Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №8
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии
Этот сдвоенный выпуск альманаха посвящен теме взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, в последние годы она все более значима для специального образования. Полноценная профессиональная работа всегда предполагала организацию конструктивного сотрудничества специалиста с родителями. Однако если традиционно наиболее четко выделялись задачи обеспечения близких необходимой информацией для понимания проблем и возможностей ребенка, обучение накопленным специальным методам поддержки развития, то теперь более явно осознается другой их пласт - то, что раньше, возможно, воспринималось как само собой разумеющаяся эмоциональная основа взаимоотношений людей, объединившихся для помощи ребенку. Это, прежде всего, выделение задач психологической поддержки семьи, индивидуальной работы с родителями, помогающей им быть устойчивыми, активными, творческими и самостоятельными в помощи ребенку.

Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением

Т.А. Басилова
В последние годы мы встречаемся со все большим числом врожденных нарушений зрения и слуха у детей. Все чаще кроме тяжелых нарушений зрения и слуха эти дети имеют и другие аномалии развития, такие как врожденный порок сердца, нарушения моторики и другие.
Читать статью   Ключевые словаврожденные сенсорные нарушения, стимуляция слуха и зрения, эмоциональный контакт с ребенком

Первые шаги навстречу миру у слепоглухого младенца

О.А. Копыл
С 1997-го года в лаборатории содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта ИКП РАО началась регулярная работа в семьях, имеющих детей с множественными нарушениями, базирующаяся на опыте, накопленном в антропософской лечебной педагогике.
Читать статью   Ключевые словасемья, контакт, психологический климат, развитие

Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей

Г.В. Чиркина
Среди врожденных нарушений (дефектов) развития расщелины верхней губы и неба являются достаточно распространенными – занимают второе место. По статистическим данным Европейских стран, рождение ребенка с расщелиной губы и неба составляет один случай на 500-1000 новорожденных.
Читать статью   Ключевые словарасщелина верхней губы и неба, консультации, упражнения, роль родителей

Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей

О.С. Аршатская
Известно, что хотя синдром детского аутизма окончательно формируется к 2,5 –3-м годам, тенденции аутистического развития могут быть выявлены достаточно рано, часто практически с рождения ребенка.
Читать статью   Ключевые словаранний возраст, тенденции аутистического развития, стимуляция аффективного развития, эмоциональное тонизирование, произвольная организация поведения

Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста

Е.И. Морозова
Специалисты и родители нередко испытывают дефицит знаний в организационных вопросах проведения коррекционных занятий с маленькими детьми, отмечают трудности в адаптационном периоде ребенка к занятиям и детскому учреждению, указывают на сложности общения с проблемными малышами.
Читать статью   Ключевые словадети раннего возраста, коррекционные группы, адаптационные трудности

Психолого-педагогическая работа педагога-дефектолога с матерью в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей

О.Б. Половинкина
Настоящее исследование направлено на поиск новых организационных форм оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы.
Читать статью   Ключевые словакомплексная реабилитация, педагогическая коррекция, детско-родительские отношения

Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна

И.А. Сергеева
В настоящее время считается общепризнанным тот факт, что роль родительского отношения для психического развития ребенка очень велика, однако вопрос о факторах и механизмах формирования материнского отношения и его влияния на развитие ребенка все еще остается не достаточно изученным. Особенно актуальной является эта проблема в контексте взаимодействия матери с ребенком, имеющим нарушения в развитии.
Читать статью   Ключевые словасиндром Дауна, эмоциональное отношение матери, уровень развития средств и способов общения у ребенка

К вопросу о детских капризах

А.О. Дробинская
Наиболее частыми поводами обращения за консультацией детей третьего года жизни являются задержка речевого развития и нарушения сна. Однако при подробном опросе родителей нередко звучат жалобы "второго ранга" – "избалованность", "капризность", "трудный характер" ребенка. Обычно под этими бытовыми определениями понимается неспособность ребенка самостоятельно занять себя чем-либо хотя бы на короткое время, требование постоянного присутствия матери и ее внимания, протестное поведение и т.д.
Читать статью   Ключевые словапривязанность, нарушения поведения, диада «мать – дитя», депрессия у матери

Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования

Е.Б. Айвазян, Л.Е. Аронова, Н.А. Урядницкая
Актуальность, значимость и необходимость исследований, посвященных различным аспектам психологии материнства, определяется остротой демографических, экологических и социально-экономических проблем, с которыми сталкивается современная Россия. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение 7 лет снизилась с 48,3% до 26,5%.
Читать статью   Ключевые словабеременность, материнское отношение, уровни мотивации беременной женщины, пренатальные центры

Список литературы выпуска

  1. Bowlby J. Maternal care and mental health // World Health Organization monograph. 1951. Ser. 2. статьи (1)
  2. Freud A. Normality and pathology in childhood: assessments of development. New York, 1965. статьи (1)
  3. Hobson, R.P., Beyond Cognition: A Theory of Autism / in. Autism, Nature, Diagnosis & Treatment. /Ed. by G.Dawson. - N.Y.- L.: The Guilford press, 1989. - pp. 22-49. статьи (1)
  4. Ornitz E.M., Biological homogeneity or heterogeneity/ in Rutter M., Schopler E. (edd.): Autism: reappraisal of conctpts and treatment. – N.Y: Plenum Press. 1978. - 243-250. статьи (1)
  5. Robertson J., Bowlby J. Responses of young children to separation from their mothers // Courier of the international children's center. Paris, 1952. Vol. 2. статьи (1)
  6. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопр. психол. – 1997. - № 4. – С. 3-12. статьи (1)
  7. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психол. журн. – 1999. - № 1. – С. 39-48. статьи (1)
  8. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. статьи (1)
  9. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М., Изд-во Института психотерапии, 1999. – 304 с. статьи (1)
  10. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. - М.: Институт учебника «Пайдейа», 1999. – 88 с. статьи (1)
  11. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития [Текст]: методическое пособие. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. – 128 с. статьи (1)
  12. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М.: Полиграф, 2001. - 123 с. статьи (1)
  13. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Cинапсис. - 1993. - № 4. статьи (1)
  14. Баженова О.В., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. статьи (1)
  15. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Искажение материнского поведения при послеродовых депрессиях: влияние раннего и актуального жизненного опыта женщины // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. – М., 1998. - С. 82-83. статьи (1)
  16. Басилова Т.А. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом // Дефектология. – 1994. - № 4. статьи (1)
  17. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. - № 3. статьи (1)
  18. Басилова Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Т.А.Басилова // Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов /Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. статьи (1)
  19. Басилова, Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. - № 3. статьи (1)
  20. Басилова, Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Т.А.Басилова // Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов /Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: академия, 2001. статьи (1)
  21. Батуев А.С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. – СПб, 1999. – С. 8-12. статьи (1)
  22. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. – 1989. - № 3. статьи (1)
  23. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей // Дефектология. – 1997. - № 2. статьи (1)
  24. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии – 1997 - № 6. статьи (1)
  25. Буянов М.И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. – 1970. - № 3. – С. 453-462. статьи (1)
  26. Валлон А. От действия к мысли. - М.: ИЛ, 1956. – 238 с. статьи (1)
  27. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 196 с. статьи (1)
  28. Ван Дайк Я. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 1990. - № 1. статьи (1)
  29. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дис. … канд. психол. наук. М., 1987. статьи (1)
  30. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1985. – Т. 4. - 1984. - С. 243-385. статьи (1)
  31. Выготский Л.С. Младенческий возраст / Вопр. детск. психол. – СПб, Союз, 1997. – С. 40-111. статьи (1)
  32. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982 - 1984. - Т.4. статьи (1)
  33. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до шести. - М., 1996. статьи (1)
  34. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. - М.: АО Комплект, 1995. статьи (1)
  35. Гречаный С.В., Хацкель С.Б. Патологические привычные действия у детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи // Тез. докл. конф. «Мама – мой мир». – СПб, 2000 г. – С. 100-102. статьи (1)
  36. Дунаева З.М., Ростягайлова Л.И. Анализ данных клинико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста консультированных в Консультативно-диагностическом центре ИКП РАО. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. Институт Коррекционной Педагогики РАО, М. – 1999. статьи (1)
  37. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр. и мед психол. – 1995. - № 1. – С. 55-63. статьи (1)
  38. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия – 1997. - №1. статьи (1)
  39. Зелинская Д.И. Актуальные проблемы детской инвалидности // Детский доктор. – 2000. - № 4. статьи (1)
  40. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб, Питер, 2000. – 312 с. статьи (1)
  41. Катаева А.А., Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на ранних этапах онтогенеза // Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей. – М., 1990. статьи (1)
  42. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения [Текст]: книга для учителя. - М., 1993. статьи (1)
  43. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Просвещение, 1991. – 97 с. статьи (1)
  44. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / Психология аномального ребенка [Текст]: хрестоматия / ред. В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская. - Т. 2. - М: "ЧеРо", 2002. - С. 486-493. статьи (1)
  45. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : Аркти, 2005. - 221 с. статьи (1)
  46. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. статьи (1)
  47. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. Киев, 1983. статьи (1)
  48. Листопад Т.Н., Левин А.Н. Клинико-психологические аспекты контакта матери и больного новорожденного // Здравоохранение советской Эстонии №6, 1988. статьи (1)
  49. Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194. статьи (1)
  50. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения [Текст] / А.И. Мещеряков. – М.: Педагогика, 1974. статьи (2)
  51. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с. статьи (1)
  52. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. – 342 с. статьи (1)
  53. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма [Текст] / О.С. Никольская – М. : Центр лечебной педагогики, 2000. – 362 с. – Библиогр.: с. 351-359. – 1500 экз. статьи (1)
  54. Никольская, О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом [Текст] : дис. … канд. психол. наук : 19.00.04 / Ольга Сергеевна Никольская. – М., 1985. – 208 с. – Библиогр.: С. 188-208. статьи (1)
  55. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979. статьи (1)
  56. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, М., 1990. статьи (1)
  57. Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции / Под ред. Ю.А. Разенковой, Е.Б. Айвазян – М.: Полиграф Сервис, 2003. статьи (1)
  58. Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. - М., 1993. статьи (1)
  59. Скобло Г.В., Баз Л.Л. Дети от матерей с послеродовыми депрессиями: нарушения психического здоровья на первом году жизни // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. – М., 1998. - С. 101-102. статьи (1)
  60. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. – 1995. - № 3. – С. 134-150. статьи (1)
  61. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопр. психол. – 1999. - № 1. – С. 105-117. статьи (1)
  62. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. статьи (1)
  63. Учимся общаться с ребенком / Под ред. В.А. Петровского, А.М. Виноградова и др. - М., 1993. статьи (1)
  64. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М., 1999. статьи (1)
  65. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., Лениздат, 1991. статьи (1)
  66. Чиркина, Г.В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата [Текст] / Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 1969. – 120 с. статьи (1)
  67. Чиркина, Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.00 / Чиркина Галина Васильевна. - Акад.пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - М., 1987. - 34 с. статьи (1)
  68. Чиркина, Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их предупреждения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Галина Васильевна Чиркина. - М., 1967. – 18 с. статьи (1)
  69. Чиркина, Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений у детей [Текст] / Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2004. - № 8. статьи (1)
  70. Шматко Н.Д., Разенкова Ю.А. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой статьи (1)
  71. Шпиц Р.А. Первый год жизни. – М., Геррус, 2000. статьи (1)
  72. Щелованов Н.М., Шпитц Рене А., Коблинер Годфри В. Первый год жизни. М., 2000. статьи (1)
  73. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др. - М., 1990. статьи (1)
  74. Януш Корчак Как любить ребенка. - М., 1990. статьи (1)
  75. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. – Л.,1961. статьи (1)
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK