Настоящее исследование направлено на поиск новых организационных форм оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы. Необходимость данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
- увеличением количества детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы;
- разнообразием научных подходов к использованию педагогического воздействия на детей младенческого возраста для коррекции и компенсации отклонений в развитии (Н.Д. Шматко, Ю.А. Разенкова, А.Н. Павлова, О.В. Баженова, Э.И. Леонгард и др.);
- отсутствием программы по включению родителей, имеющих проблемного ребенка младенческого возраста в коррекционно-педагогический процесс в условиях стационара.
Данное исследование проводится в НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН на базе отделения по выхаживанию и реабилитации маловесных детей совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО с 1.09.99 г.
В специализированных отделениях по выхаживанию недоношенных детей в процесс реабилитации, как правило, включена мать. Данные научной литературы свидетельствуют о том, что для обеспечения нормального психофизического развития ребенка недостаточно соблюдение условий для его выживания и роста, полноценного питания и правильного гигиенического ухода (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, А. Фрейд, Р. Шпитц, Дж. Робертсон, Дж. Боулби, М.И. Лисина, Т.Н. Листопад). Важнейшим фактором развития психики ребенка является его общение с взрослыми. Отсутствие такого общения приводит к психической депривации малыша. Мать прежде всех постигает язык телодвижений и потребностей своего ребенка и только ей одной дана способность ухаживать за младенцем с истинной нежностью и любовью. Поэтому пребывание матери в стационаре создает оптимальные условия для более эффективного выхаживания детей с проблемами здоровья после рождения. Матери участвуют в процессе кормления, совершают гигиенические процедуры, используют метод “Кенгуру”, как один из способов психологической адаптации ребенка, общаются со своим малышом.
Однако, в литературных источниках недостаточно освещен вопрос о включении матери в процесс ухода за ребенком в условиях стационара. Нет единого мнения относительно режима пребывания матерей в отделениях по выхаживанию грудных детей. Это снижает эффективность участия матери в реабилитационных мероприятиях. Врачи стационара считают, что включение родителей в реабилитационный процесс должно иметь системный характер. Это и послужило основанием для проведения совместного исследования в рамках реализации комплексного подхода к реабилитации детей группы риска специалистами НИИ Педиатрии РАМН и научными сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.
Цель данной статьи - представить результаты первого этапа исследования, направленного на изучение позиции матери к воспитанию ребенка с органическим поражением центральной нервной системы.
Исследование включало в себя следующие методы: анкетирование родителей, беседы с матерями и ближайшими родственниками ребенка, наблюдение за взаимодействием матери с новорожденным.
При поступлении в стационар родителям раздавалась анкета-опросник, которая включала в себя серию вопросов, направленных на изучение:
- социального статуса семьи;
- наблюдательности родителей за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении;
- педагогической компетентности родителей;
- ориентировки семьи на виды помощи после выписки из стационара.
Особое внимание отводилось индивидуальной беседе с матерью и ближайшими родственниками ребенка, во время которой уточнялись и конкретизировались вопросы анкетирования. Это помогало получить более полную и индивидуальную картину отношения родителей к проблемам своего ребенка, позволяло лучше понять степень готовности родителей к участию в процессе медико-педагогической реабилитации ребенка. Таким образом, беседа превращалась в начальный инструктаж родителей, конструировала модель их поведения, вызывала стремление приобрести специальные знания, которые помогали им в дальнейшем более заинтересованно и предметно относиться к рекомендациям специалистов. Дополнительный эффект проводимых бесед выражался в повышении уровня доверия матери к сотрудникам отделения.
Наблюдение за взаимодействием матери и ребенка проходило в процессе игры, кормления и проведения гигиенических процедур.
Нами были обследованы 77 семей, чьи дети поступили в отделение по выхаживанию маловесных детей НИИ Педиатрии после рождения или обратились за помощью в первые три месяца жизни ребенка. У всех детей имелись значительные отклонения в здоровье после рождения (глубокая недоношенность, в сочетании с органическим поражением ЦНС, множественные врожденные пороки развития, судорожная готовность, синдром двигательных расстройств, гипертензионно-гидроцефальный синдром).
Анализ данных, полученных в результате указанных выше методов исследования, позволил выделить различные позиции матери по отношению к воспитанию проблемного ребенка. Условно эти позиции мы обозначили как активная, пассивная, отстраненная.
Активная позиция выявлена у 36% родителей, которые адекватно воспринимали информацию о состоянии здоровья ребенка, включались в процесс реабилитации, использовали полученную информацию о развитии ребенка во время пребывания в стационаре. Эти родители заинтересовались информацией о воспитании ребенка первых месяцев жизни, пришли на лекцию, посвященную вопросам ранней реабилитации ребенка методами педагогического воздействия, задавали вопросы, письменно фиксировали полученную информацию, эмоционально общались с ребенком до кормления, использовали игрушку для привлечения его внимания, обращались к педагогу с просьбой о совместном осмотре ребенка.
Пассивная позиция отмечалась у 38% родителей, которые безучастно, пассивно воспринимали информацию о состоянии здоровья ребенка. После беседы с врачом были эмоционально подавлены, растеряны. Анализ анкетных данных и наблюдение за этой группой родителей показали резкое снижение самооценки и пассивное участие в реабилитационных мероприятиях. Эта группа матерей механически выполняла рекомендации специалистов и, как правило, самостоятельной активности по отношению к воспитанию и обучению своего ребенка не проявляла. Часть родителей этой группы пришли на лекцию, пассивно восприняли информацию о воспитании ребенка первых месяцев жизни. Вместе с тем, они приобрели развивающие игрушки и начали использовать их во время общения со своим ребенком, но повторно к педагогу-дефектологу не обращались.
Отстраненная позиция отмечалась у 26% родителей. Они наиболее болезненно воспринимали информацию о проблемах здоровья ребенка, не принимали участия в реабилитационных мероприятиях, считая, что ответственность за состояние здоровья ребенка на данном этапе несут только врачи. Эта группа матерей оказалась не готова к восприятию информации о воспитании проблемного малыша, так как они не связывали настоящие проблемы ребенка с возможными нарушениями психического развития, родители думали в данном случае только о физическом здоровье малыша. Анализ анкетных данных подтвердил, что они не осознают необходимости соединения лечебных мероприятий с коррекционно-развивающими занятиями, и беспокоятся лишь о нормализации соматического состояния ребенка. У этих матерей наблюдалось чувство беспомощности и тревоги, отказ от взаимодействия с педагогом-дефектологом. Им крайне трудно быть объективными в рассуждениях о проблемах собственного ребенка. Они с недоверием относились к проведению коррекционно-педагогических мероприятий и были полностью сориентированы на медикаментозную помощь ребенку.
В дальнейшем, как показывает наблюдение за этой группой родителей, они постоянно меняли лечащего врача, обращались в разные медицинские учреждения, в целях установления “верного” диагноза, использовали нетрадиционные методы медицины. Многие из них являлись неоправданными оптимистами, избирательно относились к полученной информации, ориентируясь на положительные сведения о прогнозе здоровья ребенка.
Такие родители, как правило, убеждены в быстром, скором, полном излечении малыша, искажают полученные сведения о состоянии здоровья ребенка, надеются при помощи медикаментозных средств “сделать ребенка нормальным”. На наш взгляд, такая позиция родителей отрицательно сказывается на дальнейшей социализации их ребенка. Исходя из выявленных позиций матери к воспитанию проблемного ребенка, были определены разные организационные формы работы педагога-дефектолога с семьей, имеющей ребенка младенческого возраста с органическим поражением центральной нервной системы:
- Психолого-педагогическое обследование ребенка в присутствии матери. Для первичной диагностики и динамического наблюдения нами использовалась шкала оценки нервно-психического развития Эмилии Львовны Фрухт. Первичное психолого- педагогическое обследование было направлено на оценку ориентировочных реакций ребенка, для выявления его специфических образовательных потребностей. По результатам обследования педагог-дефектолог намечал стратегию и содержание коррекционной работы с ребенком и с семьей.
- Лекции были посвящены знакомству родителей с этапами психического развития ребенка; основами и принципами методов первоначального воспитания и обучения; организацией предметно-развивающего пространства для ребенка в семье; условиями реабилитации, лечения, ухода за малышом в стационаре и дома. В процессе лекций использовались видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом, демонстрировались развивающие упражнения, соответствующие соматическому и физиологическому состоянию детей первых месяцев жизни. При этом отмечалась важность наблюдения за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.
- Индивидуальные практические занятия педагога-дефектолога с ребенком проводились в присутствии матери в целях обучения ее правильному и содержательному взаимодействию со своим ребенком, так как она является самой заинтересованной в успехе реабилитации и больше всего времени проводит с ребенком. Педагог-дефектолог определял нагрузку, соразмерную физическим возможностям ребенка, указывал на положительные и специфические особенности, сильные и слабые стороны в развитии малыша, устанавливал количество занятий в течение дня и продолжительность одного из них, обеспечивал родителей необходимыми рекомендациями и описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ним.
- Консультирование семьи (родственников) было направленно на формирование адекватной позиции к проблемам ребенка у родителей и ближайшего окружения, создание позитивного взаимодействия между членами семьи и активного участия в воспитании ребенка. Педагогу-дефектологу важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно-развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно- педагогических занятий в условиях семьи.
- Наблюдение специалиста за характером взаимодействия родителей со своим ребенком направлено на изучение содержания общения родителей с малышом, темпа и динамики психомоторного развития в процессе целенаправленного коррекционного обучения.
На основании проведенного исследования и опыта работы педагога-дефектолога в условиях стационара с семьей, воспитывающей ребенка с органическим поражением центральной нервной системы, можно сделать некоторые выводы:
- родители имеют разное отношение к специфическим потребностям малыша и по-разному включаются в коррекционно-педагогический процесс;
- родители, имеющие пассивную и отстраненную позиции к воспитанию проблемного ребенка и максимально ориентированные на медицинскую помощь, нуждаются в разъяснении со стороны лечащего врача о необходимости совмещения медицинских реабилитационных мероприятий и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка;
- работа педагога-дефектолога с родителями должна начинаться с беседы о состоянии здоровья ребенка, особенностях психического развития и его потенциальных возможностях;
- во время пребывания ребенка в стационаре важно знакомить родителей с основами раннего обучения и развития, оказывать непосредственную коррекционно-педагогическую помощь семье проблемного ребенка, формировать активную воспитательную позицию у родителей;
- при поступлении ребенка в стационар необходимо разрабатывать четкую программу действий для матери, сочетающую медицинские реабилитационные мероприятия и коррекционно-педагогическое воздействие, а в дальнейшем и для всей семьи после выписки ребенка из стационара;
- коррекционно-педагогическая помощь семье должна быть включена в систему комплексного подхода к ранней реабилитации детей группы риска в условиях медицинских учреждений (стационара, детской поликлиники и др.);
- подчеркиваем, что комплексное сопровождение ребенка дает возможность увидеть проблемы в его развитии с разных сторон;
- раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.
Данное исследование еще раз подтвердило предшествующие выводы о том, что использование в комплексной реабилитации методов педагогической коррекции не только оказывает помощь ребенку, но и делает стиль внутрисемейных отношений здоровым, радостным и помогает родителям непрерывно совершенствоваться воспитании своего ребенка.