Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №2
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Ранний возраст

Ранний возраст
Первичные нарушения в развитии (например, нарушение слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к "выпадению" ребенка из социально и культурно обусловленного традиционного образовательного пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с выраженными нарушениями в развитии перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и культурные инструменты решения традиционных образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого "выпадения" ребенка из традиционного образовательного пространства возникают вторичные нарушения в развитии, социальная недостаточность в той или иной степени, вследствие чего возникает объективная потребность в "обходных путях", других способах, инструментах, т.е. - ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для "вращивания в культуру", реализации своего права на наследование социального и культурного опыта человечества.

Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка

Н.Н. Малофеев
Первичные нарушения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из социально и культурно обусловленного традиционного образовательного пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей и способов деятельности.
Читать статью   Ключевые словаправа ребенка, реабилитация средствами образования, система раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции

Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей

Е.А. Стребелева
На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.
Читать статью   Ключевые словасистема раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, скрининговое обследование, дифференциальная диагностика

Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей

Е.А. Стребелева
На современном этапе исследований в области изучения человека, а также многолетней практической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья очевидна необходимость активного взаимодействия всех специалистов, занимающихся ранней диагностикой и ранней коррекцией отклоняющегося развития у детей. Для реализации комплексного подхода в деле помощи проблемным детям и их семьям, взаимопонимание специалистов является центральным вопросом в системе. коррекционного воздействия
Читать статью   Ключевые словадети группы риска, команда специалистов, «центры детства», скрининговое обследование

Особенности раннего психического развития недоношенных детей, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС

М.Э. Бернадская, Л.В. Грачёва, М.И. Фролова
В последние годы в связи со значительными успехами в неонатологии ( в частности в таких ее областях, как реанимация новорожденных, усовершенствование и развитие новых методов выхаживания и т.п.) повысилась выживаемость недоношенных младенцев как с критически низкой массой тела при рождении, с одной стороны, так и с перинатальными поражениями, с другой.
Читать статью   Ключевые словараннее психическое развитие, недоношенность, перинатальное поражение ЦНС, перинатальная энцефалопатия

Проблемы венозной недостаточности у младенцев

Т.Ф. Костина
Клинический метод неврологического исследования в сочетании с диагностическими методами обеспечивает постановку правильного диагноза. Клиническая картина различных форм сосудистых заболеваний головного мозга во многом определяется дисфункцией венозного кровообращения, причем часто течение и исход заболевания зависят именно от венозных нарушений, поэтому их выявление имеет теоретическое и практическое значение.
Читать статью   Ключевые словагипертензионно-гидроцефальный синдром, внутричерепная гипертензия, ЭхоЭГ, дегидратационная терапия

Формирование механизмов слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и при нарушении слуха

З.С. Алиева
Психическая деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Этим определяется необходимость раннего выявления нарушений слуха, проведения аудиолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта. Вместе с тем, применение методов исследования слуха, основанных на регистрации поведенческих реакций у детей раннего возраста, затруднено.
Читать статью   Ключевые словапорог слуховой чувствительности, коротко- и длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы, нейросенсорные нарушения

Педагогический аспект исследования слуха у детей первых 3 лет жизни

Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко
Одним из основных условий успешной реабилитации детей с нарушениями слуха является раннее начало коррекционной работы. Получение достоверных данных о степени и характере снижения слуха в максимально ранние сроки позволяет определить адекватную программу работы по формированию и развитию нарушенной слуховой функции и становлению на основе развивающегося слуха устной речи в условиях широкого использования звукоусиливающей аппаратуры (в первую очередь индивидуальных слуховых аппаратов).
Читать статью   Ключевые словабезусловные ориентировочные реакции на звук, условная двигательная реакция на звук, тугоухость, значительная тугоухость, глухота

Влияние ранней сенсорной депривации на формирование механизмов зрительного восприятия

Л.И. Фильчикова
Зрительное восприятие - сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различение его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание.
Читать статью   Ключевые словабинокулярное зрение, зрительные вызванные потенциалы, подсистемы зрения, ранняя диагностика нарушений зрительного анализатора

Ранняя диагностика умственной отсталости

Е.А. Стребелева
Ранняя диагностика нарушений умственного развития чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Известно, что чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены.
Читать статью   Ключевые словаумственно отсталый ребенок, интеллектуальное развитие, предметная деятельность, ориентировка, целенаправленность в деятельности

К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей

Г.В. Чиркина
Проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи в современной логопедии представлена недостаточно. Большое распространение получили традиционные представления о том, что логопедическое воздействие целесообразно применять в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормативов. Исключение составляют лишь категории детей с врожденными дефектами артикуляционного аппарата, с детским церебральным параличом и другими рано диагностируемыми отклонениями психомоторного развития.
Читать статью   Ключевые слованарушения речи, лингвистическое развитие, психолого-педагогическое наблюдение, нейропсихологическое обследование

Помощь в воспитании ребенка с особенностями эмоционального развития. Младший дошкольный возраст

Е.Р. Баенская
Трудности эмоционального развития детей в раннем возрасте - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, их близкие и воспитатели и психологи дошкольных учреждений, в которые могут попадать такие дети.
Читать статью   Ключевые словаоценка благополучия формирования эмоциональной сферы, аффективная адаптация, эмоциональный возраст, ранний детский аутизм

К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы

Ю.А. Разенкова
Очевидно, что успешность раннего выявления, а, следовательно, и ранней коррекции отклонений в развитии у детей, в значительной степени определяется наличием адекватных этой цели методик, их качеством и надежностью. До начала 90-х годов в отечественной практике для контроля за психомоторным развитием детей первого года жизни использовались только методики, разработанные известными отечественными специалистами (Э.Л.Фрухт и др.).
Читать статью   Ключевые словаметодика диагностики, раннее выявление отклонений в развитии, шкала развития, психомоторное развитие ребенка, ранняя помощь

Анализ данных клинико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, консультированных в Консультативно-диагностическом центре ИКП РАО

З.М. Дунаева, Л.И. Ростягайлова
В КДЦ ИКП РАО с 1994 года были проконсультированы 433 ребенка раннего возраста (от рождения до 3 лет 11 месяцев). По возрастам дети распределялись следующим образом: от 0 до 1 года - 45, от 1 года до 2 лет - 22, от 2 лет до 3 лет - 137, от 3 лет до 3 лет 11 мес. - 229. Из них: мальчиков - 283, девочек - 150.
Читать статью   Ключевые словагипоксическое поражение ЦНС, гипертензионно-гидроцефальный синдром, речевые нарушения, нарушения поведения, комплексное обследование