Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №23
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Детский аутизм: пути понимания и помощи

Детский аутизм: пути понимания и помощи
Мы продолжаем публикацию материалов, освещающих особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра. В этом выпуске собраны статьи, посвященные подростковому и юношескому возрасту. Трудности взросления при РАС представлены и с точки зрения специалистов, и по воспоминаниям самих людей, переживших и во многом справившихся с описываемыми трудностями. Показывается какие сложности переживает в это время семья, воспитывающая такого подростка.

Трудности семьи, воспитывающей подростка с аутизмом

О.С. Никольская
Представлены трудности семьи, воспитывающей подростка с расстройствами аутистического спектра. Близкие такого ребенка даже в благополучных случаях переживают стресс в связи со значительным расхождением его интеллектуального развития и достижениями в социализации. При приближении ребенка к совершеннолетию для его семьи наступает период не менее тяжелый, чем при первой постановке диагноза, и она нуждается в психологической поддержке.
Читать статью   Ключевые словаСемья, аутизм, РДА, расстройства аутистического спектра, эмоциональные нарушения, воспитывающая ребенка с аутизмом, смягчение части проблем, непреходящие трудности, необходимость психологической поддержки семьи

Взгляд на аутизм изнутри: обзор автобиографических очерков

И.А. Костин
В обзоре представлены и проанализированы обширные выдержки из книг, написанных взрослыми людьми с аутизмом о своей жизни, прежде всего о детстве.
Читать статью   Ключевые словаавтобиография, аутизм, страхи, гиперсензитивность, эмоции, взаимодействие, мышление

Психологическая помощь подросткам с аутизмом

И.А. Костин
Статья посвящена методам и задачам индивидуального психологического сопровождения людей подросткового и юношеского возраста, страдающих РАС. Подробно описаны основные направления такого сопровождения, а также особенности взаимодействия, выстраиваемого в этой работе.
Читать статью   Ключевые словаАутизм, РАС, расстройства аутистической сферы, подростки с аутизмом, психокоррекционная помощь, социальные навыки, осмысление, эмоции, отношения.

Опыт использования теста Векслера в индивидуальной работе с подростком, страдающим аутизмом

И.А. Костин
В статье, написанной в жанре «анализа случая», сообщается о тестировании интеллекта 14-летнего аутичного подростка с помощью теста Векслера. Перечисляются те уточнения и небольшие изменения, которые целесообразно внести в процедуры тестирования и оценки результатов при работе с такими испытуемыми. Описываются и анализируются особенности интеллектуального профиля испытуемого, оговариваются возможные ограничения применения профиля, полученного таким образом; даются краткие рекомендации для дальнейшего психокоррекционного сопровождения подростка на основании результатов тестирования.
Читать статью   Ключевые словатест Векслера, расстройства аутистического спектра, интеллектуальный профиль, умственная отсталость, дефицитарность центрального связывания информации.

Дифференцированные подходы в психолого-педагогической помощи подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра

О.С. Никольская
Рассматриваются вопросы психолого-педагогической помощи подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра. Выделяются общие направления, дифференцируются подходы, определяются методы помощи подросткам с аутизмом более успешным в социальном развитии и их менее благополучным сверстникам. Представлен опыт коррекционной работы
Читать статью   Ключевые словаРасстройства аутистического спектра в подростковом и юношеском возрасте, РАС, аутизм, психолого-педагогическая помощь подросту с аутизмом, определение задач и выбор методов

Организация неформального общения подростков и взрослых с последствиями детского аутизма

И.А. Костин
В статье подробно описывается опыт организации групповых встреч («Клуба») для оподросткорв и взрослых людей с аутистическими расстройствами, которые проводятся в Институте коррекционной педагогики в течение многих лет. Анализируется эмоционально-стимулирующее и развивающее воздействие ситуации общения в Клубе на его участников, описываются возможные формы клубной работы и специфика работы ведущих.
Читать статью   Ключевые словаРАС, расстройства аутистического спектра, аутизм, общение, диалог, общие переживания, эмоциональная стимуляция, игра