Авторы

Никольская О.С.

29 статей 29 статей
Соавторы публикаций
Аршатская О.С.
Баенская Е.Р.
Веденина М.Ю.
Гончарова Е.Л.
Карабанова О.А.
Кукушкина О.И.
Малофеев Н.Н.

Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения)

Никольская О.С.
Специальный стандарт начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются неотъемлемой частью государственных стандартов начального школьного образования детей с ОВЗ. Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Изучение проблемы детского аутизма в России

Никольская О.С.
В статье анализируется история клинического и психолого-педагогического изучения аутизма в нашей стране за последние 45 лет. Выделяются этап разработки этой темы преимущественно в русле психиатрии, а также этап медико-психолого-педагогического изучения аутистического развития в НИИ Дефектологии с конца 70-ых годов. Кратко изложена модель аутистического развития как глубокого первазивного расстройства, связанного с нарушением активности и снижением порога аффективного дискомфорта в контактах аутичного ребенка со средой.

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.

Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме

Никольская О.С.
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был выделен американским психиатром Л. Каннером, при том, что описания таких детей и попыток коррекционной работы с ними были известны уже с начала XIX века. Почти в это же время или даже раньше к постановке сходных клинических проблем пришли H. Asperger и С.С. Мнухин. Интенсивное изучение феномена детского аутизма началось именно с работ...

Трудности семьи, воспитывающей подростка с аутизмом

Никольская О.С.
Представлены трудности семьи, воспитывающей подростка с расстройствами аутистического спектра. Близкие такого ребенка даже в благополучных случаях переживают стресс в связи со значительным расхождением его интеллектуального развития и достижениями в социализации. При приближении ребенка к совершеннолетию для его семьи наступает период не менее тяжелый, чем при первой постановке диагноза, и она нуждается в психологической поддержке.

Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи

Никольская О.С.
В статье обсуждаются причины и характер современного кризиса в понимании клинической и психологической специфики расстройств аутистического спектра, все чаще рассматривающихся как конгломерат вариаций, различных по биологическим предпосылкам, проявлению нарушений и требующейся помощи. Анализируются причины трудностей дифференциальной диагностики и формирования целостного представления о нарушениях психического развития при аутизме. Показывается, что обращение к традициям отечественной дефектологии способствует отграничению аутистических расстройств от иных проблем развития, выявлению особой логики аутистического дизонтогенеза и специфики коррекционной помощи при аутизме. Как основной фактор, определяющий целостность и уникальность картины аутистических расстройств, рассматривается патологическое изменение отношений между «аффектом» и «интеллектом», ведущее к системному искажению в развитии психических функций ребенка. Обосновывается необходимость психологической помощи, направленной на нормализацию смысловых основ отношений ребенка с окружением, вне которой усилия по коррекции развития его психических функций не имеют практического значения. В качестве основного условия их нормализации и сближения траектории психического развития ребенка с нормотипической выделяется восстановление и развитие его эмоциональной общности с близким взрослым.

Дифференциация уровней и вариантов

Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.

Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра. Рабочие материалы

Никольская О.С.
Специальные стандарты образования детей с аутизмом должны стать неотъемлемой частью государственных стандартов образования детей с ОВЗ и, соответственно, федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход отвечает Декларации ООН о правах ребенка и Конституции РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование, что возможно лишь при развитии различных взаимодополняющих форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Разрабатываемый раздел специального образовательного стандарта должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с аутизмом.

Особенности психического развития детей с аутизмом

Веденина М.Ю., Никольская О.С.
Если в начале изучения синдрома часто подразумевалось, что лишь неконтактность ребенка мешает ему проявить свою компетентность и реализовать сохранные способности, то в настоящее время, детский аутизм рассматривается как первазивное (всепроникающее) нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка. И сами проблемы контакта таких детей в настоящее время рассматриваются в контексте этой множественной дефицитарности...
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности