Гончарова Е.Л.
31 статья
31 статья
Соавторы публикаций
Карабанова О.А.
Королевская Т.К.
Кукушкина О.И.
Малофеев Н.Н.
Никольская О.С.
Королевская Т.К.
Кукушкина О.И.
Малофеев Н.Н.
Никольская О.С.
Институт коррекционной педагогики РАО: наука - практике на рубеже веков
Гончарова Е.Л., Малофеев Н.Н.
За годы своего существования Институт внес весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей умственно отсталых, глухих и
слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой
психического развития; детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); детей с комбинированными нарушениями
Специальная психология
Гончарова Е.Л.
Специальная психология - область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых - в особых формах психологического сопровождения.
Как слепоглухой ребенок узнает, что «а» — это «а»?
Гончарова Е.Л.
Для того, чтобы понять речь, изображенную на бумаге письменными знаками, слепоглухой ребенок должен научиться, во-первых, эти знаки различать, а во-вторых — воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Удовольствие от узнавания при чтении слов, обозначающих хорошо знакомые предметы, действия и ситуации — всего того, что связано с его повседневной жизнью, дает первые положительные читательские переживания и ведет к развитию читательского интереса. В статье рассмотрены различные подходы к обучению чтению слепоглухих детей, в частности, система параллельных текстов, разработанная И.А. Соколянским.
Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии
Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
К детям с выраженными нарушениями в развитии обычно относят детей с интеллектуальными нарушениями; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с различными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с ранним детским аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Восприятие и переработка информации. Сопоставление оценок и мнений в общении. Обсуждаем погоду
Королевская Т.К., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.
При выполнении заданий этой части программы, детям будет казаться, что они смотрят вместе с героем телевизор, разговаривают с ним о погоде, играют в «Бюро прогнозов», однако суть их деятельности иная. Они будут учиться описывать одно и то же явление в разных знаковых формах, перекодируя информацию из символов в слова, и из слов в символы, соотносить часть с целым, составляя из фрагментов описаний целостную и непротиворечивую характеристику явления; извлекать из общения нужную информацию.
Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.
«Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.
Представлено теоретическое обоснование смены сложившихся представлений о целях и содержании работы специалиста с ребенком после кохлеарной имплантации. Предметом внимания является точка запуска новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после многоканальной кохлеарной имплантации.
3П-реабилитация: новые профессиональные умения сурдопедагога
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.
В статье показано, что метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ основан на новом понимании субъекта профессиональной деятельности, ее содержания, ориентиров, педагогических средств, критериев оценки достижений. Впервые описаны профессиональные умения, необходимые сурдопедагогу для проведения успешной 3П-реабилитации. Обоснована необходимость пересмотра представлений и умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов психолого-педагогического профиля.
Нарушения в психофизическом развитии детей
Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).