Альманах №6
03.02.2003 Дата публикации статьи: 03.02.2003
Альманах №6 · Ранний возраст
Альманах №6 · Ранний возраст

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Часть 2.

Разенкова Ю.А. «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

III Этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 6-9 мес. нормально развивающихся детей)

Сенсорное развитие

Задача: развитие дифференцированного восприятия окружающего.

В целях совершенствования зрительного восприятия и зрительных дифференцировок детям предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине. Продолжается работа по формированию восприятия отражения: ребенок рассматривает себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения: состояния ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте, умения находить полуспрятанную игрушку, затем - целиком спрятанную. Дети учатся следить за движением падающей игрушки.

Продолжается работа по умению прислушиваться к звучанию игрушек, предметов, издающих различные звуки; к низкому и высокому звучанию музыкальных инструментов, к плясовым и спокойным мелодиям. Учат детей по-разному реагировать на спокойные и плясовые мелодии, побуждая двигать руками и ногами в ответ на пение взрослого. Формируется слуховое предвосхищение на основе зрительно-слуховой ориентировки: умение прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появление в одном и том же месте: из-под платочка, из коробки и т.д. Ребенка учат узнавать голос знакомого взрослого и различать интонации: ласковую и строгую, побуждающую, вопросительную.

Развитие эмоционально-положительных ответных реакций

Задача: развитие ярких дифференцированных эмоций.

Наиболее значимыми являются игры-занятия, развивающие смех и двигательное оживление у ребенка (игры с воздушным шариком, мыльными пузырями, сюрпризными коробочками, подвижные игры - "Догоню-догоню", "Коза рогатая" и т.д.); дифференцированные эмоции формируются на основе различения интонации голоса взрослого и различения "своих" и "чужих" взрослых.

Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка со взрослым

Задача: переход от эмоционального общения со взрослым к формированию ситуативно- делового общения через развитие потребности в сотрудничестве.

Это не означает, что эмоциональное общение с ребенком отсутствует. Оно играет стимулирующую роль в возникновении у ребенка потребности в сотрудничестве. Сотрудничество формируется в ходе общения при рассматривании, ощупывании игрушек, в игре, где между взрослым и ребенком устанавливаются свои правила, например очередность действий и т.п. Большое значение уделяется формированию у ребенка указательного жеста.

Формирование первых контактов между детьми

Задача: способствовать возникновению положительных контактов между младенцами и интереса к действиям другого ребенка.

Для установления устойчивого эмоционального контакта полезно организовать тактильное взаимодействие между детьми. В это время дети проявляют большой интерес к действиям с игрушками других детей. осле показа интересной игрушки по такой же игрушке получает каждый ребенок. В такой ситуации ребенок начинает соотносить свои действия с действиями других детей, таким образом, развивается подражание, на основе которого возникают игровые действия "рядом".

Нормализация нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки

Задачи: развитие предметной деятельности ребенка, умения перераспределять пальчики рук в зависимости от формы, объема и величины предметов, формирование дифференцированных захватов предметов и игрушек.

Нормализация нервно-мышечного тонуса достигается приемами массажа, укрепляющего или расслабляющего и приемами лечебной физкультуры.

Развитие действий с предметами

Задача: формирование манипулятивных действий.

Работа направлена на поэтапное развитие активных движений рук ребенка в различных положениях: лежа на спине, на животе, опираясь на выпрямленные руки, сидя, стоя, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенка обучают притягивать игрушки, лежащие перед ним или сбоку на расстоянии вытянутой руки, учат перекладывать игрушки из руки в руку. Развивают умение менять положение тела в пространстве с ориентировкой на предметы, лежащие впереди или сбоку на небольшом расстоянии.

Побуждают детей переходить от одного-двух действий с игрушками к нескольким: захвату игрушки, обследованию с помощью губ и рта, ощупыванию рукой, постукиванию, размахиванию, отбрасыванию и вновь притягиванию и т.п.

Затем детей обучают разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из миски, переворачивая ее; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания.

Умение перераспределять пальцы руки на игрушке формируется с помощью разнообразных по величине, толщине и объему предметов. Детей обучают захватывать предмет двумя и тремя пальцами. Продолжается работа по развитию тактильной чувствительности ладоней и пальцев руки, осязания: подбираются предметы, различные по материалу, фактуре, плотности, упругости. Используются игры с детским кремом, который ребенок может размазывать по различным поверхностям: зеркалу, резиновому коврику, мисочке. Игры с кремом хорошо развивают движения пальцев руки.

Развитие общих движений

Задачи: развитие и закрепление поворотов с живота на спину, ползания, реакций равновесия в различных положениях, умения садиться и сидеть, вставать, ходить вдоль опоры, развитие двигательной активности детей.

Упражнения, развивающие умение лежать на животе с опорой на ладони выпрямленных рук, предваряют работу по развитию поворотов с живота на спину. Далее важно формировать реакцию, равновесия в положении на животе и на боку. Проводятся игры и упражнения по формированию ползания: "Догоню-догоню", "Догони мячик", "Достань неваляшку", игры с заводными игрушками, инерционными машинками, которые побуждают малышей много, активно и в различных направлениях ползать.

Чтобы научить ребенка садиться, поначалу его "присаживают" при перевороте с живота на спину и со спины на живот.

Ребенка учат вставать на одну коленочку из положения "на четвереньках". Когда ребенок может вставать попеременно на одно и другое колено, ему показывают, как надо вставать к опоре. Следующим этапом является умение опускаться, не падая, вставая при этом на колени или присаживаясь.

Овладев навыком вставания к опоре и умением опускаться, малыши могут начинать передвигаться вдоль опоры приставным шагом. Далее необходимо научить ребенка ходить вдоль барьера, держась одной рукой.

Развитие предпосылок понимания речи

Задача: развитие понимания речи взрослого - по его побуждению ребенок учится находить взглядом игрушки, понимать жест и слово взрослого.

Вначале ребенок учится находить взглядом игрушку, стоящую на одном и том же месте (куклу, собачку или часики), в ответ на вопрос взрослого - "где?" Следующий этап - ребенок находит две игрушки, называемые взрослым. Затем обучают ребенка находить знакомые игрушки при их перемещении в пространстве.

Одновременно с этим обучают детей понимать названия движений и повторять эти движения под потешки "Ладушки", "Сорока-сорока", "Дай ручку", "Хлоп-хлоп, ты ладошечка". Обучают понимать слова "дай", "на", "до свидания", сопровождаемые жестом, а затем и без него. Знакомят с именами детей и взрослых в группе, с названиями игрушек и предметов, проводя игру - прятки.

Нормализация дыхания

В этот период дыхательная гимнастика направлена на тренировку ритмичности движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха.

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

Приемы массажа, применяемые в это время, должны способствовать развитию движений органов артикуляции, формированию лепета. Артикуляционная гимнастика направлена на стимулирование сопротивления мышц ребенка в целях выработки проприоцептивных и кинестетических ощущений.

Развитие предпосылок активной речи

Задачи: вызывание слогов лепета, наращивание цепочки из ряда слогов, вызывание слогов лепета по подражанию, развитие подражания разным интонациям голоса взрослого.

Работа направлена на накопление звуков в лепете. Учитывая то, что в норме ротовые- носовые и звонкие-глухие звуки появляются в лепете одновременно, основное внимание необходимо сосредоточить на вызывании следующих пар звуков: б-м; д-м; п-б; т-д; к-г. Упражнения по ритмичному смыканию губ ребенка создают условия для произнесения губных звуков м, п, б. Упражнения по ритмичному смыканию кончика языка с альвеолами или твердым нёбом создают условия для произнесения переднеязычных звуков н, т-д. Вибрирующие движения указательного пальца в подъязычной ямке ребенка способствуют появлению заднеязычных звуков.

После закрепления этих игр-упражнений детей постепенно приучают произносить слоги лепета по подражанию.

Далее ребенок учится произносить подряд два слога лепета, затем произносить цепочку слогов, включающих разные согласные звуки.

Развивая произнесение по подражанию, вызывают ответные звуки, слоги и цепочки слогов, которыми ребенок уже овладел. Произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка и доступные ему с точки зрения его артикуляторных возможностей, что способствует звуковой активности ребенка. Подражанию интонациям обучают, напевая слоги и цепочки слогов.

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

Задачи: нормализация положения губ и языка при питье из чашки и еде из ложки; обучение пить самостоятельно, держать корочку хлеба в руке при еде.

Так же, как и на первых двух этапах работы, перед началом кормления педагог проводит массаж и артикуляционную гимнастику для губ и языка. Во время кормления применяются коррекционные приемы, регулирующие движения нижней челюсти, ребенка учат произвольно открывать рот и плотно его закрывать. Детей обучают держать корочку хлеба в руке и пить из чашки, не спеша, делая паузы между глотками. Побуждают детей придерживать ручками чашку.

При этом предполагается обязательное обучение персонала, занятого в процессе кормления детей (воспитатели, няни группы).

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

Одна из позиций - ребенок на коленях у взрослого, который при этом может стимулировать у ребенка присаживание, упражнять в предметных действиях, развивать предпосылки активной речи, предпосылки к сотрудничеству, понимание речи.

Поза сидя между ног взрослого, когда грудь взрослого создает опору для позвоночника ребенка, удобна для развития восприятия ребенком отражения в зеркале (своего и того взрослого, который с ним занимается), для развития предметных действий, предпосылок активной речи и понимания речи, сотрудничества со взрослым, благоприятна для проведения массажа и артикуляционной гимнастики перед зеркалом.

Позиция ребенка на животе с опорой на голень или бедро взрослого удобна для проведения игр, развивающих предметные действия, предпосылки понимания речи.

Используются и неконтактные позиции ребенка и взрослого: положение ребенка на спине, на животе, на боку; положение сидя, стоя. Чередование контактных и неконтактных позиций ребенка и взрослого на занятии повышает активность детей и способствует формированию предпосылок к ситуативно-деловому общению со взрослым.

IV Этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 9-12 мес. нормально развивающихся детей)

Сенсорное развитие

Задачи: совершенствование дифференцированного восприятия окружающего, развитие ассоциативных связей между зрением, слухом, осязанием и изменением положения тела в пространстве.

На начальных этапах IV периода работа посвящена умению рассматривать игрушки и предметы, а также плоскостные изображения игрушек и предметов. Малышей обучают в ответ на вопрос "где?" находить знакомого взрослого на фотографии.

Продолжается работа по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучают ожидать появление игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом месте. Развивают умение детей находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Закрепляют умение рассматривать себя, взрослого и другого ребенка в зеркале.

Значительное внимание уделяется умению различать форму двух предметов: кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами. Продолжается работа по умению более длительно слушать звучание различных инструментов, пение взрослого. Закрепляется умение находить невидимый источник звучания, в то время как меняется его положение в пространстве. Побуждают ребенка по-разному реагировать на мелодии плясового и спокойного характера, различать интонации запрета, поощрения и радости.

Развитие положительных эмоциональных реакций

Задачи: стимулирование и поддержание радостного настроения. Радостное состояние вызывается и поддерживается на занятиях неожиданным появлением и исчезновением ярких игрушек, веселыми подвижными играми, играми с пальчиками малыша, эмоционально насыщенной атмосферой и т.д.

Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка со взрослыми

Задача: формирование потребности в сотрудничестве.

Детям в этот период требуется соучастие взрослого при выполнении одного с ним "дела", практическая деятельность рядом с ним. Поэтому важное значение придается совместным играм ребенка и взрослого: катанию мяча, прокатыванию машинки, прокатыванию шариков с наклонной плоскости, играм с воздушным шариком, пианино, бубном, русскими народными деревянными игрушками, имитирующими орудия труда. Подобные игры развивают умение соблюдать очередность действий. Большое внимание должно уделяться организации общения по поводу способа действия с дидактической игрушкой: пирамидкой, матрешкой и т.п. Важная роль отводится общению по поводу действий с игрушками, позволяющими развить некоторый сюжет в игре: с куклой, мишкой, лошадкой. В ходе организации подобного сотрудничества ребенок, воспитывающийся в условиях интернатного учреждения, ощущает внимание взрослого, его доброжелательность и, кроме того, в его лице он имеет соучастника занимающих его действий.

Формирование первых контактов между детьми

Задача: формирование предпосылок к игровому взаимодействию между детьми - переходу от игры "рядом" к совместным игровым действиям.

Организуя игровое взаимодействие между детьми, взрослый проводит совместные игры нескольких детей с одной игрушкой, а также игры-забавы: катание мяча, машинки, игру в прятки. В целях развития контактов между детьми с ними организуют игры "Догоню-догоню", "Ку-ку", "Куку, вот и я"; показы ярких музыкальных игрушек - неваляшки, музыкальной уточки, паровозика, машинки, юлы; побуждают детей протягивать ручки за игрушкой; искать и просить игрушку, спрятанную другим ребенком.

Нормализация нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки

Нормализация нервно-мышечного тонуса на IV этапе работы должна способствовать развитию разнообразных предметных действий ребенка, умению захватывать предметы различными способами.

Развитие действий с предметами

Задачи: развитие действий с дидактическими игрушками; развитие первых сюжетных действий; развитие координации движений руки; совершенствование мелкой моторики рук и осязания.

Совершенствуются исследовательские действия ребенка. Взрослый учит малышей соотносить игрушки, с которыми он имеет дело, и свои действия: выкладывать из различных емкостей (мисочки, ведра, коробки, ящика, мешочка) и собирать в них разные предметы, снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать по-разному устроенные крышки.

Детей обучают разнимать на две части такие игрушки, как матрешка, бочонок, деревянное яйцо, формочка для песка.

Затем дети учатся собирать эти предметы.

Совершенствуются противоположные по значению действия: вынимание - вкладывание, разъединение - соединение, надевание-снимание.

Одновременно с развитием умения соотносить действия с предметом необходимо формировать первые орудийные действия, а затем первые сюжетные действия ребенка; продолжать совершенствовать движение руки, направленное к предмету: петлеобразное, захватывающее сверху, скользящее, обхватывающее сверху, сбоку или снизу; развивать умение перераспределять пальцы рук в зависимости от формы, объема и величины предмета, захватывать предметы двумя или тремя пальцами руки; обучать детей действовать кончиками пальцев; продолжать проводить игры с кремом и гуашью.

Развитие общих движений

Задача: развитие самостоятельной ходьбы.

В ходе игр и упражнений ребенок учится ходить при поддержке за обе руки, затем за одну ручку. Детей побуждают делать первые шаги, переходя от предмета к предмету, привлекая их внимание к ярким и звучащим игрушкам, обучают стоять без опоры и ходить самостоятельно, без поддержки.

Закрепляется умение удерживать равновесие в различных положениях: лежа; на спине, на животе, на боку, сидя.

Развитие предпосылок понимания речи

Задачи: развитие регулирующей функции речи, увеличение количества понимаемых слов, формирование понимания первичных обобщений.

Детей обучают по слову взрослого находить знакомую игрушку среди двух знакомых игрушек, затем - среди многих знакомых игрушек, собранных в ящике, лежащих на полу. Обучают выполнять простые поручения, опираясь на понимание жеста в сочетании со словом, формируют умение приносить знакомые игрушки, предметы, отдавать их взрослым и детям.

Необходимо развивать умение рассматривать яркую картинку, открывать и закрывать книжечку, рассматривать две картинки в книжке.

Учат первичным обобщенным понятиям: по просьбе взрослого дети показывают и приносят игрушки, имеющие некоторые различия, но одно и то же назначение и название (кукла - резиновая, целлулоидная, мягконабивная, деревянная, би-ба-бо и т.д.).

Значительное внимание должно быть уделено развитию понимания одних и тех же действий с различными игрушками. Необходимо знакомить детей с именами окружающих детей, взрослых, названиями предметов быта, одежды и мебели; закреплять умение понимать и выполнять движения под потешки.

В целях формирования активности ребенка в общении со взрослыми следует развивать понимание различных жестов и действий и побуждать их использовать жест со словом "возьми", жест типа "дай-дай", жест "на" - с протягиванием предмета, "ай, нет" - прятанье ручек за спину, "до свидания" - помахивание рукой, "пока" - воздушный поцелуй, "малыш, хороший" - поглаживание по голове ручкой, "ку-ку, вот и я" - закрывание ручками глаз.

Нормализация дыхания

Дыхательные упражнения на этом этапе работы направлены на увеличение силы и длительности вдоха и выдоха.

Кроме пассивных дыхательных упражнений в этот период возможно с некоторыми детьми проводить игры, стимулирующие активные дыхательные движения с включением элементов подражания.

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

Дифференцированный массаж лицевых жевательных мышц направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

Развитие предпосылок активной речи

Задача: развитие подражания новым слогам лепета и первым лепетным словам.

Работа предполагает развитие подражания тем слогам, которых нет в лепете ребенка, при том используется прием "переклички".

Обучение первым лепетным словам наиболее успешно проходит в процессе предметно- игрового сотрудничества ребенка со взрослым. Значительно облегчает усвоение лепета двигательная и эмоциональная активность детей, а также использование лепета и лепетных слов в сочетании с жестом.

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

Задача: развитие самостоятельности в процессе кормления.

Проводя дифференцированный массаж и активную артикуляционную гимнастику перед кормлением детей, дефектолог особое внимание должен уделять активным движениям языка и губ ребенка.

Занятия с персоналом на IV этапе работы могут не проводиться, поскольку к этому периоду все воспитатели и няни обучены необходимым коррекционным приемам.

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

Важным условием успешности осуществляемой работы является система позиций ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений.

По-прежнему активно должны использоваться контактные позиции ребенка и взрослого: позиции ребенка "сидя на коленях у взрослого", "сидя между ног у взрослого", "сидя между ног у взрослого, лицом к лицу", которые способствуют развитию предметных действий, предпосылок активной речи и понимания речи, сотрудничества со взрослым.

Обучение на подгрупповых занятиях

На IV этапе коррекционно-педагогической работы кроме индивидуальных целесообразно проводить подгрупповые занятия. Начинать заниматься с подгруппой детей можно тогда, когда у малышей имеется некоторый запас сенсорных, двигательных или предметно-игровых умений.

Необходимо проводить подгрупповые занятия, направленные на развитие понимания речи и ориентировки в окружающем, на развитие подражания звукам и действиям взрослого. Это показы "сюжетных" игрушек в действии: появляющейся и убегающей собачки, плавающей уточки, скачущего зайчика; это показ укачивания куклы, укладывания куклы спать, кормления кошки (куклы, зайчика), катания игрушек на лошадке (машинке), катания игрушек с горки; показ игрушек и настенных картин, расположенных в разных местах группового помещения. Проводятся игры, направленные на развитие движений и повышение двигательной активности детей: игры в мяч, игры с воздушным шариком, разбрасывание и собирание шаров, кубиков, кирпичиков.

Представленный методический материал может служить основой для составления индивидуальной программы развития ребенка, воспитывающегося в условиях специализированного учреждения.

Многолетние исследования и опыт по апробированию предлагаемого материала дают основание утверждать, что ранняя педагогическая работа способствует коррекции и предупреждению вторичных нарушений в развитии детей.

  • 1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.
  • 2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М.: Просвещение, 1989. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985.
  • 3. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. Л.: Медицина, 1974.
  • 4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.
  • 5. Мастюкова Е.М. Коррекция речевых нарушений // Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимошина. Детские церебральные параличи, Киев: Здоровье, 1988. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). М.: П
  • 6. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987.
  • 7. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1983.
  • 8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Просвещение, 1996. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах: Методические рекомендации / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской, Д.И. Фельдштейн. М.,
  • 9. Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М.: Медицина, 1987.
  • 10. Страковская В.Л., Ладыгина В.Е. Физическое воспитание недоношенных детей. М.: Медицина, 1990.
  • 11. Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. Л.: Медицина, 1991.
  • 12. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949.
  • 13. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - М., 1983.
  • 14. Фрухт Э.Л. Программа воспитания детей в домах ребенка. М., 1987.
  • 15. Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Д.В. Дружининой. М.: Медицина, 1987.
  • 16. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / Под, ред. Л.Е. Дружининой. М.: Медицина, 1987.

Библиография


Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Часть 2.. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №6 2003 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-6/puti-korrekcionnoj-raboty-s-detmi (Дата обращения: 04.11.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности