Особенности адаптации женщин к ситуации пребывания с недоношенным ребенком в стационаре второго этапа выхаживания / Альманах №27 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №27 "Комплексная реабилитация младенцев с перинатальной патологией в условиях педиатрической практики: современные возможности и перспективы развития"

Особенности адаптации женщин к ситуации пребывания с недоношенным ребенком в стационаре второго этапа выхаживания

М.С. Ртищева Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
С.Б. Лазуренко ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
И.А. Беляева Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва

На современном этапе развития общества все большую обеспокоенность вызывают проблемы репродуктивного здоровья женщин. Раннее вступление в сексуальные отношения, аборты, хронические заболевания, а также злоупотребление вредными привычками, недостаточность питания и попустительское отношение к своему здоровью – в числе прочих эти причины влияют на невынашиваемость беременности и приводят к преждевременным родам.

По данным статистики, в последние десятилетия частота рождения недоношенных детей в Российской Федерации не имеет тенденции к снижению и составляет от 6 до 12% от числа всех родившихся детей [12]. Как известно, данная категория новорожденных представляет контингент наиболее тяжело и часто болеющих детей, имеющих высокий риск нарушений психического развития и отдаленной инвалидизации, что обуславливает необходимость комплексного подхода к восстановлению их здоровья. По медицинским стандартам на 5-7 сутки после рождения они поступают на второй этап выхаживания в специализированные педиатрические стационары, где междисциплинарная команда специалистов медицинского и немедицинского профиля сохраняет жизнь и здоровье ребенка, обучает мать методам ухода и воспитания незрелого малыша [12]. В большинстве клиник предоставляется возможность совместного пребывания матери и ребенка. Сотрудничество с врачами-неонатологами и активное участие матери в процессе выхаживания недоношенного ребенка с первых дней его жизни способствует формированию уникальной психоэмоциональной связи, мотивирует к грудному вскармливанию, что в конечном итоге позволяет добиться наилучших результатов в восстановлении его здоровья.

Однако ситуация осложняется тем, что преждевременные роды сами по себе являются значительным стрессом для организма и психики женщины и оказывают негативное влияние на способность выполнения материнских функций. Вне зависимости от степени физической и психологической готовности к происходящим изменениям женщина должна включиться в уход за недоношенным малышом, подчас не имея эмоциональных сил, а также соответствующей подготовки, знаний и навыков. Так, по данным Р.Ж. Мухамедрахимова, процесс взаимодействия матери и недоношенного ребенка имеет трудности, связанные с дефицитом взаимной регуляции уровня возбуждения и стимуляции, с нарушением «танца» взаимодействия [10]. И.В. Добряков рассматривает преждевременные роды как психологическую травму для женщины, создающую ситуацию «депривированного материнства» и влияющую на качество формирования привязанности в системе мать-дитя [5].

В современной российской науке и практике накоплено достаточно знаний о психическом развитии недоношенных младенцев (Лазуренко С.Б., Луковцева З.В.), созданы методические рекомендации и программы обучения матерей педагогическим технологиям активизации психического развития детей с различными нарушениями здоровья (Половинкина О.Б., Ворошнина О.Р.), изучено психологическое состояние женщин в процессе взаимодействия с «особым» ребенком (с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна и др.) (Добряков И.В., Ткачева В.В., Левченко И.Ю. и др.).

Однако в меньшей степени исследователи уделяли внимание способности и возможности женщины адаптироваться к ситуации рождения больного ребенка раньше срока и эффективно выполнять материнские функции. Это обстоятельство стало основанием для изучения процесса приспособления женщины к новой для нее роли (матери, ухаживающей за недоношенным ребенком) в незнакомой социальной ситуации (пребывание в стационаре). Рассматривая процесс адаптации как выражение единства взаимодействия человека и социальной среды, мы, вслед за отечественными психологами (Леонтьев А.Н., Абульханова-Славская К.А., Ломов Б.Ф.), подразумеваем такую активность, которая дает возможность как приспособиться к изменившимся социальным условиям, так и преобразовать их по мере необходимости [2, 8, 9]. В свою очередь, Л.И. Анцыферова рассматривала процессы адаптации в контексте преодоления личностью трудной жизненной ситуации. Она указывала, что кардинальное изменение условий жизнедеятельности дезорганизует психическую деятельность и вызывает необходимость в новом совладающем поведении [3]. Таким образом, целью нашего исследования стало изучение особенностей адаптации матери к ситуации совместного пребывания с ребенком в клинике на втором этапе выхаживания и определение направлений психолого-педагогической помощи в совладании с трудностями.

В исследовании приняли участие 92 матери в возрасте от 20 до 45 лет, находящиеся в стационаре на втором этапе выхаживания совместно с детьми (на базе отделения недоношенных детей ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ). Дети были рождены с весом от 730 г до 1800 г. Гестационный возраст на момент их рождения составил от 26 до 34 недель. Постнатальный возраст детей на момент обследования - от 10 до 20 дней. Критерии включения диады мать-дитя в исследование: стабильное состояние ребенка в течение последних 2-3 суток, а также пребывание матери в стационаре не менее 5 суток. В качестве методов обследования матерей были выбраны следующие: анализ анамнестических данных ребенка и матери, беседа с лечащим врачом, структурированное интервью с матерью, наблюдение за взаимодействием в диаде мать-дитя в процессе ухода и кормления, бланковая методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» (HADS), «Анкета для оценки риска раннего прекращения грудного вскармливания» [1, 4]. Для математической обработки данных использовалась статистическая программа SPSS 22.0.

Согласно результатам исследования большинство женщин (82%), поступивших в стационар для недоношенных детей, имели трудности адаптации и реализации в роли матери. В соответствии с характером этих трудностей все женщины были распределены на 4 группы.

Группу матерей с нарушением адаптации составили 11 женщин (12% обследованных) преимущественно молодого возраста (в среднем 25,5 лет). Изучение анамнеза показало, что беременность протекала без выраженной патологии. По счету рождения ребенок был, как правило, первый. При поступлении в стационар состояние детей оценивалось как тяжелое, так и средней степени тяжести. Эмоциональное состояние женщин было лабильным, неустойчивым. Наблюдались частые перепады настроения с тенденцией к снижению, что было связано с выраженным уровнем стресса и напряжения. По данным обследования были получены одновременно высокие значения по показателям как тревоги, так и депрессии (HADS). Лактация была недостаточной, и зачастую, вследствие эмоционального истощения, женщины были не готовы прикладывать усилия по ее сохранению, т.е. можно было прогнозировать высокий риск раннего прекращения ГВ. В поведенческой сфере наблюдались перепады активности от нервного возбуждения, непоследовательности, хаотичности движений до полного истощения и упадка сил. Во взаимоотношениях с ребенком матерям было трудно эмоционально вовлекаться в общение, распознавать сигналы и подстраиваться под его потребности. Женщины также были недостаточно комплаентны, демонстрировали конфликтное поведение, жаловались на условия в стационаре, медицинский персонал и ситуацию в целом. Можно сказать, что поведенческая активность матерей имела нецеленаправленный характер и была направлена не на освоение навыков по уходу за ребенком и организацию режима жизни, а на эмоциональное отреагирование негативных переживаний. Таким образом, основные трудности адаптации к стационару были вызваны нарушениями эмоционально-волевой сферы и выражались в плане неконгруентности эмоциональных проявлений, непоследовательности действий, неспособности гибко организовать режим ухода и кормления ребенка, своевременно и точно выполнять рекомендации врачей.

Во вторую группу вошли 40 женщин (44% обследованных) разной возрастной категории (средний возраст 32 года) со значительными трудностями адаптации. Изучение анамнеза показало, что беременность протекала как патологически, так и без выраженных особенностей. Как правило, данный ребенок был не первым. При поступлении в стационар состояние детей оценивалось как тяжелое, так и средней степени тяжести. Эмоциональное состояние женщин было преимущественно возбужденным. Фон настроения мог быть как приподнятым, так и раздражительным. Как показало обследование, в данной группе в среднем наблюдались высокие значения по показателю тревоги при относительно низком уровне депрессии (HADS). Становление лактации было нестабильным, однако большинство матерей старались ее сохранить, так как были заинтересованы в длительном грудном вскармливании, т.е. имели средний и низкий риск раннего прекращения ГВ. В поведенческой сфере наблюдалась достаточно высокая целенаправленность и мотивированность в освоении новых навыков, получении достоверной информации о состоянии ребенка. Матери прикладывали много усилий по организации своего ритма жизни и режима дня ребенка, однако в силу повышенного возбуждения не всегда могли оценить результативность своих действий. Во взаимоотношениях с малышом они проявляли тепло и участие, но с элементами чрезмерной вовлеченности и суетливости, недостаточно подстраивались и распознавали его сигналы, тем самым перевозбуждали ребенка и накапливали собственную усталость и напряжение. Женщинам также было трудно приспосабливаться к распорядку дня в отделении и, вследствие высокого уровня тревоги, они могли сомневаться в лечении и старались перепроверять медицинские назначения. Таким образом, основные трудности адаптации к стационару были вызваны высоким уровнем тревоги и возбуждения, с одной стороны помогающим проявлять активную позицию и целенаправленность в освоении новых навыков, но с другой - препятствующим гибкому приспособлению к ситуации и подстраиванию под потребности ребенка.

В третью группу вошли 24 женщины (18% обследованных) со средним возрастом 36,3 года и трудностями адаптации. Изучение анамнеза показало, что беременность чаще всего протекала патологически. Данный ребенок по счету рождения, как правило, был первым. При поступлении в стационар состояние детей оценивалось как тяжелое, так и средней степени тяжести. Эмоциональное состояние женщин было преимущественно подавленным. Фон настроения был ровным или сниженным. Данные обследования показали в среднем более высокие значения по показателю депрессии, чем тревоги (HADS). Лактация была недостаточной, и вследствие общей усталости матерям было трудно организовать процесс регулярного сцеживания, что относило их в группу среднего риска раннего прекращения ГВ. На поведенческом уровне были выявлены: снижение активности, повышенная утомляемость и замедленность реакций и, как следствие, низкая результативность и целенаправленность деятельности. Во взаимоотношениях с ребенком матери эмоционально вовлекались в процесс общения с малышом, реагировали на его сигналы, старались создать комфортные условия, подчас не успевая позаботиться о своих потребностях. В то же время женщины не были склонны выражать жалобы на свое эмоциональное состояние, за помощью также не обращались. Они демонстрировали высокую гибкость и комплаентность к лечению, принимали все правила и распорядки, существующие в отделении. Таким образом, основные трудности адаптации к стационару были связаны с эмоциональной подавленностью и низким уровнем целенаправленной активности и, как следствие, неспособностью организовать эффективный распорядок дня и быстро осваивать новые навыки.

Группу матерей без адаптационных трудностей составили 17 женщин (18% обследованных) разного возраста (средний возраст 31,6 года). Изучение анамнеза показало, что у женщин беременность протекала как без ярко выраженного патологического характера, так и могли присутствовать сложности вынашивания. Ребенок по счету рождения, как правило, был не первым. При поступлении в стационар состояние детей оценивалось как среднетяжелое. Эмоциональное состояние женщин было преимущественно стабильным, а фон настроения – ровным. По данным обследования были получены относительно низкие и средние значения по показателям тревоги и депрессии (HADS). С лактацией особых проблем не возникало, матери этой группы были мотивированы на длительное грудное вскармливание, что относило их в категорию низкого риска преждевременного отказа от ГВ. В поведенческой сфере женщины имели достаточный уровень активности, были организованны и целенаправленны, обращались за помощью по мере необходимости, что помогало последовательно осваивать необходимые навыки по кормлению и уходу за малышом. Во взаимоотношениях с ребенком они проявляли чуткость, гибкость, рано начинали распознавать его сигналы, старались своевременно реагировать на изменение ситуации. Женщины легко подстраивались под распорядок дня в отделении, имели высокую комплаентность к лечению. Стабильное эмоциональное состояние, а также с гармоничное сочетание целенаправленной активности и гибкости способствовало быстрой адаптации к условиям стационара и выполнению материнских функций.

Качественный анализ особенностей процесса адаптации к ситуации пребывания в стационаре с недоношенным ребенком в каждой из 4 групп матерей показал, что он включает в себя два взаимосвязанных компонента: целенаправленную активность по преобразованию окружающей действительности и приспособление/подстраивание к внешним условиям среды, т.е гибкость. Первый компонент представляет собой активную позицию матери в последовательном освоении новых навыков по уходу и кормлению ребенка, проявлению инициативы в общении с ним, организации внешнего пространства и удобного ритма жизни. В свою очередь второй компонент включает в себя способность следовать установленным правилам, рекомендациям врачей и умение распознавать и отвечать на сигналы ребенка. Статистический анализ данных с помощью критерия корреляции Спирмена показал значимую корреляционную связь между компонентами процесса адаптации (активность и гибкость) и параметрами эмоционального состояния (тревога и депрессия). Так, обнаружена значимая обратная взаимосвязь между гибкостью и тревожностью – 0,624 (при р<0,05), а также между активностью и депрессией – 0,598 (при р<0,05). При повышении уровня тревоги снижается способность к осознанной гибкости, а при повышении уровня депрессии значимо страдает активность. Исходя из этого, можно утверждать, что эмоциональное состояние матери является важным условием и определяет особенности течения процесса адаптации.

Согласно соотношению активности и гибкости в структуре адаптации матери распределились в группы следующим образом:

  1. Группа с нарушенной адаптацией (недостаточность активности и гибкости);
  2. Группа с негибкой адаптацией (наличие активности и недостаточность гибкости);
  3. Группа с пассивной адаптацией (наличие гибкости и недостаточность активности);
  4. Группа с гармоничной адаптацией (достаточность компонентов активности и гибкости).

В соответствии с особенностями актуального психоэмоционального состояния женщин в каждой из 4-х групп были определены основные мишени психологической помощи в стационаре:

  • Для женщин с нарушенной адаптацией в силу эмоциональной лабильности и перепадов настроения, основным направлением помощи является обучение навыкам саморегуляции для последующей стабилизации эмоционального состояния и снижения уровня напряжения. Для этого лучше использовать релаксационные техники, методы арт-терапии. Форма работы – индивидуальные занятия кратностью 2-3 раза в неделю.
  • Психологическая помощь матерям с негибкой адаптацией в силу повышенной эмоциональной возбудимости и тревожности, оказывается с целью стабилизации состояния и повышения гибкости. Так, снизить уровень тревоги достаточно быстро удается за счет концентрации внимания матери и направления ее усилий на реализацию ближайших конкретных и достижимых целей. Для этого целесообразно использовать групповые (просвещение) и индивидуальные (обучение, эмоциональная поддержка) занятия с кратностью 2 раза в неделю.
  • Женщинам с пассивной адаптацией свойственна эмоциональная подавленность и общее снижение активности. Исходя их этого, основными задачами психологической поддержки являются улучшение эмоционального состояния и повышение настроения, помощь в организации активной целенаправленной деятельности. Занятия с психологом лучше проводить в индивидуальной форме кратностью не реже 2 раз в неделю.
  • Психологическое сопровождение матерей с гармоничной адаптацией и стабильным эмоциональным состоянием заключается в общем мониторинге ситуации и помощи в разрешении ситуативно возникающих трудностей (индивидуальная форма работы). Просветительская поддержка по вопросам ухода, воспитания, кормления проводится в групповой форме.

Выводы:

  1. Рождение недоношенного ребенка и госпитализация с ним в стационар является большой психоэмоциональной нагрузкой для большинства женщин, затрудняет адаптацию к сложной жизненной ситуации и оказывает негативное влияние на реализацию в роли матери.
  2. Особенности эмоционального состояния матерей могут оказывать влияние на один или оба взаимодополняющих компонента – активность и гибкость, определяя, тем самым, течение процесса адаптации.
  3. Диагностика особенностей активности и гибкости, психоэмоционального состояния матерей, поступающих в стационар, позволяет определить характер адаптации (нарушенная, негибкая, пассивная, гармоничная) и оказать дифференцированную психологическую помощь.
  4. Ранняя психологическая поддержка оптимизирует процесс адаптации матери к ситуации пребывания с недоношенным ребенком в стационаре, предупреждает возможное нарастание психоэмоциональных трудностей в будущем, способствует укреплению материнско-детской привязанности и помогает женщине более полноценно реализоваться в роли матери.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Особенности адаптации женщин к ситуации пребывания с недоношенным ребенком в стационаре второго этапа выхаживания [Электронный ресурс] / М.С. Ртищева, С.Б. Лазуренко, И.А. Беляева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2016. –  Альманах №27. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-27/osobennosti-adaptaczii-zhenshhin-k-situaczii-prebyivaniya-s-nedonoshennyim-rebenkom-v-staczionare-vtorogo-etapa-vyixazhivaniya
Список литературы
  1. Zigmond A. S., Snaith R.P. The Hospital Anxiety and Depression scale // Acta Psychiatr. Scand. - 1983. - Vol. 67. - P. 361-370.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал – Т. 15. – 1994. - № 1. – С. 3-18.
  4. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб: Питер, 2010. – 272 с.
  5. Лазуренко С.Б., Павлова Н.Н. Организация психолого-педагогической помощи новорожденному ребенку с перинатальным поражением ЦНС в стационаре второго этапа выхаживания // Специальное образование. 2012; 3 (27). С. 49-57.
  6. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 116 с.
  8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. — 444 с.
  9. Метод оценки риска отказа или раннего прекращения грудного вскармливания матерями детей, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела / Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ртищева М.С., Лазуренко С.Б., Яцык Г.В., Беляева И.А., Турти Т.В. Методические рекомендации. – М.: «АдамантЪ», 2014. – 32 с.
  10. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. 2 изд. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — 288 с.
  11. Половинкина О.Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы. - Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М.: ИКП РАО, 2006. – 26 с.
  12. Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. /Союз педиатров России, ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН; под редакцией Намазовой-Барановой Л.С. – М.: ПедиатрЪ, 2013. – 240 с.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: