Необходимое многообразие картинного материала / Книжное приложение / Альманах №17 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Необходимое многообразие картинного материала

Преимущество компьютерной программы «Лента времени» в сравнении с традиционными средствами обучения состоит в том, что с ее помощью можно составить вместе с ребенком множество дополняющих друг друга картин жизни в фотографиях применительно к каждому сезону и календарному году в целом. Такая работа необходима для предупреждения и преодоления однозначности, ситуативности и стереотипности представлений детей о временах года. Логика подбора материала выстраивается так: от фотографий, отражающих личный опыт ребенка (персональный набор) к картинам жизни того региона, где живет ребенок (региональный набор) и далее к средней полосе России (стандартный набор).

БЛОК I. ЧТО КОГДА БЫВАЕТ?

Персональный набор - фотографии из жизни самого ребенка и его семьи

Задача – дифференцировать и соотносить с календарным временем события своей жизни

Используются фотографии из семейного альбома – те, что не были специально созданы для этой работы. Такие фотографии призваны напомнить ребенку о произошедшем событии, соотнести же его с течением календарного времени ему придется самому.

Программа «Лента времени» предоставляет взрослому возможность использовать до 40 личных фотографий - по 10 для каждой серии. Если их окажется меньше, не стоит беспокоиться. Наберите 10 фотографий, чтобы наполнить хотя бы одну серию упражнений, сделав ее полноценной.

Региональный набор фотографий
Задача – дифференцировать и соотносить с календарным временем картины жизни своего региона (того места, где живет ребенок), выделяя все существенное и опираясь на личный жизненный опыт.

Если регион проживания ребенка существенно отличается по климату от средней полосы России, стандартный набор фотографий уже не подойдет. Для решения поставленной задачи понадобится создать региональный набор, отражающий изменения окружающей действительности на протяжении календарного года в том месте, где живет ребенок.

Создавая региональный набор фотографий (по 10 для каждой из 4 серий), необходимо следовать принципам подбора и усложнения материала, указанным в программе «Лента времени».

Серия 1
На фотографиях города, поселка, местечка, деревни представлены картины жизни региона, при этом ярких, существенных признаков определенного времени года множество, выделить их не так трудно.

Серия 2
Ярких, существенных признаков времени года на фотографиях становится меньше, выделить их чуть труднее.

Серия 3
На фотографиях лишь один яркий существенный признак времени года, он служит единственным ориентиром в соотнесении образа с календарным временем.

Серия 4
Сюжетные фотографии – занятий детей и взрослых, праздники, характерные для данного региона.

Стандартный материал - средняя полоса России
Задача – выявить умение ребенка дифференцировать картины действительности, выделяя все существенное, соотносить с календарным временем, опираясь на личный опыт впечатлений наблюдений и действий в сфере сезонных явлений
Принципы подбора и усложнения материала от серии к серии сохраняются.

Серия 1
Множество существенных, ярких и типичных для каждого сезона признаков

Серия 2
При дифференциации образов и соотнесении с календарным временем ребенок опирается на отдельные яркие признаки.

Серия 3
Опорой для различения образов и их соотнесения с календарным временем служит единственный, но яркий и типичный признак сезона.

Серия 4
Опорой для дифференциации образов служат занятия людей и праздники, связанные с определенными сезонами, месяцами или днями года.

БЛОК II. ЧТО БЫВАЕТ (ЗИМОЙ, ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ)?

Задача: расширить представления ребенка о каждом из четырех времен года

Понадобятся фотографии картин жизни, характерных для разных сезонов года, но, возможно, малознакомых или отсутствующих в его личном опыте. Взрослый подбирает фотографии так, чтобы расширить представления ребенка за счет опыта других людей.

Приведем в качестве примера набор фотографий, введенных в программу «Лента времени» и предназначенных для расширения представлений ребенка о летних картинах жизни. Среди фотографий ребенок увидит ягоды, которые, возможно не пробовал или даже не видел, не столь знакомые растения, птиц, насекомых и др.

Задача: предупреждать появление стереотипных, ограниченных только типичными признаками, представлений о временах года, и начать формировать представления о возможных вариантах картины мира, укладывающихся во временные границы сезона
Принципы подбора сезонных картин жизни: Приведем пример стандартного материала, подобранного по этим принципам.
Весна Осень Индивидуальный набор взрослого

Работа с программой «Лента времени» станет еще более продуктивной и доставит истинное удовольствие ребенку, если взрослый (педагог или воспитатель) решится создать дополнительный набор фотографий, отражающий события его жизни. Дети очень внимательно разглядывают эти фотографии, с радостью берутся угадывать время действия, приводят аргументы, задают вопросы и с особым вниманием слушают рассказы значимого для взрослого.