Это пособие создавалось в ходе чтения лекций по специальной психологии аспирантам ИКП РАО, а также студентам различных московских вузов (МГУ, РГГУ, МГППУ, УРАО). Отечественная специальная психология рассматривается в этих курсах как область психологии, становление которой происходило в рамках развития дефектологии, в контексте развития отечественной системы специального образования, в тесной связи с эволюцией отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии. Специальная психология рассматривается также как область научных исследований, переживающая сегодня своеобразный кризис своего развития. В этот период, сложный, но продуктивный как для науки, так и для зарождающейся практики, пересматривается понятийный аппарат, переосмысливаются достижения прошлых лет, меняется характер взаимосвязей со смежными областями знаний, перестраивается взаимодействие науки и практики, пересматриваются исследовательские приоритеты и методология научных исследований. Чтобы научиться ориентироваться в возникающих в связи с этим проблемных ситуациях, будущим специалистам необходимо овладеть профессиональными «инструментами» их анализа. К таким «инструментам», безусловно, можно отнести разработанные доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Н.Н. Малофеевым периодизацию эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии и периодизацию развития национальных систем специального образования (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М. - 1996), а также –производная от них периодизация развития специальной психологии. Пособие в виде опорных таблиц, как нам кажется, поможет входящим в эту сложную область специалистам освоить данные «инструменты» анализа и осмыслить социо-культурную обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии, а также ее связь со смежными дисциплинами.
Опорная таблица 1
«В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все. А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства» (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М. - 1996).
Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)
Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов | II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразноcти и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех | V. От изоляции к интеграции |
---|---|---|---|---|---|
Хронология по ЗЕ | VIII в. до. н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в.– 70–е г.г. | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Россия | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801-1930 | 1930-1991 | 1991- ? |
Ценности и цели периода эволюции |
|
|
|
|
|
Достижения в области развития гражданских прав и свобод |
|
|
|
|
|
Опорная таблица 2
«Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии; Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов» (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.- М. - 1996).
Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву)
Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. | II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых. | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразноcти и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех | V. От изоляции к интеграции |
---|---|---|---|---|---|
Этапы развития системы специального образования (ССО) | Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей | 1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии | 2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали | 3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация | |
Хронология по ЗЕ | VIII в. до н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в. – 70–е г.г. | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Хронология по России | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801 - 1930 | 1930 - 1991 | 1991 - ? |
Опорная таблица 3
«Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…» (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М. - 1996).
Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву )
Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов | II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразноcти и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех | V. От изоляции к интеграции |
---|---|---|---|---|---|
Этапы развития системы специального образования (ССО) | 1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии | 2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали | 3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация | ||
Хронология по ЗЕ | VIII в. до н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в. – 70–е г.г. | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Хронология по России | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801 - 1930 | 1930 - 1991 | 1991 - ? |
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО | Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже - 8 столетий вместо 13 | Завершился примерно на 40 лет позже - 100 лет вместо 550 | Завершился почти одновременно | Завершился на 20-25 лет позже | |
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО | В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим. В X веке Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения. | Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства. Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует. | Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра I. Заимствование моделей во Франции. При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих. Автономность и децентрализация специальных школ. Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства | Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства. Дефектологический квадрат. Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся. "Необучаемые" дети | Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов. При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов. Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО. |
Опорная таблица 4
Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов | II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразноcти и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех | V. От изоляции к интеграции |
---|---|---|---|---|---|
Этапы развития системы специального образования (ССО) | 1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии | 2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали | 3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация | ||
Хронология по ЗЕ | VIII в. до н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в. – 70–е г.г. | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Хронология по России | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801 - 1930 | 1930 - 1991 | 1991 - ? |
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО | Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже - 8 столетий вместо 13 | Завершился примерно на 40 лет позже - 100 лет вместо 550 | Завершился почти одновременно | Завершился на 20-25 лет позже | |
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО | В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим. В X веке Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения. | Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства. Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует. | Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра I. Заимствование моделей во Франции. При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих. Автономность и децентрализация специальных школ. Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства | Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете,
т.е. в логике тоталитарного государства. Дефектологический квадрат. Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся. "Необучаемые" дети | Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов. При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов. Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО. |
Опорная таблица 5
Психология между прошлым и будущим специального образования
Периоды ЭО | I | II | III | IV | V |
---|---|---|---|---|---|
Этапы развития системы специального образования (ССО) | 1 | 2 | 3 | ||
Хронология по ЗЕ | 9 в.в. до н.э. – 1198 г. | 1198 – 1770 | 1770 - конец 19 века | Конец XIX – 70-г.г. XX века | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Хронология по России | 996 - 1706 | 1706 - 1806 | 1806 - 1927 | 1927 - 1991? | 1991 - ? |
Предмет внимания по преимуществу | Дефект. Дефективность. Отличия от нормы. Феноменология коррекции и компенсации (на отдельных примерах). Феноменология индивидуальных различий | Отличия от нормы, отличия обученных от необученных. Феноменология и статистика отличий. Феноменология коррекции и компенсации в условиях обучения. Феноменология индивидуальных различий в пределах выделенных контингентов. | Особенности обучения развития детей внутри выделенных категорий в рамках, заданных традиционным обучением. Педагогические условия коррекции и компенсации применительно к выделенным группам и контингентам | «Координаты» развития конкретного ребенка. Актуальные задачи развития. Соотношение задач развития и задач обучения. Дисбаланс между обучением и развитием. Особые образовательные потребности и психологические условия их реализации в развивающем образовании. | |
Задачи Психологии | Теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости создания параллельной системы обучения. Выявление детей, которые не могут учиться в общем потоке (Отбор детей во вспомогательные школы). | Теоретическое обоснование дифференциации специального образования. Дифференциальная диагностика УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и ОНР, сложной структуры нарушений и т.п. Выявление особенностей обучения и развития сходных категорий Определение психологических условий (обходных путей) решения задач, навязанных традиционным образованием. | Психологическое сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста. Психологическое сопровождение образовательной и социальной интеграции. Мониторинг соотношения развития и программ развивающего обучения. Выявление, устранение дисбаланса между обучением и развитием. Определение актуальных задач развития и психологических условий их реализации в природосообразном, развивающем образовании. | ||
«Инструменты» и методы изучения и психологической помощи | Медицинские средства выявления дефектов. Тестометрия. Наблюдения. | Тесты или их аналоги, использующиеся для дифференциальной диагностики. Констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей. Комплексный подход при определении структуры нарушений | Интегрированные шкалы развития с высокой степенью размерности делений и проработанностью начальных ступеней развития. Диагностический инструментарий для определения «координат» развития ребенка на «шкале» развития. Технологии определения актуальных задач развития и их конвертации в задачи развивающего обучения применительно к разным участкам шкалы. Варианты индивидуальных коррекционно развивающих программ для реализации особых образовательных потребностей проблемного ребенка на разных ступенях развития. |