В настоящее время считается общепризнанным тот факт, что роль родительского отношения для психического развития ребенка очень велика, однако вопрос о факторах и механизмах формирования материнского отношения и его влияния на развитие ребенка все еще остается не достаточно изученным. Особенно актуальной является эта проблема в контексте взаимодействия матери с ребенком, имеющим нарушения в развитии.
Существуют исследования, посвященные изучению специфики и развития материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом (Печникова Л.С., Баенская Е.Р.), отношения матерей к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Ткачева В.В.), исследования, направленные на формирование сотрудничества между взрослым и ребенком раннего возраста с отклонениями в развитии (Мишина Г.А.). Наше исследование представляет собой еще один шаг на пути понимания специфики родительского отношения к детям с особыми потребностями. Мы обратились к категории детей, которые отличаются потенциально сохранной эмоциональной сферой и отсутствием искажений социально- эмоционального развития – к детям с синдромом Дауна.
Целью нашей работы являлось изучение материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна. Практическая значимость исследования определяется необходимостью разработки методических средств и способов диагностики и коррекции нарушений отношения родителей к ребенку с проблемами в развитии, поскольку создание коррекционных программ немыслимо без включения в работу семьи ребенка, в первую очередь, матери.
Мы предположили, что ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна не является единственным фактором, определяющим характеристики эмоционального отношения матери к ребенку. На знак и содержание эмоционально-ценностного отношения матери к ребенку с синдромом Дауна, в соответствии с нашей гипотезой, могут влиять личностные особенности и актуальное эмоциональное состояние матери, ее смыслы и ценности, связанные с ребенком и материнством. Кроме того, мы надеялись подтвердить существование взаимосвязи между уровнем общения у ребенка и особенностями материнского отношения к нему.
Для исследования осознаваемых компонентов родительского отношения использовались следующие методики:
- Анкета для изучения социальных характеристик испытуемых, а также обстоятельств рождения ребенка и его раннего развития.
- Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Захаровой Е.И.
- Опросник ПАРИ Е.Шефера (Измерение родительских установок и реакций), направленный на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания.
- Тест “Незаконченные предложения”, разработанный Ариной Г.А. и Айвазян Е.Б., направленный на изучение смысловой стороны материнства.
Для косвенного исследования тех аспектов материнского отношения, содержание которых подвергается действию защитных механизмов, использовались следующие проективные методики:
- Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда.
- Тот же тест “Незаконченные предложения”, модифицированный по аналогии с “Методикой управляемой проекции” В.В. Столина (1983).
- Для оценки уровня развития общения у ребенка использовались данные обследования, проведенного в лаборатории ранней помощи детям с отклонениями в развитии ИКП РАО зав. лабораторией Разенковой Ю.А. по методике “Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет” (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю., 2002).
В исследовании приняли участие 15 женщин, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна в возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет. Исследование проводилось на базе Центра ранней помощи при Благотворительном фонде “Даунсайд Ап”
Результаты исследования
Материнское отношение к ребенку с синдромом Дауна, по результатам опросников ПАРИ и ОДРЭВ, характеризуется тенденцией к гиперопеке: матери малышей с синдромом Дауна поощряют в своих детях зависимость от родителей, оберегают ребенка от трудностей, боятся причинить вред ребенку. Они высоко оценивают собственную способность воспринимать состояния ребенка, сопереживать ему и оказывать эмоциональную поддержку. Однако мамы признаются в том, что плохо понимают причины, по которым ребенок испытывает те или иные чувства, а при общении с ребенком недостаточно учитывают его состояние. Похожие результаты получены Е.И. Захаровой (2001) при апробации опросника ОДРЭВ на выборке матерей здоровых дошкольников. Очевидно, что в методиках такого типа мамы описывают те свои действия, которые социально поощряются или, во всяком случае, принимаются обществом. Полученные по “прямым” методикам результаты позволяют сделать следующие предположения: в нашем обществе поощряется чуткость матери к ребенку, умение понимать его и сопереживать ему. При этом низкая ориентация на состояния ребенка при построении взаимодействия с ним, когда родители не учитывают его чувства, желания и настроение, а исходят из своих планов и намерений, является социально приемлемой стратегией родительского поведения, не получает осуждения в нашем социуме. По-видимому, указанные особенности не специфичны для отношения к детям с особыми потребностями, а характеризуют представления о воспитании вообще.
Результаты косвенного изучения знака эмоционального отношения к ребенку при помощи проективной методики ЦТО, показали, что эмоциональное отношение к ребенку с синдромом Дауна может быть как позитивным, принимающим, так и негативным, отвергающим. Наша выборка была поделена на две группы: матери с позитивным эмоциональным отношением к ребенку (в эту группу вошло 9 женщин, условно мы назвали эту группу “принимающие”) и матери с недостаточно позитивным эмоциональным отношением к ребенку, эту группу составили 6 женщин, условно мы назвали ее “отвергающие”. Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна сама по себе не является единственным фактором, определяющим знак эмоционального отношения к ребенку. Необходимо отметить, что результаты, полученные в ЦТО, не нашли подтверждения в результатах опросников: различий между группами “принимающих” и “отвергающих” матерей по данным ОДРЭВ и ПАРИ нет. Это подтверждает наше предположение о том, что в результатах опросников отражается принятая в обществе модель материнства, а не эмоциональное отношение к ребенку, которое, скорее всего, является неосознаваемым.
Далее мы попытались ответить на вопрос, с чем может быть связан знак эмоционального отношения к ребенку с синдромом Дауна.
Во-первых, обнаружена связь между знаком эмоционального отношения к ребенку и некоторыми личностными особенностями матери. Матери из “принимающей” группы отличаются активной жизненной позицией, им в большей степени присущи целеустремленность, настойчивость и оптимизм (по результатам MMPI, в этой группе значимо чаще выявляется стенический тип реагирования). Особенности актуального эмоционального состояния с характеристиками эмоционального отношения к ребенку не связаны - все матери, воспитывающие детей с синдромом Дауна, испытывают состояние тревоги, что проявляется и в результатах ЦТО, и в результатах MMPI.
Во-вторых, результаты исследования показали наличие взаимосвязи между знаком эмоционального отношения к ребенку и ценностным содержанием материнства. Для “принимающих” матерей смысл материнства состоит в заботе о ребенке и его личностном благополучии. Это проявилось в методике “Незаконченные предложения”, в утверждениях типа “Для своего ребенка она прежде всего …мать, любящий человек, который всегда рядом”, “Главное в материнстве для нее... сам ребенок, …счастье ребенка”. Для “отвергающих” матерей основной является роль наставника и педагога. Это видно в утверждениях типа “Для своего ребенка она, прежде всего, ...друг и учитель, ... пример для подражания, …наставник, который объясняет, как себя вести”. А в ребенке для матерей “отвергающей” группы главное - достижения в интеллектуальном, физическом и психическом развитии. Можно предположить, что эти ценности связаны с идеальным образом ребенка, заданным опытом воспитания здорового, нормально развивающегося первенца. В группе “отвергающих” достоверно больше матерей, которые имеют первого здорового ребенка, чем в группе “принимающих”.
В-третьих, была обнаружена взаимосвязь между знаком материнского отношения к ребенку и уровнем развития у ребенка средств и способов общения. Так, дети “принимающих” матерей отличаются более широким репертуаром средств, которые они используют для общения со взрослым, чем у детей, матери которых недостаточно эмоционально принимают своих детей. Однако основные различия между группами касаются таких характеристик общения, как инициативность, чувствительность и вовлеченность в общение. Дети “принимающих” матерей проявляют активность в общении во всех пробах, в большей степени чувствительны к воздействиям партнера и способны перестраивать свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого. Дети, “отвергаемые” мамами, проявляют активность только в ответ на инициативу взрослого, некоторые инициативные действия игнорируют или выполняют разученным ранее способом, не переходя на новый, в общении занимают пассивную позицию, не проявляя настойчивости в привлечении внимания взрослого.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна не является единственным фактором, определяющим знак эмоционального отношения к ребенку, поскольку исследуемая выборка матерей детей с синдромом Дауна разделилась на две группы: с позитивным и негативным эмоциональным отношением к ребенку. Эмоциональное отношение к ребенку не осознается и может быть выявлено только с помощью проективных методов. Декларируемое материнское отношение является схожим у всех матерей, в нем отражаются социально поощряемые и одобряемые характеристики.
- Все матери, воспитывающие ребенка раннего возраста с синдромом Дауна, испытывают состояние скрытой тревоги и отличаются эмоциональной нестабильностью вне зависимости от знака эмоционального отношения к ребенку. “Принимающие” матери отличаются большей целеустремленностью и активной жизненной позицией.
- Обнаружена взаимосвязь между знаком эмоционального отношения к ребенку и ценностным содержанием материнства: для “принимающих” матерей смысл материнства состоит в заботе о ребенке и его личностном благополучии, а для “отвергающих” матерей основной является роль наставника и педагога, а в ребенке главное – соответствие определенному идеальному образу, заданному опытом воспитания здорового ребенка.
- Существует взаимосвязь между знаком эмоционального отношения к ребенку со стороны матери и уровнем развития у ребенка средств и способов общения. Можно предположить, что в условиях “принимающего” материнского отношения ребенок имеет больше возможностей для эффективного развития навыков общения и, одновременно, высокий уровень развития общения у ребенка может оказывать позитивное влияние на формирование “принимающего” материнского отношения.