Альманах №8
20.05.2005 Дата публикации статьи: 20.05.2005
Альманах №8 · Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии
Альманах №8 · Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии

Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей

Чиркина Г.В. ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Среди врожденных нарушений (дефектов) развития расщелины верхней губы и неба являются достаточно распространенными – занимают второе место.

По статистическим данным Европейских стран, рождение ребенка с расщелиной губы и неба (устарелое название дефекта – “волчья пасть, заячья губа”) составляет один случай на 500-1000 новорожденных. Реакция семьи на появление на свет ребенка с таким заметным пороком развития всегда трагична и неоднозначна. Родители часто безосновательно обвиняют себя в случившемся, ищут причины в состоянии своего здоровья, недостаточном внимании к периоду беременности, расспрашивают родственников о подобных случаях. В семье возникает длительная травмирующая ситуация, преодолеть которую необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на активном участии в комплексном медико-логопедическом процессе нормализации физического и речевого развития ребенка.

Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.

В настоящее время для оказания специализированной помощи таким детям в стране существует сеть лечебно-профилактических центров. Диспансеризация и поэтапная реабилитация детей с врожденными расщелинами губы и неба основывается на сочетании лечебных, логопедических и психологических мероприятий, которые проводятся в течение роста ребенка до 14-15 лет. Эта работа осуществляется хирургом-стоматологом, ортодонтом, логопедом, медицинским генетиком, отоларингологом, методистом по лечебной гимнастике, психологом, а при необходимости, и другими специалистами.

Основные задачи комплексного воздействия на дефект в этот достаточно долгий период времени состоят в следующем:

  • Устранение хирургическим путем анатомических нарушений (иногда в несколько этапов). Рекомендуется ранняя пластика губы – новорожденным и до 4-6 месяцев, в зависимости от медицинских показаний. Пластика неба и дополнительные косметические операции должны быть закончены в дошкольном возрасте.
  • Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций.
  • Общеукрепляющее лечение и своевременная отоларингологическая санация (дети склонны к частым отитам).
  • Ранняя логопедическая помощь для развития нормального речевого дыхания и правильной артикуляции; коррекция нарушений звукопроизношения, назального (носового) оттенка голоса; тщательный контроль за общим речевым развитием ребенка и своевременное устранение отставания в развитии фразовой речи, лексического запаса; подготовка к обучению в общеобразовательной школе.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше был проконсультирован всеми специалистами и рано прооперирован, так как в этом случае значительно уменьшается вероятность отклонений в развитии речи. В подавляющем большинстве случаев ребенок с врожденной расщелиной неба по своему психическому и интеллектуальному развитию не отличается от других детей. Тем не менее, до окончания всех реабилитационных мероприятий такой ребенок должен состоять на учете в службах соцзащиты и получать пенсию.

Следует подчеркнуть, что при всех современных достижениях медицины и логопедии детям с расщелиной в дооперационный и послеоперационный период крайне необходима постоянная и грамотная помощь родителей – без излишней эмоциональности, тревожности, гиперопеки, рассчитанная на терпеливое длительное участие в реабилитационном процессе в контакте со специалистами.

Огромное значение для адаптации ребенка к среде нормально развивающихся сверстников имеет овладение полноценной речью. Дефекты в строении речевого аппарата - различные варианты расщелин (твердого и мягкого неба, только мягкого неба, сквозные расщелины губы и неба и др.), деформации зубочелюстной системы приводят к целому ряду вторичных нарушений, влияющих на раннее развитие ребенка. С первых дней рождения обнаруживается расстройство сосания и глотания, так как полость рта свободно сообщается с полостью носа. Не создается герметичность в полости рта при сосании, ребенок захлебывается и его переводят на искусственное вскармливание. Рано возникает компенсаторная привычка слегка отодвигать корень языка кзади, что позже сказывается на качестве произнесения некоторых звуков речи.

Выдыхаемая воздушная струя расходуется через нос и рот (поскольку отсутствует мягкое небо или нарушена его функция) и слабость ротового выдоха отрицательно влияет на тембр голоса. Возникает постоянный выраженный носовой оттенок голоса и специфические особенности артикуляции звуков. Это нарушение в логопедии обозначается термином – открытая ринолалия. Следует учесть также и то, что невнятная речь детей (слабый назальный голос, отсутствие многих звуков, специфический характер артикуляции) мало понятна окружающим, даже близким людям, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей. Это стойкий дефект, который не преодолевается без специальных занятий и его полная коррекция предполагает систематические логопедические занятия. В то же время очень важно отметить, что степень нарушения речевого развития не всегда четко зависит от величины и формы расщелины, а определяется комплексом факторов, среди которых большое значение имеет стимуляция лепета, развитие активности сохранных отделов артикуляционного аппарата, качество операции, раннее обращение к логопеду, воспитание слухового, а чуть позже и фонематического восприятия (направленного внимания на восприятие речевых звуков).

Родители должны получить развернутую консультацию логопеда и понять, в чем состоят основные препятствия для овладения нормальным произношением. Это, прежде всего – отсутствие достаточной ротовой струи воздуха, необходимой для образования звуков (особенно для взрывных звуков – Б, Д, Р и др.), недостаточная активность языка, губ (особенно при наличии расщелины губы даже в послеоперационный период). Кроме того, у детей снижен слуховой контроль за своей речью и они медленно вводят в речь даже исправленные звуки. Огромная работа предстоит по автоматизации тех навыков, которые сформирует логопед на занятиях, в свободной самостоятельной речи. В этой связи роль родителей особенно велика - они должны стать постоянными помощниками логопеда и поддерживать достигнутый уровень речи в домашней обстановке, отмечая и поощряя достижения.

Для ребенка, который родился с расщеплением нёбного овода и нёбной занавески, период лепета и начало речи проходит в особых условиях. Он слышит хорошо, радуется обращенной речи и начинает понимать слова, которые к нему обращены. Но из-за отсутствия затвора между ротовой и носовой полостями он не имеет возможности произнести звуки. Вся голосовая продукция имеет носовой резонанс, и артикуляция большинства согласных абсолютна нереализуема. В таких анатомических условиях ребенок остается до операции. Ребенок не может усваивать речь путем подражания, как это происходит в норме.

Повседневная обязанность родителей - поощрять любые попытки голосовой и звуковой продукций, стараться понимать даже едва внятную речь. Очень важно поддерживать любые попытки лепета - создавайте тишину, чтобы ребенок мог услышать свою звуковую продукцию; активизировать слуховое внимание ребенка, напевая детские песенки, используя звуковые игрушки и т.п.; развивать зрительное внимание. Очень полезны звукоподражательные игры. Нужно быть внимательным к тому, что “произносит” ребенок и показывать ему, что Вы понимаете его речь и всячески поддерживать речевую активность.

Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение само по себе не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо- физиологические условия для воспитания правильного произношения. Большая и интенсивная работа должна проводиться в дооперационный период, что способствует лучшему исходу операции и сокращает сроки послеоперационной логопедической работы. Родителям должно быть представлено логопедическое заключение, результаты которого должны быть проинтерпретированы в доступной форме. Логопед должен учитывать, что родители – далеко неоднородная группа в социокультурном отношении, их возможности участия в коррекционном процессе различны. В этой связи следует тактично выяснить индивидуальную семейную ситуацию и совместно обсудить предполагаемый план коррекционно-развивающего воздействия.

Кратко охарактеризуем основные направления логопедического воздействия. Задачи и содержание коррекционных мероприятий с детьми, страдающими ринолалией.

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение двух взаимосвязанных задач: - нормализацию "ротового выдоха", т.е. воспитание длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых; - овладение артикуляцией всех звуков речи.

При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов. Они состоят в следующем:

Первый этап "предречевых" упражнений включает следующие типы:

  1. дыхательные упражнения;
  2. артикуляционную гимнастику;
  3. артикуляцию изолированных звуков по степени их сложности для произнесения;
  4. слоговые упражнения.

На этом этапе происходит в основном обучение моторным (произносительным) навыкам.

Второй этап - дифференциация звуков и воспитание фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

Третий этап - интеграция, т.е. обучение позиционным изменениям звуков в связном высказывании (речевом потоке).

Четвертый этап - автоматизация, т.е. превращение правильного произношения в нормативное, т.е. в привычное настолько, что оно не будет требовать специального контроля со стороны ребенка и логопеда.

Нужно отметить, что это один из самых ответственных этапов, так как у детей снижен слуховой контроль за своей речью, выработался прочный стереотип искаженного произношения. На этом этапе очень полезно использовать запись речи ребенка, сравнение записи своей речи с нормативной и др. Хороший эффект дает работа с компьютерной программой “Видимая Речь”.

У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка прочного патологического навыка назального произнесения невозможна без активизации всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и без сознательного усвоения новых акустических и двигательных стереотипов речевых звуков.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

До операции, как правило, решаются следующие задачи: * освободить от компенсаторных движений лицевых мышц; * подготовить правильное произношение гласных звуков; * подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Необходимо: o развить подвижность мягкого нёба; o устранить неправильный уклад органов артикуляции при произнесении звуков; o подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков М и Н).

На логопедические занятия (особенно с дошкольниками) приглашаются родители.

Специфическими упражнениями являются следующие (их проводит только логопед):

  • массаж мягкого нёба (в послеоперационный период);
  • гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;
  • артикуляционная гимнастика;
  • голосовые упражнения.

Основная их цель состоит в следующем:

  • увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;
  • улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;
  • выработать контроль за работой небно-глоточного затвора.

По рекомендации логопеда некоторые, хорошо усвоенные упражнения можно тренировать дома.

1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Глотание воды в маленьком объеме вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время поднятого положения мягкого нёба. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать из пипетки по несколько капель воды.

2. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

3. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостью. Активное участие движения нёба и задней стенки глотки может ощущаться детьми, рука прикасается к гортани под подбородком и чувствуется подъем нёба.

Произвольное покашливание тренируется от 2-3-х-кратного до большего количества на одном выдохе. В это время должна сохраняться смычка нёба с задней стенкой глотки, а воздух - направляться через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем тренируется покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуется сохранение смычки нёба с задней стенкой глотки. Этим ребенок приучается активно поднимать мягкое нёбо и направлять воздушную струю через рот.

4. Четкое, энергичное, утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируется отрывистое произнесение гласных звуков А, Э, затем О, У с утрированной артикуляцией и на твердой атаке.

Затем осуществляется постепенный переход к четкому произнесению звуковых рядов А, Э, У, 0 в разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох. Когда этот навык упрочится, осуществляется переход к плавному произнесению звуков. Например, А, Э О У_ ; А У О Э_.

Паузы между звуками увеличиваются до 1-3 секунд, но сохраняется поднятое положение мягкого нёба, закрывающее проход в носовую полость

Очень полезно пение гласных звуков и упражнения, заимствованные из так называемой фонетической ритмики для детей с нарушением слуха.

Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Они должны применяться постоянно в течение длительного времени. Систематическое их проведение в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Известно, что у ринолаликов очень короткий неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для воспитания правильной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения, в которых чередуются вдох и выдох носом: вдох носом - выдох ртом; вдох ртом - выдох носом; вдох и выдох ртом. При систематическом применении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно ее направлять. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений от движений мягкого нёба.

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, так как сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используются различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоски тонкой бумаги, перышко и т.д.

Воспитанию правильной воздушной струи также способствуют упражнения, связанные с дутьем. Их нужно проводить весело, в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек подготавливается детьми совместно с родителями из бумаги, ткани (бабочки, вертушки, цветки, метелочки и пр.). Можно использовать полоски бумаг, прикрепленные к деревянной стойке, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки и т.д. Такие игрушки должны иметь целевое назначение для занятий по воспитанию правильной речи и извлекаться родителями только на время занятий.

Многие родители совершают ошибку, когда под впечатлением советов логопеда накупают шары, губные гармошки и дают их ребенку в свободное пользование. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и очень часто не могут играть на губной гармошке, не имея достаточной силы ротового выдоха, разочаровываются в них и бросают. Начинать нужно с легких доступных упражнений, чтобы положительный эффект был легко виден. Например, ребенок даже со слабым ротовым выдохом может сдуть ватку с ладони. Если это не удается, можно закрыть ему ноздри, чтобы облегчить правильное направление воздушной струи. Однако ребенок начинает осознавать, что именно необходимо ему для произнесения звуков. Затем, постепенно, освобождаются носовые ходы. Часто бывает полезным и такой прием: в носовые ходы вставляются легкие комочки ваты (не спрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают и ребенок сам легко убеждается в ошибке. Так постепенно вырабатывается контроль, сначала с помощью вспомогательных средств, затем – на основании слухового контроля за качеством произносимого звука. Тем не менее, очень важна и оценка взрослого – можно поощрять хорошие результаты фишками, словесным комментарием и т.п.

Полезным приемом является дутье.

Дуть можно на перышки, легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение – это длительное дутье через трубочку в бутылку с водой. Трубочка в начале занятий должна быть большого диаметра (5-6 мм), затем меньшего (2-3 мм). От дутья вода начинает бурлить, это увлекает маленьких детей. Можно легко оценить силу выдоха и его длительность по "буре" в воде. Нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Время бурления хорошо отмечать на песочных часах.

Можно перекатывать шарики по гладкой поверхности сильным дуновением, можно играть в "мыльные пузыри". Подобных упражнений на дутье очень много, их надо разнообразить, постепенно переходя к более сильному и, главное , длительному дутью. Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка: могут вызвать головокружение, и их обязательно надо чередовать с другими. Надувать шары и резиновые игрушки можно уже после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых - нормализация речевой моторики. Известно, что у детей с ринолалией формируются патологические особенности артикуляции, обусловленные анатомо-физиологическими условиями. Эти особенности артикуляции заключаются в следующем:

  1. высокий подъем языка и смещение его вглубь ротовой полости;
  2. недостаточная губная артикуляция;
  3. чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.

Установлено, что сдвиг артикуляции вглубь ротовой полости усиливает назальный оттенок речи и придает речи гортанный призвук Поэтому устранение названных особенностей артикуляции - важное звено в коррекции дефекта.

Упражнения на дутье должны чередоваться с упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с так называемой артикуляционной гимнастикой. Перечислим наиболее эффективные из них:

  • Надувание обеих щек одновременно.
  • Надувание щек попеременно.
  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
  • Сосательные движения сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты.
  • Оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов.
  • "Хоботок", с последующим оскалом при сжатых челюстях.
  • Оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ.
  • Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях.
  • Вытягивание губ узкой воронкой (имитация, свиста).
  • При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
  • Поднимание верхней губы обнажаются верхние зубы.
  • Оттягивание вниз нижней губы обнажаются нижние зубы.
  • Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы).
  • Вибрация губ.
  • Движение губ “хоботком” влево вправо.
  • Вращательное движение губ “хоботком”.
  • Сильное надувание щек (губами удерживается воздух в ротовой полости).

Упражнения для языка:

  • Высовывание языка “лопатой” и удерживание его несколько секунд.
  • Высовывание языка жалом.
  • Поочередное высовывание распластанного и заостренного языка.
  • Поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево.
  • Поднимание и опускание задней части языка кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз.
  • Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых.
  • Высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.
  • Присасывание языка к верхней десне с раскрыванием и закрыванием рта.
  • Протаскивание языка между зубами, так что верхние резцы скоблят спинку языка.
  • Круговое облизывание кончиком языка губ.
  • Поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам, при раскрытом рте.
  • Поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости.
  • Кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте.
  • Высунутый язык удерживать желобком или лодочкой.
  • Высунутый язык удерживать чашечкой.
  • Язык в форме чашечки удерживать внутри рта.
  • Закусывание зубами боковых краев языка.
  • Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен.
  • При том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т-т).
  • Проделать движение одно за другим язык жалом, чашечкой, вверх и т.д.

Перечисленные упражнения не следует делать все подряд. Каждое небольшое занятие должно состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и тренировки в произнесении звуков.

Большого внимания и напряжения требует работа над звуками. Обычно постановка звуков начинается со звука А. Язык находится в состоянии покоя, рот широко открыт. При звуке 0 язык несколько оттянут, губы выдвинуты вперед; звук У - губы вытягиваются с напряжением в трубочку, а язык еще больше оттянут назад. При звуке Э несколько приподнимается язык в средней, части, рот полуоткрыт, губы растянуты. Эти звуки легко произносятся по подражанию, основная задача при их произнесении - устранение назального оттенка. Звуки тренируются сначала в отрывистом изолированном произнесении, причем увеличивается число их повторений на один выдох, например:

А О У Э

АА ОО УУ ЭЭ

ААА ООО УУУ ЭЭЭ

При каждом произнесении необходим контроль за направлением воздушной струи. Ребенок держит зеркало у крыльев носа или легкую ватку, может слегка зажимать ноздри. Взрослый постоянно дает правильный образец произнесения – четко и достаточно громко.

Затем тренируется повторение гласных с паузами, во время которых ребенок учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении. При этом необходимо, чтобы взрослый также произносил четко эти гласные, утрируя артикуляцию. Ребенок должен все время слышать четкий образец, так как он себя плохо контролирует и может легко соскользнуть на привычное носовое произношение. Правильное положение мягкого нёба ему нужно показывать перед зеркалам, паузы увеличиваются до 2-3 секунд. Затем возможно перейти к плавному протяжному произнесению гласных звуков.

Постановку согласных звуков рекомендуется начинать со звуков Ф и П. При произнесении звука Ф язык лежит спокойно на дне ротовой полости. Верхние зубы чуть прикусывают нижнюю губу. Сильный ротовой выдох разрывает эту смычку и образует отрывистый звук Ф.

Утечка воздуха также проверяется зеркалом или ваткой. Проводится большое количество упражнений по произношению отрабатываемых звуков в самых различных сочетаниях. Так как эти упражнения составляют существенную часть всей логопедической работы, то нужно подготовить альбом из звуковых и слоговых таблиц. Альбом желательно сделать красочным, используя цветные обозначения, для не читающих детей – наклеить картинки, начинающиеся на изучаемый звук.

Нужно предусмотреть большую повторяемость звуковых упражнений, так как это обеспечит необходимую тренировку для устранения назального оттенка речи.

Многим детям с ринолалией, как правило, рекомендуется обучение и воспитание в условиях логопедического детского сада. В соответствии с программными требованиями логопедического детского сада дети с ринолалией овладевают правильным произношением на фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи. В то же время они усиленно занимаются на индивидуальных занятиях в течение всего учебного года. Именно на индивидуальных занятиях логопед применяет рекомендуемые специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов. Поэтому необходимо соблюдать строгую координацию в работе логопеда и домашними занятиями. Родители следуют за логопедом и добиваются автоматизации исправленных звуков в естественной обстановке. При составлении индивидуального плана работы с ребенком, имеющим заключение ринолалия, логопед вычленяет два направления: нормализацию звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.(если таковое обнаружено при обследовании).

Первое направление, наиболее трудоемкое, так как предусматривает устранение первичного дефекта, в свою очередь, включает ряд специальных разделов. К ним относятся:

I. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации.

Обращается внимание на два момента: нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назальности при их произнесении.

II. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (стечение согласных), а также в многосложных словах и в конце фразы.

III. Фонематическое восприятие.

Нечеткое различение звуков на слух сопоставляется с их артикуляцией. Ребенок может нечетко различать только неправильно произносимые звуки (т.е. с неправильным артикуляционным укладом) или целые группы звуков независимо от степени их артикуляционного искажения за счет общей низкой разборчивости речи.

Успешное преодоление указанных нарушений возможно при систематическом и упорном использовании специальных упражнений, описанных выше. Они должны входить составной частью в каждое занятие, сначала занимая большую его часть, а затем сохраняя роль тренировочной настройки речевого аппарата. Звуки, произносимые нормально (без утечки воздуха через носовые ходы), также должны повторяться на каждом занятии, так как детям с ринолалией свойственна быстрая утеря приобретенных навыков звучной речи.

В первый период на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков А, Э, 0, У, Ы и согласных П, П'; Ф, Ф'; В, В'; Т, Т'; постановка и первоначальное закрепление звуков К, К'; Х, Х'; С, С'; Г, Г'; Л, Л'; Б, Б'.

Во втором периоде изучаются звуки И; Д, Д'; 3, 3' ; Ш; Р.

В третьем периоде изучаются звук Ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка.

Звуки, которые произносятся с требуемой артикуляцией и без назального оттенка (или с очень незначительным и не постоянным), выделяются для дифференциации.

Большое место отводится дифференциации ротовых-носовых звуков, т.е. М-П; М'-П'; Н-Д; Н-Т; М-Б; М'-Б'.

Таким образом осуществляется одновременно устранение недостатков артикуляции звуков и назального оттенка. Такая система формирования звуковой стороны речи и фонематического восприятия обеспечивает подготовку к обучению письму и чтению в общеобразовательной школе.

Несмотря на большой и специфический объем упражнений, которые необходимо выполнять для полной коррекции нарушения речи, очень важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы минимизировать эти трудности и оставить время на обычные для возраста занятия и развлечения - спорт, интересный досуг и т.п. У многих детей с подобным дефектом отмечаются природные способности к рисованию, ритмике, математические способности. Их следует развивать, в то же время не допуская ухода детей в занятия и игры, исключающие речь. Напротив, желательно создавать ситуации, в которых ребенок должен активно пользоваться речью (играть всей семьей в речевые лото, участвовать в детских утренниках и т.п.).

В заключение еще раз подчеркнем ответственную роль родителей в преодолении последствий врожденного нарушения, влияющих на сенсомоторное, речевое и познавательное развитие ребенка. Логопед не должен ограничивать свои контакты с семьей только информацией о дефекте – в этом случае родителям принадлежит пассивная роль. Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, поддерживать достижения детей, использовать аудиозаписи их речи, следить за выполнением заданий логопеда, оперативно оповещать о возникающих трудностях в разных аспектах их психического развития. В настоящее время во все мире активно поддерживается идея партнерства семьи и специалистов в реабилитации ребенка с врожденным дефектом развития.

  • 1. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : Аркти, 2005. - 221 с.
  • 2. Чиркина, Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их предупреждения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Галина Васильевна Чиркина. - М., 1967. – 18 с.
  • 3. Чиркина, Г.В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата [Текст] / Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 1969. – 120 с.
  • 4. Чиркина, Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.00 / Чиркина Галина Васильевна. - Акад.пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - М., 1987. - 34 с.
  • 5. Чиркина, Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений у детей [Текст] / Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2004. - № 8.

Библиография


Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №8 2005 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/rol-semi-v-korrekcii-vrozhdennyh (Дата обращения: 19.03.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности