Выпуски

Дефектология. Развитие традиций отечественной научной школы

Альманах №26 · Выпуск второй · 2016 год

Альманах №26. Дефектология. Развитие традиций отечественной научной школы
В этом выпуске Альманаха объединены работы современных исследователей, психологов и педагогов, принадлежащих отечественной школе дефектологии. Это научно-методические разработки, затребованные практикой и адресованные самым разным категориям детей. Общей для всех них является научная основа - следование традициям культурно исторического подхода, понимание системности в развитии психических функций и необходимости рассмотрения их становления во взаимодействиеи ребенка с другими людьми. Представленные исследования принадлежат ключевым направлениям развития отечественной дефектологии, отвечающим приоритетным запросам современного общества.

Мать и слепой недоношенный младенец: особенности взаимодействия

Кудрина Т.П.
В статье представлены результаты исследования поведения матерей и преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных V стадии, в ситуациях взаимодействия. Проанализированы особенности организации пространства и установление дистанции взаимодействия, способы инициирования общения. Рассмотрены варианты коммуникативных действия матерей, раскрыта специфика поведения во взаимодействии с близким взрослым слепых недоношенных младенцев, представлена феноменология паттернов поведения слепых недоношенных младенцев в различных ситуациях общения.
Ключевые слова

Мать и слепой недоношенный младенец: особенности взаимодействия

недоношенные слепые младенцы
ретинопатия недоношенных
зрительная депривация
пространственно – временные характеристики взаимодействия
коммуникативные действия
поддержание взаимодействия
социальная депривация

Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в ходе взаимодействия с матерью

Одинокова Г.Ю.
В статье освещается один из аспектов исследования общения в паре «мать - ребенок раннего возраста с синдромом Дауна», в частности, феномены общения ребенка. Определяются цель и направления коррекционной работы по преодолению неблагополучия в развитии общения в указанной диаде
Ключевые слова

Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в ходе взаимодействия с матерью

синдром Дауна
общение матери и ребенка
феномены общения ребенка
действия общения и характеристики действий общения
признаки развития общения
признаки нарушения развития общения
потребность в общении
ограниченная потребность в общении
ранняя помощь
преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка

Особенности взаимодействия в диаде «воспитатель-младенец с синдромом Дауна»

Выродова И.А.
Статья написана по результатам исследования структуры и содержания представлений воспитателей о профессиональной деятельности и младенцах-сиротах с синдромом Дауна. Публикуемый материал затрагивает проблему профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей дома ребенка.
Ключевые слова

Особенности взаимодействия в диаде «воспитатель-младенец с синдромом Дауна»

младенцы-сироты с синдромом Дауна
представления воспитателей о детях с синдромом Дауна и содержании своей профессиональной деятельности
профессиональная подготовка воспитателей дома ребенка.

Развивающее взаимодействие: опыт работы в доме ребенка

Выродова И.А.
В статье обозначаются причины недостаточной профессиональной компетентности воспитателей специализированного дома ребенка и описывается опыт работы по налаживанию личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с младенцами-сиротами, страдающими органическим поражением центральной нервной системы.
Ключевые слова

Развивающее взаимодействие: опыт работы в доме ребенка

младенцы-сироты с органическим поражением центральной нервной системы
причины недостаточной профессиональной компетентности воспитателей специализированного дом ребенка
опыт работы налаживания личностно ориентированного взаимодействия

Возможности музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития

Константинова И.С.
В статье представлен опыт музыкальных занятий с детьми, имеющими сложные нарушения развития. Описана роль развития у детей чувства ритма как основы для улучшения состояния импрессивной и экспрессивной речи и, как следствие, адаптации в группе сверстников и регуляции собственного поведения. В качестве инструмента анализа использовался нейропсихологический подход к оценке состояния ребенка и изменений, происходящих с ним в результате работы команды специалистов.
Ключевые слова

Возможности музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития

Дети со сложными нарушениями развития
музыкальные занятия
нейропсихологический подход
развитие чувства ритма как основы для улучшения состояния импрессивной и экспрессивной речи

Работа сурдопедагога после КИ. Перестройка эмоционального взаимодействия с ребенком на обретенной им полноценной сенсорной основе - условие запуска процесса естественного развития слухового восприятия и речи

Сатаева А.И.
В статье представлены основные направления и содержание работы с имплантированными детьми на запускающем этапе реабилитации. Выделены 4 сессии в работе сурдопедагога по отношению к ребенку с КИ и его близким. Предложены основные показатели становления эмоционального диалога с ребенком с КИ на новой сенсорной основе, показатели завершения каждой сессии и всего запускающего этапа реабилитации. Особое внимание автор уделяет значению работы родителей с ребенком, необходимость которой которая позволяет изменить дальнейшую жизнь. Приведены примеры, подтверждающие переход ребенка с КИ на путь естественного развития, коммуникации и речи. Статья предназначена как для специалистов, занимающихся реабилитацией детей после кохлеарной имплантации, так и для родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом.
Ключевые слова

Работа сурдопедагога после КИ. Перестройка эмоционального взаимодействия с ребенком на обретенной им полноценной сенсорной основе - условие запуска процесса естественного развития слухового восприятия и речи

реабилитация детей с КИ
кохлеарная имплантация
сессии работы сурдопедагога
взаимодействие родителей с ребенком с КИ
показатели завершения сессии
эмоциональный диалог
новая сенсорная основа

Эмоционально-смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра

Никольская О.С.
Специфика искажения психического развития при аутизме связывается с нарушение формирования аффективной сферы, определяющей направленность развития взаимоотношений ребенка с людьми и средой в целом. Для нормализации аффективного развития, предлагается эмоционально-смысловой подход. Он предполагает установление эмоционального контакта с ребенком и вовлечение его во взаимодействие с совместным проживанием и осмыслением происходящего. Развитие в эмоциональной общности с близким взрослым позволяет ребенку стать более выносливым, активным и заинтересованным, совместное осмысление и организация жизненного опыта дает ему большую свободу и конструктивность в контактах с окружением, открывает возможность продвижения в развитии когнитивной сферы.
Ключевые слова

Эмоционально-смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра

РДА
аутизм в детстве
искажение психического развития
эмоционально-смысловой подход в помощи детям с аутизмом

Начальный период психологической помощи ребенку с аутизмом. Сообщение 1. От стереотипной аутостимуляции к совместной игре

Никольская О.С. , Аршатская О.С.
В статье рассмотрены функции стереотипной аутостимуляции как средства саморегуляции у детей с аутизмом. Показано, что она служит ребенку для восполнения недостатка впечатлений, необходимых для стабилизации психического тонуса и экранирования от неприятных, пугающих впечатлений. Формулируются задачи и описываются коррекционные подходы в работе со стереотипными действиями ребенка. На конкретном примере показывается, что они могут быть использованы для установления эмоционального контакта и вовлечения ребенка с аутизмом в совместную игру. Обозначаются необходимые условия существенного снижения у ребенка самой потребности в механической аутостимуляции.
Ключевые слова

Начальный период психологической помощи ребенку с аутизмом. Сообщение 1. От стереотипной аутостимуляции к совместной игре

Аутизм
РАС
дети с аутизмом
функции стереотипной аутостимуляции
использование стереотипных действий для установления эмоционального контакта
осмысление стереотипных действий в совместной игре
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности