Основные типы патологических и непатологических форм нарушений поведения
В последние годы усиливается внимание широкого круга исследователей (врачей, психологов, социологов, педагогов и др.) к проблеме нарушений поведения у подростков. При изучении биологических факторов интересы сосредоточиваются на особенностях гормонально-эндокринной перестройки этого возраста, процессах ретардации либо акцелерации полового созревания, декомпенсации органической неполноценности нервной системы. Исследование социальных факторов включает изучение особенностей окружения, воспитания и обучения, направленных на процессы формирования личности подростка.
Изучение нарушения поведения у подростков имеет большое значение для дефектологии, так как аномалии развития нервной системы являются одним из наиболее значимых факторов возрастной психической декомпенсации. Однако клинические исследования, проводимые в дефектологии, имеют свою определенную специфику и направленность. Основная задача дефектологии - разработка методов психолого-педагогической коррекции - требует от клиницистов несколько иного подхода к данной проблеме, чем при традиционном врачебном исследовании: акцента не столько на нозологической диагностике, сколько на дифференциации основных клинико-психологических типов расстройств поведения, обеспечивающей педагогу реальную возможность их выделения и психолого-педагогической коррекции. Разграничение этих вариантов расстройств поведения необходимо и для их профилактики в доподростковом возрасте, а также для решения вопросов отбора в специальные школы, открываемые в настоящее время для детей и подростков со стойкими нарушениями поведения.
Как известно, подростковый период является одним из важнейших этапов в психическом развитии человека. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание и самооценка, возрастает способность к анализу и синтезу явлений, развиваются интересы к отвлеченным и мировоззренческим вопросам.
Однако в нервно-психической сфере даже здорового подростка может наблюдаться определенная дисгармония и неустойчивость. В интеллектуальной деятельности это нередко выражается в стремлении к мудрствованию, чрезмерной склонности к фантазированию; в сфере эмоций - в сочетании повышенной сензитивности в отношении собственных переживаний и интересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости с развязностью и самоуверенностью. Критицизм, оппозиционная готовность во взаимоотношениях с окружающими, в первую очередь с родителями, неприятие опеки, гипертрофированное стремление к; самостоятельности иногда приобретают характер реакции протеста. Появляется повышенный интерес к своей внешности, сензитивная реакция на ее оценку другими. Возникает ряд переживаний нередко более или менее конфликтных, связанных с пробуждением сексуального влечения. Типичны проявления эмоциональной неустойчивости: лабильность аффекта, нерезко выраженные немотивированные колебания настроения.
Заострение перечисленных черт нервно-психической неустойчивости под влиянием различных биологических либо социальных факторов формирует варианты так называемых подростковых кризов.
Л.С. Выготский, называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогенезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено благодаря появлению мощного фактора - полового созревания, а новое - не обретено. В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов, - роль процесса полового созревания и роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь нервной.
Связь двух факторов - дисгармонии, напряженности протекания периода полового метаморфоза и склонности к декомпенсации различных видов недостаточности нервной системы - приводит к тому, что в этом периоде чаще, чем в других критических фазах детского возраста, проявляются душевные заболевания (Г.Е. Сухарева, Н. Штутте, Е. Кречмер, М.С. Вроно и др.); возникает резкое заострение патологических черт характера (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, А.Е. Личко и др.); наблюдаются различные варианты психических отклонений, связанных с обострением органической церебральной недостаточности (Г.Е.Сухарева, Л.С.Юсевич, М.С.Певзнер, Е. Кречмер и др.); возникает специфический ряд возрастных синдромов, типичных для патологического ускорения либо задержки самого темпа полового созревания (М.Я. Серейский, Е.Н. Крылова, К.С. Лебединская); отмечается повышенная склонность патологическим реакциям, обусловленным ситуационными факторами (Г.Е. Сухарева, Е.Е. Сканави, В.В. Ковалев и др.).
Клинической дифференциации нарушений поведения у подростков посвящен большой ряд исследований отечественных психиатров (Г.Е. Сухарева, М.И. Лапидес с сотр., М.С. Певзнер, О.В. Кербиков, В.Я. Гиндикин, В.А. Гурьева, А.Е. Личко, В.В. Ковалев с сотр., К.С. Лебединская и др.). Многочисленные клинические наблюдения и специальные исследования зарубежных и отечественных психиатров показывают, что в происхождении различных видов отклонений поведения у детей и подростков, в том числе правонарушений, помимо социального фактора нередко имеет значение врожденная либо приобретенная неполноценность нервной системы.
Значение патологии нервной системы в генезе различных видов девиации поведения у детей и подростков подтверждается следующими факторами:
- частотой и определенной клинической специфичностью нарушений поведения у детей и подростков с различными видами поражений нервной системы (при хромосомных аберрациях и других генетических пороках развития, остаточных явлениях внутриутробных, родовых и постнатальных инфекций, интоксикаций и травм мозга);
- частотой диагностики различных видов неполноценности нервной системы у так называемых трудновоспитуемых либо совершивших правонарушения детей и подростков.
По данным зарубежных исследователей, обобщенных Н. Klepel и R. D. Koch (1975), признаки органической недостаточности нервной системы диагностируются у детей и подростков с асоциальными формами поведения в пределах от 20 до 90 %; по данным отечественных психиатров (В. А. Колесникова, B.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин, О.Д. Мишуровская и М.С. Хрисанова, В.В. Гроховский и др.), в пределах от 28 до 84 %. Большие колебания цифровых показателей связаны как с разными критериями диагностики, так и со степенью полноты клинического (психопатологического, неврологического, соматического) и нейрофизиологического изучения. Следует отметить, что более высокая частота нервно-психической патологии у данного контингента детей и подростков обычно констатируется в клинически более фундированных исследованиях (В.В. Гроховский, 1975, и др.).
Достаточно разнятся и данные о соотносительной частоте отдельных болезненных форм нервно-психической патологии, способствующей нарушениям поведения. В 4-15% диагностируются психопатии и акцентуации характера, в 10-38 % - психопатоподобные состояния после инфекций, травм и интоксикации нервной системы. К последним относятся и психические изменения у детей и подростков, связанные с более или менее длительным употреблением алкоголя либо наркотиков.
Частота аномалий развития нервной системы у детей и подростков с выраженными трудностями поведения подтверждается и отягощенностью энурезом (30-33 %), нарушениями формирования речевой функции (10-12,5%), неврологическими знаками.
К патологическим факторам, способствующим нарушениям поведения у детей и подростков, относятся и явления умственной отсталости. Олигофрения диагностируется у подростков-правонарушителей в 3-5 % случаев (Н.И. Фелинская, В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин, О. Д. Мишуровская и М. С. Хрисанова, В.В. Гроховский и др.).
В случаях очевидной олигофрении при патологии поведения играют роль недоучет ситуации, отсутствие интеллектуального противовеса и борьбы мотивов, повышенная внушаемость. Наибольшее криминогенное значение имеют формы олигофрении, осложненные так называемыми психопатоподобными расстройствами. Этот тип осложненности диагностируется у 58 % подростков-олигофренов (Н. Birnbaum, 1965). По данным литературы, легкие формы умственной отсталости у подростков-правонарушителей встречаются в семь раз чаше, чем в общей популяции данного возраста. D. Langen, A. Jaeger (1964) приводят аналогичные соотношения для второгодничества.
Значительно чаще речь идет не об олигофрении, а о различной степени задержки психического развития на почве органической недостаточности нервной системы: нарушениях познавательной деятельности, связанных со слабостью учебной мотивации из-за психической незрелости; с низким психическим тонусом вследствие повышенной истощаемости; с недостаточностью памяти, внимания, отдельных корковых функций (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский с сотр., Н.А. Никашина с сотр., К.С. Лебединская с сотр. и др.). Стойкая школьная неуспеваемость, возникающая у этих детей с начала обучения, часто второгодничество становятся причиной затяжной травмирующей ситуации (Н.Л. Белопольская), сопровождающейся отрицательным отношением к учебе и школьному коллективу, реакциями протеста, поисками авторитетов и самоутверждения в асоциальной среде и нерегламентированных формах поведения. В нарушениях поведения этих детей и подростков часто играет роль и компонент аффективно-волевых расстройств, связанных с самой недостаточностью нервной системы.
К биологическим факторам, играющим роль в нарушениях поведения подростков, многие современные исследователи относят и дисгармоническое протекание периода полового созревания - как его ускорение, так и задержку. При этом в одних случаях речь идет о физиологической акселерации или конституциональных формах замедленной динамики полового развития как почве, предрасполагающей к отклонениям поведения различного генеза, в других - о патологическом отклонении сроков и темпа полового метаморфоза, связанном с декомпенсацией органической неполноценности нервной системы (К.С. Лебединская, 1969). R.D. Koch (1975) указывает на «криминогенную значимость» патологически ускоренного полового созревания. В последние годы большое значение придается ретардации (замедлению) полового развития. По данным Е. De Toni, A. Naselli, R. Bruschetti (1971), задержка созревания у «диссоциальных» подростков встречается в три-четыре раза чаще, чем в общей популяции данного возраста.
К патологическим формам нарушений поведения современные отечественные психиатры (Г.Е. Сухарева, О.В. Кербиков, В.В. Ковалев, В.А. Гурьева, А. Я. Гиндикин, В.С. Куликов, О.А. Трифонов, В.В. Гроховский и др.) относят и так называемое патохарактерологическое развитие личности, частота которого среди детей и подростков-правонарушителей составляет, по данным разных авторов, от 8,5 до 40,3 %. Эти состояния, представляющие собой глубокие и стойкие изменения характера, приближающиеся к психопатиям, возникают вследствие травмирующих условий воспитания, длительной неблагоприятной ситуации. Выделяются два механизма формирования патохарактерологического развития: 1) закрепление и иррадиация личностных реакций протеста, отказа, гиперкомпенсации, имитации и др., возникших в ответ на психотравмирующее воздействие; 2) прямое стимулирование отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истеричности и т.д.). Несмотря на то что эти состояния социально обусловлены, они относятся к патологическим, так как хроническое психотравмирующее воздействие на незрелый мозг ребенка приводит к болезненной перестройке его вегетативной нервной системы, темперамента, аффекта.
Дифференциация различных вариантов подростковых кризов в последнее десятилетие привлекает к себе повышенное внимание исследователей и приобретает особую актуальность.
Увеличение частоты пубертатных кризов связывают как с биологическими, так и социальными факторами. К первым, как указывалось, относят акселерацию, а также увеличение физиологической дисгармонии полового созревания в сторону не только его ускорения, но и задержки, с последующим интенсивным половым метаморфозом. К социальным моментам (частично связанным с указанными биологическими) относят неподготовленность цивилизованного общества к более ранним срокам физиологического созревания подростков, навязывание им образа жизни и общественного статуса (условий гиподинамии, гиперопеки, подчинения), противоречащих интенсивным биологическим изменениям этого периода. С такой диссоциацией между биологическим, психологическим и социальным статусом подростков в современном обществе связывают увеличение числа различных форм трудностей их поведения.
Вопрос о соотношении биологических и социальных факторов в генезе нарушений поведения и правонарушений у детей и подростков является сложным и требует детального клинико-социологического анализа в каждом конкретном случае. Л. С. Выготский еще в 1931 г. писал: «есть хорошая и плохая среда, и есть хорошие и плохие задатки, а дальше существует столько типов трудновоспитуемых детей, сколько может быть арифметических комбинаций из четырех элементов по два, ... искусственный дуализм среды и наследственности уводит нас на ложный путь». При наличии массивной патологии нервной системы (хромосомные аберрации, остаточные явления менингитов, менингоэнцефалитов, осложненные формы олигофрении) грубые эмоционально-волевые расстройства могут обусловить патологию поведения и социальную дезадаптацию даже в благоприятных средовых условиях. В случаях же так называемой минимальной церебральной патологии биологический фактор играет роль условия, почвы, способствующей формированию отклонений форм поведения под влиянием неблагоприятных условий среды.
Значительные трудности представляет и отграничение патологических форм нарушений поведения от форм непатологических, т.е. от явлений педагогической и социальной запущенности. В то же время эта дифференциация чрезвычайно важна, так как именно непатологические формы нарушений поведения нуждаются в первую очередь в педагогической, социальной коррекции, а патологические формы требуют совместных усилий педагога и врача, медикаментозной терапии. Для правильной диагностики как патологических, так и непатологических форм поведения у подростков, выбора адекватных путей коррекции необходим учет ряда психологических особенностей данного возраста.
В дефектологической литературе вопросы психолого-педагогического изучения «трудного детства» освещены в исследованиях Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, М. С. Певзнер, В, Ф. Шмидт, М. С. Певзнер и Г.А. Власовой и др. Положения Л.С. Выготского о необходимости создания динамической типологии трудновоспитуемого ребенка, «выделения и описания отдельных форм, механизмов, типов детского недоразвития, детской трудновоспитуемости, накопления этих фактов, проверки их, теоретического их обобщения» звучат как насущные требования сегодняшнего дня.
В 1971 г. в Женеве проходила конференция Всемирной организации здравоохранения, темой которой являлось «Психическое здоровье юношей и подростков». На специальном заседании, посвященном проблеме «Служба диагностики и лечения», подчеркивалась необходимость учета как клинических признаков возрастной декомпенсации, так и тех функционально-динамических последствий, которые изменяют направление психической активности подростка, создают переориентацию его социальной деятельности, для понимания характера и причин психической дезадаптации подростков. Поэтому и исследования по данной проблеме требуют комплексного участия психиатров, психологов, социологов, педагогов. Только на основе совместных усилий специалистов могут быть достигнуты положительные сдвиги в решении вопросов как терапии, так и психолого-педагогической коррекции «трудного» подростка и его окружения.
Принцип такого комплексного изучения был положен в основу исследования, начатого в 1975 г. в клиническом секторе Института дефектологии АПН СССР. Оно ставило перед собой следующие задачи:
- разработку клинико-психологической характеристики основных видов нарушений поведения у подростков, обучающихся в массовых школах;
- дифференциацию патологических и непатологических форм этих нарушений;
- изучение их связи с биологическими факторами (неполноценностью центральной нервной системы различного характера, дисгармонически протекающим половым созреванием);
- изучение их связи с социальными факторами;
- разработку основных принципов профилактики и медико-педагогической коррекции патологических форм нарушений поведения у подростков.
Для решения этих задач применялся комплекс следующих методов исследований:
- клиническое: психопатологическое, неврологическое. При неврологическом исследовании в связи с задачей изучения возрастной (подростковой) реактивности особое внимание обращалось на состояние вегетативной нервной системы, определяемое с помощью функциональных проб (глазо-сердечного, синокаротидного, солярного, орто- и клиностатического рефлексов);
- антропометрическое, в том числе исследование костного возраста для определения степени половой зрелости;
- соматическое, в том числе направленное на выделение генетических пороков развития (дисплазий) в физическом статусе;
- экспериментально - психологическое: для выявления связи нарушений поведения с интеллектуальными особенностями и структурой личности.
Указанным комплексным методом обследовано 200 подростков массовых школ Москвы в возрасте 13-17 лет.
В основную группу вошли подростки (100 человек), выделенные педагогами как трудные вследствие выраженных нарушений школьной дисциплины: возбудимость, неусидчивость на уроках, раздражительность, грубость, склонность к конфликтам, агрессии, систематическим прогулам, проявлениям асоциального поведения (участие в асоциальных компаниях, употребление алкоголя, воровство, бродяжничество, ранняя сексуальность и т.д.), а также - в большинстве случаев - падения интереса к занятиям и школьной успеваемости. Исходным критерием отбора был избран не клинический, а психолого-педагогический фактор - нарушение школьной адаптации. В эту группу подростки выделялись на основе совместного решения педагогов школы - классного руководителя, учителей-предметников, завуча по воспитательной работе и директора. При этом учитывались решения педагогических советов школы, материалы специального школьного журнала «трудных детей», данные, полученные из детской комнаты милиции, отзывы сверстников, а также сведения от школьного врача и психоневролога.
Критерии патологичности поведения базировались на следующих параметрах (В.В. Ковалев, 1976; А. Е. Личко, 1977):
- выраженной интенсивности расстройств (массивности, некоррегируемости, выходе за пределы провоцирующей их среды);
- их стойкости;
- присоединении немотивированных аффективных расстройств, невротических наслоений либо явлений вегетативной дистонии, хромогенно спаянных с расстройствами поведения.
В качестве контрольной группы в тех же школах была исследована группа подростков (также 100 человек) того же возраста без нарушений поведения, характеризуемых как прилежные, исполнительные, целенаправленные в учебе, активные в общественной жизни и, как правило, хорошо или средне успевающие. Результаты проведенного исследования позволили выделить три основных клинико-психологических варианта нарушений поведения «трудных» подростков, каждый из которых отличался от других: первый - преобладанием явлений психической неустойчивости (53 школьника), второй - преобладанием явлений аффективной возбудимости (29), третий - преобладанием расторможенности влечений (18 подростков).
1. Психическая неустойчивость проявлялась в отсутствии целенаправленности и стойкости интересов, большой роли подражания и внушаемости в имитации асоциальных форм поведения, в том числе употреблении алкоголя, воровстве, побегах. Нарушения поведения, как правило, были связаны с наличием черт эмоционально-волевой незрелости: отсутствием чувства долга, ответственности, неспособностью тормозить свои желания, подчиняться требованиям дисциплины. Инфантильность проявлялась и в преобладании веселого фона настроения, большой общительности без стойких привязанностей, выраженной эмоциональной поверхности. О церебрально-органическом генезе психического инфантилизма у части подростков свидетельствовало наличие выраженной двигательной расторможенности, церебрастении, безудержности аффективных разрядов. Психогенные реакции имитации, оппозиции, гиперкомпенсации отражали незрелость форм самоутверждения. Основой различных проявлений асоциального поведения у этих подростков были подражательность и повышенная внушаемость. Недисциплинированность, паясничание, прогулы в школе, побеги из дома часто являлись выражением реакций гиперкомпенсации, связанных с несостоятельностью в учебе. Последнюю педагоги связывали с недостаточной интеллектуальной целенаправленностью, быстрой пресыщаемостью. Патологический уровень психической неустойчивости был диагностирован у 23 (из 53) подростков этой подгруппы: из них 16 - с декомпенсацией резидуально-органической недостаточности в условиях неблагоприятной среды, 4 - с органической психопатией и 3 - с патохарактериологическим развитием личности. Психическая неустойчивость непатологического уровня выявлена у 30 подростков: из них 8 - с легкой резидуально-органической недостаточностью при отсутствии неблагоприятной средовой ситуации, 13 - с акцентуацией характера по неустойчивому типу и 9 - с явлениями социальной запущенности.
Половое созревание у большинства (43 из 53) подростков, в нарушениях поведения которых преобладала психическая неустойчивость, было ретардированным и сочеталось с общей инфантильностью физического облика. В анамнезе у таких подростков, как правило, отмечались двигательная расторможенность и нередко неврозоподобные проявления (нарушения сна, склонность к страхам, энурез). У части из них в детстве наблюдались признаки легкой задержки развития речи. Отсутствие интереса к учебе обнаруживалось уже в начальной школе. Нарастающие пробелы в знаниях усугубляли отрицательное отношение к школе и способствовали переориентации интересов на уличные компании. Часто констатировалась педагогическая запущенность, относящаяся к периоду начальной школы и уже полностью препятствующая овладению программным материалом в подростковом периоде.
Неблагоприятные условия среды имели место в 34 наблюдениях, наиболее характерной из них была безнадзорность.
2. Повышенная аффективная возбудимость, свойственная следующему варианту нарушений поведения, у мальчиков чаще всего проявлялась в склонности к агрессивным вспышкам, у девочек - к истериформным проявлениям. Аффективные вспышки были непродолжительны, иногда сопровождались определенной критичностью к ним, жалобами на невозможность владеть собой. Для подростков были характерны реакции оппозиции, активного протеста, часто обусловленные ограничениями и запретами, исходящими от педагогов и родителей. Выраженность утрированно-подростковых черт, негативизм и оппозиционная настроенность по отношению к взрослым, бравада мнимой независимостью способствовали тому, что эти подростки нередко играли роль лидеров среди «трудных» сверстников. Патологический уровень расстройств отмечался у 17 (из 29) подростков данной подгруппы: из них 7 - с декомпенсацией резидуальной церебральной недостаточности в условиях неблагоприятной среды, 5 - с органической психопатией возбудимого, эпилептоидоподобного и истероидного круга, 4 - с патохарактерологическим формированием личности по возбудимому типу, 1 - с затяжным реактивным состоянием. Непатологический уровень расстройств наблюдался у 12 подростков: из них 7 - с симптомами легкой резидуально-органической недостаточности и 5 - с проявлениями социальной запущенности.
Половое созревание у большинства подростков этой подгруппы имело признаки акселерации либо интенсификации (т. е., начавшись в обычные сроки, оно развертывалось в более быстром темпе и заканчивалось у девочек к 14-15, у мальчиков - к 15-16 годам). У многих в допубертатном возрасте отмечались чрезмерная подвижность, неуживчивость, драчливость. В период дисгармонически протекающего полового созревания аффективная возбудимость выступала на первый план. Одновременно (в отличие от подростков первой подгруппы) снижался интерес к учебе и интенсивно нарастали пробелы в знаниях. Значительную роль в этом играли частые конфликты с педагогами, сопровождавшиеся обвинениями последних в предвзятости, несправедливости.
Неблагоприятные условия воспитания отмечены в семьях 20 подростков (чаще - алкоголизм родителей и сибсов, а также деспотичность и авторитарность воспитания при низком культурном уровне).
3. Расторможение влечений, доминирующее в нарушениях поведения у 18 подростков, отличалось патологической неодолимостью: у мальчиков чаще всего наблюдались тяга к бродяжничеству, алкоголю, садистические проявления, у девочек повышенная сексуальность. Преобладали асоциальные формы поведения в виде хулиганства с грубой агрессией, сексуальными эксцессами. Наиболее грубые проявления школьной дезадаптации имели место именно в этой подгруппе. Учебная деятельность не вызывала у подростков заинтересованности и подменялась жизнью влечений, тягой к асоциальным компаниям.
Половое созревание было акселированным у 13 из 18 подростков, У 4 проходило с явлениями выраженной интенсификации, у одного - без отклонений. У большинства (11 из 18 человек) расторможенность влечений (онанизм, жестокость, стремление к воровству) наблюдалась и до подросткового возраста, но была значительно менее выраженной. У 10 обследованных была диагностирована декомпенсация резидуальной церебральной недостаточности, у 8 - органическая психопатия. Тяжелые антисоциальные средовые условия отмечались в половине наблюдений с описываемым вариантом нарушений поведения. Преобладали асоциальные формы жизни родителей и сибсов (алгоколизм, сексуальная распущенность, воровство, тунеядство).
В контрольной группе подростков, изучавшейся для уточнения генеза нарушений поведения, у 60 школьников наблюдались нерезкие черты астении, аффективной лабильности, поведенческие реакции, не выходящие за рамки возрастной нормы. Сроки и темп полового созревания также были в границах нормы. Неблагополучие в воспитании и окружении отмечено лишь у 10 человек. У 30 подростков легкая эмоциональная неустойчивость негрубого резидуального либо конституционального генеза сочеталась с ретардацией полового созревания. У 10 подростков контрольной группы был отмечен ряд психических отклонений, достигающих патологического уровня, но имеющих иной клинический регистр, чем у подростков основной группы: у 4 - неврозоподобные и церебрастенические расстройства, у 2 - невротические, у 2 - аффективные, у 2 - эпилептиформные. Диагностически речь шла о резидуальной церебральной недостаточности (6 человек), невропатии (1), невротическом формировании личности (1), акцентуации личности по циклоидному или шизоидному типу (2). У подростков с неврозоподобными и невротическими расстройствами наблюдалась ретардация полового созревания. Пятеро из них выросли в неблагоприятных средних условиях (длительные конфликты из-за алкоголизма родителей, распад семьи). Реакции протеста, оппозиции, отказа часто имели невротическую основу.
Для уточнения вопроса о соотносительной роли биологических и социальных факторов в генезе указанных нарушений поведения были проведены сравнительные исследования уровня развития интеллекта, данных сомато-неврологического статуса, а также условий воспитания и окружения подростков группы «трудных» (суммарно по трем подгруппам) и контрольной группы.
Таблица 1.
Виды исследуемых интеллектуальных операций | Количество низких показателей в группе | |
---|---|---|
трудных | контрольной | |
Конструктивный праксис | 20,5 | |
Память вербальная | 23,3 | |
Память цифровая | 43,9 | |
Способность к обобщению | 32,6 | |
Интеллектуальная работоспособность (устойчивость внимания) | 60,0 |
Суммарные данные обследования физического и полового развития свидетельствовали о том, что у «трудных» подростков соответствие соматического развития календарному возрасту наблюдалось лишь в 29 % случаев, в 71% отмечены склонения (42 % случаев - ретардация и 29 % - акселерация полового созревания), в то время как у подростков контрольной группы своевременное половое развитие отмечено в 60 % наблюдений. В 31 % случаев «трудные» подростки имели признаки соматических дисплазий, указывающие на нарушения ранних этапов онтогенеза. Их сочетание с органической церебральной недостаточностью свидетельствовало о раннем онтогенетическом этапе патогенного воздействия. В группе контроля дисплазий телосложения отмечены в 26 % случаев, но их характер был менее церебрально-органическим и мог быть расценен как проявление конституционных особенностей.
Неврологическое обследование выявило явления церебральной недостаточности у подростков как основной, так и контрольной группы в 65-66 % наблюдений, в том числе и в ряде случаев психогенного генеза нарушений поведения и социальной запущенности.
Однако характер этих расстройств и их локализация обладали тенденцией к определенному отличию. В группе «трудных» подростков чаще наблюдалась стволовая локализация резидуально-органического генеза (наличие глазодвигательных расстройств, свидетельствующих о недостаточности III и VI пар черепно-мозговых нервов, нистагма), реже - височная. Явления вегетативной дистонии отличались преобладанием парасимпатического тонуса; отмечалась склонность к вестибулопатии. В группе контроля резидуально-органическая стигматизация имела меньшую выраженность, нестойкость и иную локализацию (гипоталамическую в сочетании с негрубой пирамидной). Вегетативная дистония характеризовалась симпатической либо амфотропной направленностью (лабильность кожных сосудов в виде яркого стойкого дермографизма, сосудистого «ожерелья», акроцианоза, гипергидроз, болезненность при пальпации области шейного и солярного вегетативных узлов, колебания артериального давления в сторону повышения). Наблюдались равномерное оживление сухожильных рефлексов, тремор вытянутых пальцев рук, легкие обменно-эндокринные нарушения. Таким образом, преобладали симптомы, указывающие на функциональные отклонения в нервной системе, свойственные пубертатному возрасту.
Таблица 2.
Показатели сравнительного исследования | Группа трудных подростков | Контрольная группа |
---|---|---|
Преимущественная локализация недостаточности нервной системы | ||
ствол головного мозга | 52 | 36 |
гипоталомическая, диэнцефальная области | 15 | 27 |
Преимущественная локализация недостаточности нервной системы | ||
ствол головного мозга | 35 | 56 |
гипоталомическая, диэнцефальная области | 22 | 6 |
ствол головного мозга | 16 | 40 |
гипоталомическая, диэнцефальная области | 45 | 19 |
Вестибулопатия | 55 | 27 |
Выводы:
- Клинико-психологическая структура нарушений поведения у так называемых «трудных» подростков проявляется в основном в трех клинико-психологических вариантах: 1) преобладание психической неустойчивости; 2) преобладание аффективной возбудимости; 3) преобладание расторможенности влечений. Каждому из этих типов нарушений поведения соответствует свой регистр преимущественных возрастных психогенных реакций. Меньшее значение имеет специфика нозологии.
- Типы нарушений поведения обнаруживают связь с характером отклонений сроков и темпа полового созревания: его задержкой при эмоционально-волевой неустойчивости, дисгармоническим ускорением при аффективной возбудимости и расторможенности влечений.
- Нарушения поведения обнаруживают связь с различными видами неполноценности нервной системы, большей частью резидуально-органического характера, при этом имеет значение степень поражения нервной системы, наличие явлений интеллектуальной недостаточности.
- В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору, в первую очередь неблагоприятным условиям воспитания. При этом наблюдается определенная связь между типом нарушений поведения и характером асоциальности среды (в группе психически неустойчивых - безнадзорность, при доминировании повышенной аффективной возбудимости - конфликтные ситуации в семье и школе в связи с чрезмерной авторитарностью со стороны взрослых; в группе подростков с расторможенностью влечений - аморальный образ жизни членов семьи).
- Каждый из типов нарушений поведения может иметь как непатологический, так и патологический уровень. Наличие последнего связано с массивностью этиологического фактора, как биологического (выраженностью недостаточности нервной системы, дисгармонией протекания полового созревания), так и социального (тяжелые дефекты воспитания, психотравмирующая ситуация), либо с сочетанием этих факторов.
- Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями педагогической запущенности, в происхождении которой помимо эмоционально-волевых расстройств органического и социального генеза имеет значение недостаточность интеллектуального уровня и умственной работоспособности.
- Полученные данные способствуют пониманию ряда вопросов медицинской и психолого-педагогической коррекции нарушений поведения у подростков, дифференциации отбора в различные типы школ для детей и подростков с нарушениями поведения.
- Результаты клинических наблюдений могут быть использованы в коррекционно-воспитательной работе с трудными подростками, обучающимися и в различных типах специальных школ.