Поляков А.М.
Соавторы публикаций
Суеверия и идеалы современной специальной психологии
В статье представлен анализ современных тенденций изменения специальной психологии как научного знания и практикоориентированной отрасли по отношению к исходным ее установкам, заданным культурно-исторической психологией. Текст основан на сопоставлении современных представлений об идеалах изучения детей с отклонениями в развитии и психологической помощи им, с одной стороны, и оригинальной позиции специальной психологии – с другой. Анализ затрагивает основные категории научно-исследовательской и практической деятельности психолога, оказывающего помощь детям с отклонениями в развитии: предмет, используемые методы, понятие психического развития, понимание дихотомии «нормальное – отклоняющееся развитие», психологическая практика. Авторы высказывают озабоченность усиливающейся тенденцией редуцировать картину нормального и аномального психического развития ребенка как сложного и многоуровнего процесса качественного преобразования функциональных органов (систем) социального происхождения к их внешним проявлениям (поведению) или физиологической активности организма (головного мозга).
О предмете специальной психологии
В статье рассматривается проблема предмета специальной психологии. Актуализируется недостаточность собирательных определений ее предмета посредством перечисления категорий изучаемых лиц или типов отклоняющегося развития. Отмечается необходимость обращения к теоретическому фундаменту специальной психологии – культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Специальная психология понимается как отрасль, изучающая законы, закономерности и динамику аномального психического развития, а также условий его исправления. Указывается наличие собственного метода – экспериментально-генетического, который является одновременно исследовательским и практическим. Обосновывается понимание специальной психологии как психологической практики.
Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития
Статья посвящена проблемам психологической диагностики отклонений в развитии у детей. Подчеркивается, что главная задача психологической диагностики – разработка системы практической помощи конкретному ребенку с учетом уникальной картины его развития. С позиций культурно-исторического подхода анализируется понятие и уровни психологического диагноза – симптоматический, функциональный и системный. Отмечается важность опоры в процессе психологической диагностики аномального развития на представления о возрастных нормах и психологической структуре дефекта. Анализируются подходы к дихотомии «нормальное – аномальное развитие». Определяется понятие возрастной нормы как социокультурного эталона. Раскрывается понятие «психологическая структура дефекта». Описаны этапы психологической диагностики аномального развития и применение помощи в процессе ее проведения.
Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации
В статье обсуждаются типичные для школьников с задержкой психического развития проблемы социальной адаптации. Их возникновение связывается с нарушениями построе-ния субъект субъектных отношений и взаимодействия с другими людьми. В качестве ос-новной культурной формы, опосредствующей развитие субъект субъектных отношений и взаимодействия, рассматривается символ. Освоение школьниками с задержкой психическо-го символических форм медиации и развитие символической функции сознания способ-ствует становлению психологических механизмов преодоления проблем субъект-субъектного взаимодействия и предупреждения различных типов социальной дезадаптации. В статье описана программа психологической коррекции развития символической функции созна-ния у школьников с задержкой психического развития и показана ее эффективность для преодоления трудностей субъект-субъектного взаимодействия. Коррекционная программа включает в себя принципы, цель, возрастно-ориентированные задачи, формы и способы помощи. Приводятся результаты формирующего эксперимента (n=24), доказывающего эффективность коррекционной программы.