Авторы

Гончарова Е.Л.

36 статей 36 статей
Соавторы публикаций
Ахметзянова А.И.
Бабкина Н.В.
Кантор В.З.
Карабанова О.А.
Китик Е.Е.
Коробейников И.А.
Королевская Т.К.
Красильникова О.А.
Кузьмичева Т.В.
Кукушкина О.И.
Лазуренко С.Б.
Малофеев Н.Н.
Никольская О.С.
Филатова Ю.О.

Институт коррекционной педагогики РАО: наука - практике на рубеже веков

Гончарова Е.Л., Малофеев Н.Н.
За годы своего существования Институт внес весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей умственно отсталых, глухих и слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); детей с комбинированными нарушениями

Специальная психология

Гончарова Е.Л.
Специальная психология - область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых - в особых формах психологического сопровождения.

Как слепоглухой ребенок узнает, что «а» — это «а»?

Гончарова Е.Л.
Для того, чтобы понять речь, изображенную на бумаге письменными знаками, слепоглухой ребенок должен научиться, во-первых, эти знаки различать, а во-вторых — воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Удовольствие от узнавания при чтении слов, обозначающих хорошо знакомые предметы, действия и ситуации — всего того, что связано с его повседневной жизнью, дает первые положительные читательские переживания и ведет к развитию читательского интереса. В статье рассмотрены различные подходы к обучению чтению слепоглухих детей, в частности, система параллельных текстов, разработанная И.А. Соколянским.

Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики

Ахметзянова А.И., Бабкина Н.В., Гончарова Е.Л., Кантор В.З., Коробейников И.А., Красильникова О.А., Кузьмичева Т.В., Кукушкина О.И., Лазуренко С.Б., Филатова Ю.О.
В статье представлены разделы актуального паспорта научной специальности «Коррекционная педагогика» и соответствующая каждому из них проблематика актуальных научных исследований, направленных на продуктивное развитие отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики. Впервые представлена целостная картина актуальных научных исследований, отражающая принципиальную междисциплинарность коррекционной педагогики, задачи трансформации результатов психологических исследований об особенностях развития детей с ОВЗ в собственно педагогические представления об их общих и особых образовательных потребностях, требуемых системах обучения и воспитания.

Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии

Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
К детям с выраженными нарушениями в развитии обычно относят детей с интеллектуальными нарушениями; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с различными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с ранним детским аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Восприятие и переработка информации. Сопоставление оценок и мнений в общении. Обсуждаем погоду

Королевская Т.К., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.
При выполнении заданий этой части программы, детям будет казаться, что они смотрят вместе с героем телевизор, разговаривают с ним о погоде, играют в «Бюро прогнозов», однако суть их деятельности иная. Они будут учиться описывать одно и то же явление в разных знаковых формах, перекодируя информацию из символов в слова, и из слов в символы, соотносить часть с целым, составляя из фрагментов описаний целостную и непротиворечивую характеристику явления; извлекать из общения нужную информацию.

Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.

«Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.
Представлено теоретическое обоснование смены сложившихся представлений о целях и содержании работы специалиста с ребенком после кохлеарной имплантации. Предметом внимания является точка запуска новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после многоканальной кохлеарной имплантации.

3П-реабилитация: новые профессиональные умения сурдопедагога

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.
В статье показано, что метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ основан на новом понимании субъекта профессиональной деятельности, ее содержания, ориентиров, педагогических средств, критериев оценки достижений. Впервые описаны профессиональные умения, необходимые сурдопедагогу для проведения успешной 3П-реабилитации. Обоснована необходимость пересмотра представлений и умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов психолого-педагогического профиля.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности