначального этапа реабилитации, он будет нуждаться в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении в том образовательном учреждении, куда придет учиться. Предметом внимания специалистов, сопровождающих имплантированного ребенка, становятся:
- продвижение в развитии и преодоление ранее возникшего отставания от сверстников;
- характер контактов и взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми в учреждении, общие со сверстниками и специфические проблемы в новой социальной среде;
- понимание ребенком своих возможностей и ограничений, умение вступать в коммуникацию на эту тему;
- особые образовательные потребности, обнаруживающиеся по ходу обучения и требующие удовлетворения силами сурдопедагога или специального психолога;
- эффективность функционирования речевого процессора, необходимость его поднастроек.