От редакции / Альманах №22 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №22 "Исследования, опередившие время. Наследие"

От редакции

О.С. Никольская ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Предлагаемый выпуск альманаха содержит работы ведущих сотрудников Институт дефектологии АПН СССР середины прошлого века, создавших основы развития отечественной системы специального образования. Дефектологов в классическом понимании содержания этой специальности – педагогов, врачей, психологов, разрабатывавших комплексный (клинико-психолого-педагогический) подход к исследованиям и помощи детям с проблемами в развитии, чьи профессиональные установки сложились под непосредственным влиянием и в атмосфере развития идей Л.С. Выготского.

Публикуемые статьи являются избранными главами сборника «Основы обучения и воспитания аномальных детей», вышедшего в 1965 году. Многие термины, используемые в этих работах, в настоящее время вышли из употребления. Изменившееся отношение сообщества к детям с проблемами в развитии не позволяет нам сейчас назвать ребенка «аномальным». В современных исследованиях не используются понятия обычные для классических работ, определяющих структуру нарушения психического развития - «первичный» и «вторичный дефект», мы знаем, что у многих вызывает отторжение и само название специальности - «дефектология». Тем не менее, доверяя читателю, мы рассчитываем, что восприниматься будут не «некорректные» слова, а заключенные в них смыслы. Что читатель с самого начала поймет, что для авторов «аномальные дети», это дети с особенностями развития, которые изучаются не только с целью определения проблем и постановки диагнозов, но и, прежде всего, для выявления условий максимальной реализации компенсаторных тенденций и поиска обходных путей социализации.

Мы воспроизводим сейчас эти классические работы, поскольку с отстранением во времени в них легче опускаются вынужденные идеологические пассажи, устаревшие термины, и четче выступают гуманистические основы отечественной дефектологической школы. Работы этих авторов берегут нас от упрощенного механического понимания проблем, и без опоры на то, что сделали они, невозможно развитие современной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Р.М. Боскис в главе «Аномальные дети» дает уникальный и совершенный пример системного подхода к пониманию особенностей развития «аномального ребенка», которые нельзя описать как выпадение отдельных способностей. Где даже степень первичного повреждения, создающего условия нарушения развития оценивается не по «абсолютным шкалам», а качественно, т.е. в соответствии с ролью в затруднении становления психических функций. Где вторичная симптоматика показывает не только возникающие трудности, но и попытки использования ребенком сохранившихся средств. Аномальное развитие рассматривается не как стабильный дефект и даже не как устойчивая структура нарушений, а как динамическое своеобразие, где причина и следствие находятся в постоянном динамическом взаимодействии. И все это не является блестящим, но отвлеченным теоретическим рассуждением, конкретизация этих идей в рассмотрении особенностей развития детей с сенсорными и речевыми нарушениями, детей с умственной отсталостью позволяет нам не только ощутить сопричастность высоким образцам психологической науки, но и лучше понять практические возможности и тонкость необходимой этим детям коррекционной помощи.

В главе «Клиническая характеристика аномальных детей» (авторы М.С. Певзнер, С.С. Ляпидевскиий Л.В. Нейман, А.И. Каплан) представлена клиническая характеристика биологических основ первопричин возникновения аномалий психического развития, так, как она сложилась к середине прошлого столетия. Она основана на анализе взаимодействия множественных факторов патогенеза, включающих этиологию, характер болезненного процесса, его локализацию, распространение и, что подчеркивают авторы, время поражения.

Используя каузально генетический метод, авторы рассматривают действие поражающих факторов в контексте процесса развития нервной системы ребенка, оценивая возможности нарушения становления функций ее высших отделов, формирования нормальных функциональных связей. В этом контексте представлены клинические формы олигофрении, различающиеся по этиологии, патогенезу и, соответственно, прогнозу особенностей нарушения психического развития ребенка, дифференцируемые с травматическим и шизофреническим слабоумием, умственной отсталостью, осложненной эпилептическим процессом. Охарактеризованы церебро-астенические состояния, описана специфика вариантов временных задержек психического развития. Подробно представлена клиника нарушений речевого развития и поражений зрительной и слуховой функций.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: