Альманах №22
01.12.2015 Дата публикации статьи: 01.12.2015
Альманах №22 · Исследования, опередившие время. Наследие
Альманах №22 · Исследования, опередившие время. Наследие

Педагогическое изучение аномальных детей

Источник публикации: Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ
Многие термины, используемые в этой статье, в настоящее время вышли из употребления. Изменившееся отношение сообщества к детям с проблемами в развитии не позволяет нам сейчас назвать ребенка «аномальным». В современных исследованиях не используются понятия обычные для классических работ, определяющих структуру нарушения психического развития - «первичный» и «вторичный дефект», мы знаем, что у многих вызывает отторжение и само название специальности - «дефектология». Тем не менее, доверяя читателю, мы рассчитываем, что восприниматься будут не «некорректные» слова, а заключенные в них смыслы. Что читатель с самого начала поймет, что для авторов «аномальные дети», это дети с особенностями развития, которые изучаются не только с целью определения проблем и постановки диагнозов, но и, прежде всего, для выявления условий максимальной реализации компенсаторных тенденций и поиска обходных путей социализации.

Успех обучения и воспитания аномальных детей в значительной степени зависит от знания и учета педагогом особенностей каждого учащегося.

К.Д. Ушинский писал: «Если мы требуем от ремесленника, чтобы он думал о своем ремесле и старался познакомиться с ним ближе, то неужели общество, доверяющее нам детей своих, не вправе требовать от нас, чтобы мы старались по мере сил своих познакомиться с тем предметом, который вверяется нашим попечениям, — с умственной и нравственной природой человека» 1.

Поскольку развитие аномального ребенка осложняется влияниями, порожденными дефектом, то при его обучении и воспитании, еще более чем при обучении нормального ребенка, необходим учет его своеобразия, который может быть достигнут лишь в результате тщательного планомерного изучения каждого учащегося.

Особенности специального педагогического изучения аномальных детей определяются, прежде всего, сложностью их психического развития. Педагог специальной школы сталкивается с разнообразными, в каждом конкретном случае особыми сочетаниями и переплетениями симптомов, которые необходимо учитывать в процессе учебно-воспитательной работы. Ему необходимо разобраться в проявлениях первичного дефекта (например, в степени и характере нарушения слуха, зрения, умственного развития), а также, что представляет подчас очень большие трудности, правильно интерпретировать те проявления, которые порождаются первичным дефектом.

Как было показано во II главе, отклонения в развитии аномального ребенка представляют сложное сочетание основного дефекта, возникшего в результате болезненного процесса и вторичных проявлений, являющихся следствием измененного под влиянием первичного дефекта процесса развития.

Так, у ребенка, перенесшего заболевание слухового аппарата, возникают не только нарушения слуха (первичный дефект), но и вызванные им нарушения в развитии речи. Появляющееся в связи с этим ограничение контакта с окружающими влечет за собой различные изменения в характере, во всей личности. У слепого ребенка вследствие отсутствия зрения (первичного дефекта) нарушена пространственная ориентировка, возникает своеобразие представлений, что в свою очередь накладывает отпечаток на развитие других психических процессов и всей личности. Недоразвитие познавательной деятельности у умственно отсталого ребенка приводит к тем или иным нарушениям развития эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Первичные и вторичные симптомы, тесно взаимодействуя, в каждом конкретном случае сочетаются в различных комбинациях, порождающих значительное своеобразие ребенка. Это своеобразие подчас усугубляется еще и тем, что перенесенные заболевания иногда вызывают не один, а несколько дефектов. В этом случае сложный симптомо-комплекс аномального развития отличается от обычной картины данной категории аномальных детей.

Необходимость пристального углубленного изучения ребенка в специальной школе вызывается также и тем, что развитие аномальных детей еще в большей мере, чем развитие нормальных, зависит от организации педагогического процесса. Для коррекции возникающих в ходе развития недостатков требуется применение специальных форм воздействия. Ни один, даже самый совершенный прием не даст желаемых результатов, если он нe отвечает возможностям именно тех детей, к которым он применяется. Поэтому при выборе приемов работы учителя неизбежно сталкиваются с необходимостью взвешивать целесообразность применения каждого из «их в определенных конкретных условиях, учитывая особенности данных учащихся (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, направленность личности, характерологические черты и т.п.).

Необходимость всестороннего изучения аномальных детей определяется также особой ролью школы в их развитии.

Нормальный ребенок, кроме школы, находится под влиянием целого ряда воздействий — семьи, других окружающих людей, искусства, литературы и др. Влияние этих факторов на аномального ребенка относительно ограничено. Прежде всего, такой ребенок большую часть времени находится в школьной среде и мало контактирует с семьей. В ряде случаев ограничение контакта с семьей определяется спецификой дефекта ребенка (например, глухой ребенок, слышащие родители). Педагогу-дефектологу необходимо изучение своих учащихся не только для эффективного воздействия на них, но и для оказания помощи их родителям в выборе нужного подхода к детям.

Аномальные дети в большей или меньшей степени ограничены в выражении своих впечатлений, мыслей и чувств, а поэтому для выявления особенностей ребенка необходимо улавливать едва заметные их проявления. Так, маленький глухой, еще недостаточно владеющий словесной речью, не может раскрыть свои мысли, желания из-за трудностей контакта с учителем. Еще менее доступно это умственно отсталому.

Все эти обстоятельства, конечно, усложняют изучение аномальных детей, но вместе с тем и увеличивают его значение.

Углубленное изучение учащихся специальных школ необходимо для устранения недостатков в комплектовании школ. Известны факты, когда поверхностное обследование аномального ребенка приводит к тому, что он помещается в специальную школу, не соответствующую его дефекту.

Встречаются случаи, когда дети с нарушениями слуха, с расстройствами речи ошибочно рассматриваются как умственно отсталые и во вред им обучаются во вспомогательной школе. В школу глухих нередко неправильно помещаются дети с частичным дефектом слуха только потому, что своевременно не были выявлены их возможности обучаться в школе слабослышащих. Подобные ошибки могут нанести непоправимый вред ребенку.

Итак, всестороннее систематическое углубленное изучение аномальных детей чрезвычайно важно для достижения надлежащего их развития в процессе учебно-воспитательной работы.

Педагогическое изучение должно раскрыть наиболее полно картину характерных особенностей всех учащихся. Картина эта должна давать дифференцированную характеристику нарушений в развитии (выделение основных нарушений, отграничение первичных симптомов от вторичных, установление градации вторичных симптомов в зависимости от сложности их преодоления) и выявлять компенсаторные возможности с целью использования их для преодоления нарушений, возникших в развитии.

К числу основных требований, которые предъявляются к педагогическому изучению учащихся, принадлежат следующие:

1. Охват изучением всех без исключения учащихся

В практике работы школ часто наблюдаются недопустимые факты, когда внимание уделяется только плохо успевающим или нарушающим дисциплину школьникам. Успевающие же учащиеся выпадают из поля зрения, Они не вызывают тревоги, так как без применения специальных мер воздействия выполняют школьные требования и не мешают работе класса. Неравномерность в распределении внимания педагога к учащимся своего класса очень вредна. Учебно-воспитательная работа может дать положительные результаты лишь в том случае, когда дети получают оптимальную нагрузку, а это возможно только при знании и учете особенностей каждого ученика.

2. Всесторонность изучения, предусматривающая изучение ребенка в различных условиях

Психические свойства личности формируются в деятельности, в «ей же они и проявляются. Особенности аномального развития ребенка по-разному раскрываются в различных видах деятельности; в разных видах деятельности эти свойства проявляются специфически. Так, например, ребенок, обнаруживший пассивность в учебной деятельности, может вести себя совсем иначе в трудовой или игровой деятельности и, наоборот, ученик, проявляющий активность в учебной деятельности, может не проявлять этих качеств в процессе игры или при выполнении трудовых заданий.

В проявлениях аномальных детей заметны несовпадения (и временами значительные) при выполнении различных заданий в пределах одной и той же деятельности. Такие несовпадения могут зависеть от различных факторов: характера заданий, изменений в состоянии ребенка, от его склонностей, способностей и т. п. Поэтому неправомерно особенности аномального ребенка, раскрывшиеся в одних условиях, рассматривать как характерные, уже сложившиеся черты.

Только стойкие проявления ребенка, обнаружившиеся неоднократно в разных видах деятельности, можно считать характерными. А поэтому необходимо выявлять и сопоставлять проявления ребенка в различное время в разнообразных видах деятельности и при различных обстоятельствах. Односторонность же изучения может привести к ошибочным выводам.

3. Дифференцированность оценки обнаруженных особенностей

Поскольку в процессе обучения и воспитания аномального ребенка педагог в каждом случае сталкивается со сложной своеобразной структурой развития, от него требуется умение дать надлежащую оценку каждой выявленной у этого ребенка особенности. Так, очень важно при оценке наблюдаемых у детей особенностей правильно их разграничивать: возрастные (присущие всем детям данного возраста), общие для данной категории аномальных детей (порождаемые определенным дефектом), индивидуальные (присущие только данному ребенку). Неправильная оценка указанных особенностей, наблюдаемых у учащихся, ведет к ошибкам в педагогическом процессе.

Так, ученик 1 класса вспомогательной школы Витя Г., страдающий эпилептическим слабоумием, не радовал педагогов своими успехами. Все его тетради были испещрены двойками. Плохие отметки учительница ставила главным образом за то, что он в большинстве случаев не оканчивал работы.

Постоянные неудачи вызывали у него отрицательное отношение к занятиям, неуверенность в своих силах. Он все с большей и большей неохотой принимался за выполнение предложенных ему заданий. Учительница считала его «тупым, неспособным овладеть программным материалом». Так он стал неуспевающим учеником и был оставлен на второй год.

Успехи Вити значительно улучшились, когда он попал к другой учительнице, которая быстро в нем разобралась. Она правильно оценила причины неудач мальчика, установив, что они часто идут не за счет плохих способностей, а за счет его особенностей, обусловленных эпилепсией. Проводя урок, учительница всегда помнила, что Вите, как и всем детям с эпилептическим слабоумием, свойствен замедленный темп работы, невозможность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому учительница в некоторых случаях сокращала для Вити задания, никогда не бранила его за медленный темп, помогала ему постепенно переключаться с одного задания на другое.

Учет особенностей мальчика, вызванных его болезнью, разумная дозировка заданий, целесообразное распределение нагрузки помогли достигнуть нужного эффекта. Витя успешно справился с программой наравне с другими учащимися.

Переоценка особенностей, порождаемых дефектом, так же как и недооценка, вредна. Например, Шура К., ученик вспомогательной школы, находящийся в группе продленного дня во II классе, начал проявлять некоторые странности в поведении — убегал из школы сразу же после уроков, вместо того чтобы обедать с остальными детьми и вместе с ними готовить домашние задания.

Родители, по совету педагога, проследили за тем, чем занимается Шура во время отлучек, и обнаружили, что он ходит по городу без видимой цели, заходит в магазины, на рынок. Так как Шура не делал ничего дурного, то с его отлучками примирились. Кроме надзора, воспитатели никаких других мер не принимали.

Педагог объяснил эти странности в поведении Шуры склонностью к бродяжничеству, которая присуща некоторым умственно отсталым детям.

Вскоре обнаружилась ошибочность этого вывода. Выяснилось, что виновницей побегов мальчика из интерната была всего лишь синичка, которую ему подарили и которая жила у него дома в клетке. Мальчик очень привязался к птичке. Едва дождавшись конца уроков, мальчик уходил в город искать корм для своей любимицы.

Источником первоначальной ошибки в истолковании Шуриного поведения явилась поспешность выводов: не выяснив до конца причины поведения мальчика, педагог приписал ему особенности, свойственные некоторым детям той категории, к которой он принадлежал.

4. Комплексность изучения — сопоставление данных, полученных учителями, воспитателями, врачами, работающими с данным ребенком

Изучая аномального ребенка, педагог не может обойтись без обстоятельных данных, полученных в результате исследования ребенка врачом психоневрологом, отолярингологом или офтальмологом (в зависимости от характера дефекта). Если педагог не располагает достаточно полными данными или должным образом не учитывает этих данных, делая суждения о ребенке, он рискует впасть в ошибку при выборе приемов работы с ним.

5. Динамичность изучения — рассмотрение обнаруженных проявлений ребенка в аспекте их развития, выявлени динамики их развития, основывающееся на установлении изменений, происходящих в ребенке, и учете влияний, порождающих эти изменения

Объектом изучения является растущий и меняющийся под влиянием различных воздействий своеобразный детский организм. Обнаруженные в определенный период изучения особенности не могут рассматриваться как вполне сложившиеся. Они не могут быть правильно поняты без сопоставления с особенностями, обнаружившимися у этого ребенка ранее. То, что педагог наблюдал у ребенка в одно время, может иначе проявиться или вовсе не проявиться спустя год, два или три. Поэтому, изучая ребенка, нельзя целиком основываться на наблюдениях, сделанных в предыдущие годы, а необходимо систематически их пополнять и расширять.

Выявление динамики развития аномального ребенка предполагает выяснение не только того, чего уже достиг ребенок в своем развитии (уже приобретенных им знаний, умений и навыков), но и того, чем он может овладеть с помощью педагога, т.е., пользуясь терминологией Л.С. Выготского, зоны ближайшего развития.

Согласно концепции Л.С. Выготского различаются два уровня умственного развития ребенка.

Один — уровень актуального развития, характеризующийся самостоятельным выполнением предлагаемых заданий. Этому уровню предшествует уровень, названный Л.С. Выготским «зоной ближайшего развития». На этом уровне ребенок может справиться с заданием не самостоятельно, а только с помощью педагога (по вопросам, после разбора, по подражанию и т.п.). То, что сегодня находится в зоне ближайшего, впоследствии переходит на уровень актуального развития.

Педагогу необходимо хорошо знать зону ближайшего развития каждого ребенка, чтобы, учитывая его возможности, постепенно переводить его на уровень актуального развития.

Дефектологи часто судят об умственном развитии ребенка по степени усвоения им знаний. Между тем особенности процесса овладения аномальным ребенком новыми знаниями, умениями, навыками нередко более адекватно отражают его умственные способности, чем актуализация уже приобретенного им. Без знания этих особенностей нельзя обоснованно и целесообразно руководить развитием ребенка.

Так, например, для характеристики овладения детьми лексикой оказывается недостаточным учет объема их словаря; необходимо также знать, какими возможностями они располагают для дальнейшего расширения своего словарного багажа, насколько им доступно понимание новых случаев применения знакомого слова, в какой мере они могут разобраться в смысле слова, употребленного в новом контексте по аналогии с уже известными им случаями и т. п.

Итак, для правильного понимания особенностей ребенка и обоснованной постановки педагогических задач необходим как можно более полный и разносторонний учет степени и устойчивости происшедших изменений, их причин, а также выяснение условий, способствующих дальнейшему развитию.

6. Анализ причин различных проявлений аномального развития детей

Для того чтобы правильно охарактеризовать ребенка, недостаточно ограничиться констатацией его типичных особенностей, необходимо вскрыть их корни.

Как известно, одинаковые проявления могут порождаться разнообразными причинами.

Так, например, успешное овладение школьными знаниями может достигаться различными путями, а потому, как уже упоминалось выше, важно выявить не только результаты работы ученика, но и путь, каким он пришел к таким результатам. Неудачи в учении также могут порождаться различными причинами (пробелами в знаниях, теми или иными трудностями в усвоении знаний, отсутствием нужных интересов, различными нарушениями в развитии и т.д.), без выяснения которых невозможно устранить обнаруженные изъяны.

Без установления подлинных причин присущих ребенку особенностей легко впасть в ошибку при выборе средств воздействия. В практике, например, наблюдаются случаи, когда педагог, обнаружив у того или иного ученика трудности при овладении счетом, поспешно приходит к выводу, что причиной их является акалькулия 2. Основываясь на таком заключении, педагог неправильно работает с ребенком и тем самым усугубляет его отставание.

Во многих случаях, вслед за установлением ближайшей причины обнаруженных у ребенка проявлений, возникает необходимость выяснить и более отдаленную причину. Так, например, после того, как удалось установить, что причиной отставания ребенка в учебе являются изъяны в его подготовке к овладению этими знаниями, закономерно возникает вопрос о причинах этих изъянов.

7. Систематичность и планомерность изучения ребенка

Необходимость такого изучения диктуется рядом причин. Во-первых, проявления аномальных детей неустойчивы: в одних случаях они одни, в других, при тех же обстоятельствах, могут быть иными. Поэтому только при систематическом изучении в разных условиях и в разное время педагог сможет избежать ошибок, касающихся характеристики ребенка, и получить достоверные данные о его особенностях.

8. Перспективный прогностический характер изучения

На основе учета влияния мер воздействия, применяемых по отношению к ребенку, должно составляться представление о дальнейшем ходе его развития.

Ценность изучения детей в том и заключается, что на его основе возможен более целесообразный подход к каждому ребенку. Фиксация (даже самая полная) особенностей детей не окажет должной помощи педагогу в организации учебно-воспитательной работы, если педагог не учтет, как повлияли на ребенка методы воздействия, не сделает своих наблюдений и вывода о том, какие меры необходимо принять, чтобы сформировать у каждого ученика нужные черты.

Изучение детей только тогда приобретает нужную завершенность, когда наблюдаемые проявления соотносятся с условиями, в которых ребенок развивается, в частности с оказываемыми на него воздействиями со стороны педагога, а из всех этих данных делаются выводы относительно дальнейшего развития данного ребенка.

***

Эффективность педагогического изучения аномальных детей в значительной степени зависит от полноты, разносторонности и достоверности сведений о каждом ребенке. Поэтому большое значение имеет программа педагогического изучения детей, в которой большое место должно принадлежать характеристике первичного дефекта.

Такие сведения о ребенке педагог получает от врачей. Однако этого недостаточно. Поэтому возникает необходимость дополнить клинические данные о первичном дефекте сведениями, полученными с помощью педагогических приемов изучения.

В этих целях рассмотрим, например, изучение состояния слуха у аномальных детей.

Значение слуха для психического развития ребенка трудно переоценить, поэтому выяснение возможностей развития и использования акустического анализатора чрезвычайно важно для характеристики ребенка и выбора приемов работы с ним. Известно, что понижение слуха не всегда можно заметить без специального исследования, поэтому изучение состояния слуха учащихся привлекает пристальное внимание педагогов специальных школ.

Аудиометрическое исследование слуха обычно проводится отолярингологом или специалистом-аудиологом. Полученные данные пополняются сведениями, которые добываются преимущественно в процессе исследования речью. Исследования следует начинать с шепотной речи. Затем переходят к исследованию слуха на речь обычной разговорной и усиленной громкости. При этом важно точно фиксировать расстояние, на котором возможно акустическое восприятие речи.

Большую роль в изучении слуховой функции ребенка играет варьирование условий акустического восприятия и надлежащий учет влияния этих изменений на процесс восприятия. Слуховые дифференцировки удаются ребенку значительно лучше, если ему известно, к какой области принадлежит речевой материал, а так же если возникает возможность из контекста догадаться о том, что именно сказано.

Для педагогических целей очень важно исследовать способности ребенка воспринимать не только слова, но и отдельные звуки и их сочетания.

Дети со сниженным слухом испытывают неодинаковые затруднения при восприятии различных звуков. Звуки, имеющие высокое звучание, относящиеся к дискантовой группе (гласные а и е, согласные — свистящие и шипящие), различаются со значительно большего расстояния, чем звуки, имеющие низкое звучание и относящиеся к басовой группе (гласные щ у, согласные м, п, л, р и др.). Поэтому важно при изучении слуховых возможностей ребенка предъявлять такой словесный материал, который позволяет выяснить возможности дифференцировать звуки, отличающиеся один от другого по различным признакам (проторные и смычные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие и т. п.).

Педагогу необходимо точное знание слуховых возможностей каждого слабослышащего ребенка, так как, например, только на этой основе можно правильно подобрать звукоусиливающую аппаратуру. Установить, на каком расстоянии с ребенком следует разговаривать, оценить те затруднения, которые ребенок встречает при овладении речью.

Точное знание педагогом состояния зрения каждого ребенка также очень важно для целесообразной организации работы с учащимися.

Как и сведения о состоянии слуха, данные о состоянии зрения ребенка педагог получает не только от врачей-специалистов, но и в результате собственного тщательного их изучения. Изучение это должно быть всесторонним, подробным, длительным. Необходим целесообразный подбор материала, использование различных приемов, тщательный учет полученных данных.

У аномального ребенка подчас обнаруживаются симптомы, внешне напоминающие умственную отсталость. Сталкиваясь с такими проявлениями, педагоги иногда делают поспешные и недостаточно обоснованные выводы об интеллектуальной неполноценности ребенка. Между тем такая оценка часто оказывается ошибочной, а неудачи в учении возникают вовсе ее вследствие умственной отсталости, а по другим причинам, например, вследствие снижения слуха и связанного с ним недоразвития речи, неполноценности зрения, общей заторможенности, речевых расстройств или же педагогической запущенности. Позднее установление подлинной причины отставания ребенка в учении может нанести ему непоправимый вред. Чтобы предотвратить возникновение таких обстоятельств, необходимо тщательное изучение интеллектуальной деятельности ребенка.

В процессе такого изучения важно прежде всего установить, насколько ребенок ориентируется в окружающей его обстановке. Объем и характер имеющихся у ребенка сведений о тех предметах, которые его окружают, — очень важный показатель его умственного развития. Однако нельзя только по этому показателю судить о полноценности интеллекта ребенка, так как бедность или богатство знаний может быть скорее следствием определенных условий, в которых он рос, чем его способностей. Поэтому такие данные нуждаются в дополнении. Они осуществимы с помощью ряда приемов. К ним относится проверка понимания картинок, текстов, арифметических задач, а подчас и элементарных счетных операций.

Такие задания могут носить различный характер: беседа по содержанию предъявляемого материала; размещение картинок, составляющих серию, в должной последовательности; составление рассказа по картинкам. Подбор иллюстраций к определенному отрывку текста, пересказ текста, интерпретация его отдельных фрагментов.

Варьируя и постепенно усложняя предъявляемый наглядный и вербальный материал, можно установить способность ребенка выделять наиболее существенные компоненты объекта и устанавливать между этими компонентами адекватные связи (последовательность, причинную зависимость и др.) дополнять непосредственно данное путем обоснованной догадки и т. п. Сопоставление особенностей понимания различного материала позволяют получить объективные данные о характере и причинах отклонений в понимании, выявляемых у ребенка при предъявлении ему различных заданий. Нередко ребенок, не сумевший разобраться в содержании текста и поэтому производивший впечатление умственно отсталого, с легкостью «читает» картинку и тем самым доказывает необоснованность такого заключения. Выясняется, что трудности понимания словесного материала связаны с расстройством слуха и недоразвитием речи, а не дефектом мышления. Поскольку сопоставление понимания наглядного и вербального материала позволяет отдифференцировать умственную отсталость от последствий снижения слуха, оно обязательно должно предусматриваться при изучении интеллектуальной деятельности ребенка.

Показателем умственного развития ребенка является не только то, как он справился с поставленными ему заданиями, но также и то, как он при их выполнении сумел воспользоваться помощью педагога, насколько опирался на нее при выполнении данного или аналогичного задания. Как известно, умственно отсталый ребенок ограниченнее, чем нормальный, может пользоваться оказываемой ему помощью и применять приобретенный опыт в новой ситуации. Поэтому учет влияния помощи педагога «а протекание и результаты деятельности ребенка при решении предложенных задач помогает лучше охарактеризовать его умственное развитие.

На примере изучения расстройств слуха и интеллектуальной деятельности раскрыты задачи и возможности педагогического изучения структуры дефектов аномального ребенка.

В программу педагогического изучения аномальных детей входит также накопление сведений о различных сторонах личности каждого ребенка и об особенностях различных видов его деятельности.

1. Характеристика учебной деятельности ребенка. Характеристика успеваемости (какие оценки преобладают, основные причины отрицательных оценок), анализ характерных ошибок, которые допускает ребенок при изучении различных предметов.

2. Общее умственное развитие (кругозор, ориентация в окружающей действительности, степень нарушения высших форм познавательной деятельности — обобщения и абстрагирования).

3. Характеристика состояния и развития речи ребенка. Подробное исследование речи ребенка включает рассмотрение различных ее сторон и выявление путей и динамики ее развития.

Важной составной частью изучения речи аномальных детей является определение объема и характера словаря каждого ребенка. Для дифференциальной диагностики важно выяснить наличие в речи ребенка самостоятельно приобретенных слов.

Сведения об овладении ребенком лексикой накопляются в процессе анализа самостоятельных высказываний ребенка, а также получаются в результате предъявления специальных заданий: называние предметов и их изображений, объяснение слов, находящихся в различных сочетаниях (в том числе и образных выражений), замена в контексте одних слов другими, применение слов в новых ситуациях, подбор к предложенным словам сходных с ними по значению (синонимов).

Изучение грамматического строя речи у аномальных детей позволяет охарактеризовать отклонения и выяснить их причины. Для характеристики речи аномального ребенка важно выявление особенностей понимания прочитанного произведения (понимание слов и их сочетаний; понимание мысли, выраженной в предложении; уяснение содержания произведения, раскрытие его смысла).

4. Способность к учению (скорость, точность и объем восприятия, возможности распределения и переключения внимания, устойчивость внимания, наблюдательность, память, быстрота усвоения учебного материала; сообразительность, любознательность, особенности мышления).

5. Отношение к учению (безразличен к учению или интересуется им; чем интересуется, степень устойчивости интересов; насколько ответственно относится к учению; насколько старателен; отношение к оценке).

6. Организованность (в классе, при подготовке домашних заданий, при выполнении поручений педагога).

7. «Учебные» умения (умение работать самостоятельно, доводить начатое до конца; приемы, преимущественно используемые в учебной деятельности; работоспособность; приспособление ребенка к своему дефекту — изменение способа выполнения действий, применение самоконтроля).

8. Особенности трудовой деятельности (отношение ребенка к труду, овладение трудовыми навыками и умениями, организованность и дисциплинированность в труде: есть ли привычка к длительным трудовым усилиям, уважает ли труд других).

9. Особенности игровой деятельности.

10. Индивидуальные способности и интересы детей.

11. Общая оценка поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет чрезмерную подвижность, неусидчивость, слишком возбужден или чересчур вял, пассивен).

12. Выполнение школьного режима (степень выполнения, причины допускаемых нарушений).

13. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно, в меру принуждения, часто ли отказывается выполнять).

14. Характеристика общественной направленности и активности (интерес к жизни страны, какие и как выполняет общественные поручения; участие в собраниях, в выпуске газет).

15. Взаимоотношения ребенка с коллективом (положение в коллективе, отношение к товарищам, доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занимать).

16. Особенности характера учащихся (ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера, преобладающее настроение, устойчивость настроения, чем вызываются смены настроения).

17. Отношения ребенка к школе-интернату (дорожит ли пребыванием в нем, что особенно в тем ценит, как относится к педагогическому персоналу).

18. Взаимоотношения ребенка в семье (профессия и интересы родителей, взаимоотношения членов семьи; взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи; меры воздействия, применяемые к ребенку в семье).

Выполнение указанной программы изучения аномального ребенка обеспечивает получение картины его особенностей, проявляющихся в различных видах деятельности.

Вместе с тем она не может быть единой универсальной схемой для изучения всех без исключения аномальных детей. Программа должна зависеть от того, к какой категории аномальных детей принадлежит изучаемый ребенок, от продолжительности его изучения данным педагогом и от тех целей, которые ставит перед собой педагог, работая с этим ребенком в настоящий момент. Программа составляется с таким расчетом, чтобы педагог мог разобраться в различных проявлениях учащегося и должным образом их оценить, правильно наметить основные тенденции его развития и выделить главные, наиболее существенные особенности среди многообразия свойств личности данного ребенка.

***

Эффективность изучения аномальных детей в большей степени определяется теми методами, с помощью которых оно осуществляется.

При изучении аномальных детей применяются различные методы. К числу основных из них относится .наблюдение.

Наблюдение строится в зависимости от поставленных учителем задач.

Наблюдение за ребенком в процессе выполнения им учебных заданий обнаруживает его отношение к заданию, трудностям.

Наблюдая ученика в процессе труда, педагог дополняет данные о личности ребенка, полученные в процессе изучения особенностей его учебной деятельности.

Большую ценность представляют наблюдения за учащимися, осуществляемые во внеклассное время. В это время выясняется, чем именно любит заниматься ребенок в свободное время, с кем из детей он предпочитает общаться и в чем это общение заключается, какие отношения с коллективом у него складываются.

Наблюдение, как метод педагогического изучения, приводит к нужному результату в том случае, если оно ведется целенаправленно и охватывает различные стороны личности ребенка. При этом наблюдение не исчерпывается фиксацией поступков учащихся; оно включает их анализ, интерпретацию, систематизацию. В процессе изучения необходимо учитывать, что аномальные дети подчас очень своеобразно реагируют на то или иное воздействие. Иногда те или иные действия ребенка бывают очень незначительными и на первый взгляд кажутся несущественными, однако много о нем говорят. И, наоборот, иногда даже важный поступок ребенка не раскрывает подлинных его особенностей. Поэтому только сопоставляя и анализируя факты, полученные путем наблюдения за детьми в различное время и при различных обстоятельствах, можно наметить правильные пути для развития у ребенка положительных качеств и устранения замеченных у него недостатков.

Для получения данных об особенностях аномального ребенка применяется метод беседы. В ходе беседы обнаруживаются особенности ребенка, которые в естественных условиях, без специальных побуждений со стороны педагога почти не проявляются. Получение нужных результатов при этом в значительной степени зависит от продуманности и целенаправленности задаваемых педагогом ребенку вопросов.

Ценным методом изучения аномальных детей является также анализ результатов различных видов деятельности самих учащихся — письменных работ, рисунков, лепки, поделок из бумаги, изготовленных на уроках ручного труда, и т. п.

Письменные работы, особенно самостоятельные сочинения, многое могут сказать педагогу об ученике. Особенно много важных сведений о ребенке получает педагог на основании анализа сочинений учащихся, написанных по специальному заданию.

Можно получить много сведений о детях при анализе их рисунков и различных изделий. Рисунки и изделия говорят об особенностях восприятия и представлений детей, особенностях понимания ими окружающего мира. Тщательность выполнения этих работ свидетельствует об усидчивости, старательности, терпении ребенка, а небрежность — о противоположных качествах характера.

Важным источником получения сведений о детях является изучение жизни ребенка в семье, беседы с родителями.

Знание профессий и интересов родителей, взаимоотношений в семье, в частности между данным ребенком и остальными членами семьи, учет требований, которые предъявляются к ребенку в семье, воздействий, применяемых к нему, а также поведения в семье помогает лучше понять наблюдаемые в классе проявления ребенка и глубже проникнуть в его духовный мир.

При изучении ребенка иногда возникает необходимость в создании специальных условий для того, чтобы некоторые свойства ребенка проявились более отчетливо.

Такие экспериментальные задания дают большой эффект в том случае, если при их предъявлении ставится цель не только выявить те особенности, которые уже сформировались у ребенка, но и выявить возможности развития. Знание того, что ребенок может сделать с посторонней помощью, очень важно, так как это позволяет судить не только о том, чем ребенок уже овладел, но также и о том, чем он может овладеть в ближайшем будущем. Эти исследования помогают выяснить, что дети могут неодинаково пользоваться оказываемой им помощью; поэтому и перспективы развития их познавательной деятельности нельзя считать одинаковыми.

Для получения более полных сведений о ребенке иногда следует применять эксперименты. Задания могут быть различными в зависимости от задач, поставленных педагогом, от особенностей детей, которым они предъявляются.

Например, для того чтобы выяснить, каким словарным запасом овладели глухие учащиеся, целесообразно дать им задание вспомнить и записать знакомые им слова, начинающиеся на определенную букву или относящиеся к какой-либо теме.

В некоторых случаях для суждения об особенностях лексики учащихся специальных школ недостаточно фиксировать случаи использования детьми известных им слов. Чтобы получить более обоснованные данные о возможностях ребенка в отношении употребления этих слов в разнообразных сочетаниях, целесообразно дать задание, для выполнения которого недостаточно умения оперировать привычными выражениями.

Если учителю неясно, какое место хочет занимать ребенок в коллективе, он предлагает ему определенную роль (организатора, исполнителя и т.п.). Реакция ребенка на полученное поручение, выполнение этого поручения дает материал для ответа на интересующий педагога вопрос. Нередко бывает так, что пассивный, безучастный ученик преображается, получив ответственное поручение.

Предъявление заданий, которые предусматривают не только выявление особенностей детей, но и развитие их, чрезвычайно важно для правильного и полного определения возможностей детей и выбора нужных мер воздействия.

Все сведения, получаемые педагогом о ребенке, должны систематически фиксироваться в дневнике наблюдений за учащимися.

Для удобства целесообразно вести дневников одной тетради, отводя при этом на каждого ученика по нескольку страниц.

Факты, которые выбираются учителем для занесения в дневник, обязательно должны быть достоверными. Поэтому запись целесообразно производить непосредственно после наблюдения.

Большую пользу могут дать конференции учителей и воспитателей, на которых происходит разбор отдельных учащихся.

Педагогическое изучение аномальных детей должно быть направлено не только на установление затруднений, возникающих у ребенка, но также на выявление возможностей ребенка. Собранные и проанализированные данные о различных сторонах личности ребенка дадут возможность правильно понять своеобразие ребенка и целесообразно организовать работу.

Нередко некоторые особенности аномальных детей мешают видеть то полноценное, здоровое, что позволяет ребенку с помощью педагога преодолеть вредные последствия дефекта.

Умение обнаружить у ребенка положительные стороны дает возможность педагогу осуществлять воспитание и обучение аномальных детей.

Библиография


Манжуло И.Н., Лебедева А.Л., Стадненко Н.М., Гольдберг А.И. Педагогическое изучение аномальных детей. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №22 2015 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-22/pedagogicheskoe-izuchenie-anomalnyix-detej (Дата обращения: 19.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности