От редакции / Альманах №11 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №11 "Опыт интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии"

От редакции

В этом выпуске альманаха рассматриваются актуальные проблемы организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с их обычными сверстниками. Здесь показывается, что такая интеграция может быть полезна всем этим детям и является закономерным этапом развития системы образования – выстраивания новых, гораздо более тесных и творческих отношений между массовыми и коррекционными учреждениями и их специалистами.

В открывающей его статье Н.Н.Малофеева стремление интегрировать особых детей в сообщество их обычных сверстников рассматривается как естественное следствие более глобальных и системных процессов принятия нашим сознанием ценностей “открытого гражданского общества”. Автором выделяется общность и различия в развитии процессов интеграции в странах с разным социально-экономическим статусом, анализируются возможности их полноценной реализации в нашей стране.

Рассматривается специфика условий перехода дифференцированной системы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии к их интеграции, складывающаяся в России. Внимание автора останавливается не только на сложных социально-экономических условиях, неразработанности ее законодательной базы, но и на недостаточности усилий направленных на формирование в обществе готовности принять особого человека, на преодоление устоявшегося стереотипа восприятия инвалида - той специальной работы, которая только начинается у нас, но уже 20 лет активно идет в западном сообществе.

Показывается опасность прямого и поверхностного подхода к решению задач интеграции. Необходимость разработки ее разных моделей и организационных форм, позволяющих найти для каждого ребенка свой уровень сложности развивающей социальной среды и обеспечить специальной поддержкой, направленной на удовлетворение его особых образовательных потребностей, иначе интеграция будет формальной и может обернуться для него тяжелой дискриминацией. Таким образом, как указывает автор “смысл интеграции состоит не в том, чтобы противопоставить две образовательные системы – массовую и специальную, а в том, чтобы сблизить их, сделать проницаемыми границы между ними, обогатить общую педагогику достижениями специальной”. Материал подготовлен специально для этого выпуска.

В следующей статье “Система образования нового типа” Н.Н.Малофеев, основываясь на работах, ведущихся в ИКП РАО с 90х годов, показывает, какие тенденции развития системы специального образования, позволяют рассчитывать на такое сближение. Показывается, что специальные образовательные учреждения на этом этапе развития приобретают новую функцию поддержки особого ученика и его обычного педагога в процессе интеграции, таким образом возникают качественно новые формы взаимодействия систем специального и массового образования. Описываются разрабатываемые в Институте формы интеграции, организующейся на базе разных образовательных учреждений и дающих каждому ребенку возможность включиться в этот процесс. Среди них по своим возможностям выделяется принципиально новый тип детских образовательных учреждений – комбинированного типа. Показывается, что именно такие учреждения позволяют каждому особому ребенку получить важную для него специальную поддержку и найти свою необходимую и полезную меру интеграции.

Далее, в статье Н.Н.Малофеева и Н.Д.Шматко конкретизируются разработанные в Институте модели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, которые могут быть реализованы в образовательных учреждениях разного типа: в массовых, специальных, комбинированных. Доказывается, что именно учреждения комбинированного вида обладают максимальными возможностями в подборе для каждого ребенка в соответствии с уровнем его общего и речевого развития той “доли” интеграции, которая будет для него и доступна, и полезна. Она может быть найдена в одной из моделей интеграции: комбинированной, частичной, временной, в воспитании в смешанной группе. Дается характеристика детей, для которых может быть эффективна полная интеграция в условиях массового детского сада или школы, раскрываются возможности получения такими детьми необходимой им коррекционной помощи.

Обобщение уже существующего многолетнего опыта практической работы дает возможность авторам охарактеризовать условия, при которых интеграция полезна для социального развития всех детей - и “особых”, и их “обычных” сверстников. Показывается, как опыт совместной жизни меняет отношение к интеграции и самих специалистов и родителей всех детей, что именно такой опыт в наибольшей степени способствует разрушению стереотипов восприятия инвалида.

В этом выпуске можно ознакомиться с мнением и опытом самих практических специалистов, уже в течение длительного времени активно вовлеченных в процессы образовательной интеграции. Несомненна ценность этого конкретного опыта и живых впечатлений специалистов массовых, специальных и комбинированных учреждений. В этом разделе можно ознакомиться с опытом обучения в “гибких” классах, дающем возможность интеграции детей с ЗПР и неотягощенной умственной отсталостью. Работа в этих учреждениях ведется под руководством специалистов Института.

Приложение к альманаху открывает очень важный для нас материал Е.Л.Гончаровой и О.И.Кукушкиной, определяющий основное условие полноценной интеграции детей с отклонением в развитии в общую образовательную среду – удовлетворение при этом их особых образовательных потребностей, т.е. показывающий необходимость и суть необходимой этим детям специальной поддержки в процессе интеграции.

Далее, в статье “Педагогам массового образования о детях с особыми образовательными потребностями” раскрывается и конкретизируется содержание особых образовательных потребностей разных категорий детей с отклонениями в развитии. В статье использованы материалы книги “Дети с отклонениями в развитии” (сост. Н.Д.Шматко, М., Аквариум, 1997г.), созданной как методическое пособие и адресованной сотрудникам обычных детских садов и школ, где есть дети с нару¬шениями слуха, движений, зрения. Пособие стало важным шагом помощи дефектологов специалистам массовых детских учреждений.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: