Преимущество компьютерной программы «Лента времени» в сравнении с традиционными средствами обучения состоит в том, что с ее помощью можно составить вместе с ребенком множество дополняющих друг друга картин жизни в фотографиях применительно к каждому сезону и календарному году в целом. Такая работа необходима для предупреждения и преодоления однозначности, ситуативности и стереотипности представлений детей о временах года. Логика подбора материала выстраивается так: от фотографий, отражающих личный опыт ребенка (персональный набор) к картинам жизни того региона, где живет ребенок (региональный набор) и далее к средней полосе России (стандартный набор).
Блок I. Что когда бывает
Персональный набор - фотографии из жизни самого ребенка и его семьи
Используются фотографии из семейного альбома – те, что не были специально созданы для этой работы. Такие фотографии призваны напомнить ребенку о произошедшем событии, соотнести же его с течением календарного времени ему придется самому.
Программа «Лента времени» предоставляет взрослому возможность использовать до 40 личных фотографий - по 10 для каждой серии. Если их окажется меньше, не стоит беспокоиться. Наберите 10 фотографий, чтобы наполнить хотя бы одну серию упражнений, сделав ее полноценной.
Региональный набор фотографий
Если регион проживания ребенка существенно отличается по климату от средней полосы России, стандартный набор фотографий уже не подойдет. Для решения поставленной задачи понадобится создать региональный набор, отражающий изменения окружающей действительности на протяжении календарного года в том месте, где живет ребенок.
Создавая региональный набор фотографий (по 10 для каждой из 4 серий), необходимо следовать принципам подбора и усложнения материала, указанным в программе «Лента времени».
На фотографиях города, поселка, местечка, деревни представлены картины жизни региона, при этом ярких, существенных признаков определенного времени года множество, выделить их не так трудно.
Ярких, существенных признаков времени года на фотографиях становится меньше, выделить их чуть труднее.
На фотографиях лишь один яркий существенный признак времени года, он служит единственным ориентиром в соотнесении образа с календарным временем.
Сюжетные фотографии – занятий детей и взрослых, праздники, характерные для данного региона.
Стандартный материал - средняя полоса России
Принципы подбора и усложнения материала от серии к серии сохраняются.
Серия 1
Множество существенных, ярких и типичных для каждого сезона признаков
Серия 2
При дифференциации образов и соотнесении с календарным временем ребенок опирается на отдельные яркие признаки.
Серия 3
Опорой для различения образов и их соотнесения с календарным временем служит единственный, но яркий и типичный признак сезона.
Серия 4
Опорой для дифференциации образов служат занятия людей и праздники, связанные с определенными сезонами, месяцами или днями года.
БЛОК II. Что бывает (зимой, весной, летом, осенью)?
Понадобятся фотографии картин жизни, характерных для разных сезонов года, но, возможно, малознакомых или отсутствующих в его личном опыте. Взрослый подбирает фотографии так, чтобы расширить представления ребенка за счет опыта других людей.
Приведем в качестве примера набор фотографий, введенных в программу «Лента времени» и предназначенных для расширения представлений ребенка о летних картинах жизни. Среди фотографий ребенок увидит ягоды, которые, возможно не пробовал или даже не видел, не столь знакомые растения, птиц, насекомых и др.
- типичные (например, «классическая» зима – снежная и морозная);
- редкие (например, оттепель, дождь зимой);
- характерные для межсезонья, их можно в равной мере отнесены к двум смежным сезонам года (поздняя осень – начало зимы; конец зимы – начало весны).
Приведем пример стандартного материала, подобранного по этим принципам.
Весна
Осень
Индивидуальный набор взрослого
Работа с программой «Лента времени» станет еще более продуктивной и доставит истинное удовольствие ребенку, если взрослый (педагог или воспитатель) решится создать дополнительный набор фотографий, отражающий события его жизни.