От редакции / Альманах №24 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №24 "Кохлеарная имплантация: запускающий этап реабилитации"

От редакции

Предлагаемый выпуск Альманаха продолжает публикацию материалов, развивающих тему специальной помощи ребенку после кохлеарной имплантации. Ранее (см. Альманах №21) выделялись ее мультидисциплинарные аспекты, было показано, что обретение ребенком с помощью медицинских технологий возможности слышать само по себе не гарантирует того, что она будет им полноценно использоваться в коммуникации, в речевом развитии, во взаимоотношениях с окружающим миром. Для полноценной реализации достижений высокотехнологичной медицины требуется не совершенствование или модификация традиционных подходов, а выделение новых, до сих пор явно не сформулированных, задач специальной помощи ребенку. Определению этих задач, раскрытию нового, разработанного в ИКП РАО, подхода к реабилитации ребенка с КИ посвящен настоящий выпуск. Задачей коррекционной помощи специалиста и семьи ставится перевод ребенка на путь «нормального» развития, когда слуховое восприятие естественно включается в эмоциональную коммуникацию, и новые слуховые впечатления ребенка осмысляются в процессе совместно-разделенного переживания, становятся для него значимыми и функционально определенными.

В статье О.И. Кукушкиной и Е.Л. Гончаровой «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации» дается теоретическое обоснование смены сложившихся представлений о целях и содержании работы специалиста с ребенком после кохлеарной имплантации. Формулируются основные положения разработанного в Институте коррекционной педагогики подхода к психолого-педагогической реабилитации ребенка с КИ. Решающим в реализации этого подхода становится этап «запуска» новых слуховых возможностей, когда ребенок вновь, но теперь уже на полноценной сенсорной основе, включается в процесс развития ранних форм эмоциональной коммуникации. Понятно, что слуховой и речевой онтогенез рассматриваются при этом не изолированно, а в контексте становления и развития эмоционального взаимодействия ребенка с близкими взрослыми. Авторы подчеркивают, что именно в этом случае ребенок с КИ начинает вести себя в быту как слышащий и осваивать речь в естественной коммуникации, как это происходит у слышащего малыша первых лет жизни. Ориентиры для определения порядка и содержания начальных этапов развития эмоциональной коммуникации и формирования совместно-разделенного переживания представлены здесь в статье Е.Р. Баенской «Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни».

В статье А.И. Сатаевой, ведущего специалиста страны в области психолого-педагогической реабилитации детей с КИ, «Запускающий этап реабилитации ребенка с КИ: четыре сессии работы сурдопедагога» дифференцируются задачи и средства коррекционной помощи ребенку с КИ и его близким в процессе реализации запускающего этапа. Определяются ориентиры вхождения ребенка и его близких в каждый новый этап развития эмоциональной коммуникации, даются признаки его успешного завершения. Процесс коррекционной работы прослеживается от ориентировочной сессии, определяющей возможности вовлечения ребенка в сенсорно полноценное эмоциональное взаимодействие к организации такого взаимодействия ребенка с близкими, к достижению ориентации ребенка на вербальную коммуникацию в эмоционально насыщенном диалоге, к началу спонтанного освоения речи.

В статье специалистов Иркутского Государственного Университета В.Е. Бубаревой, Е.Л. Инденбаум «Характеристика готовности к школьному обучению детей с КИ в зависимости от завершенности «запускающего» этапа реабилитации» представлены результаты сравнительного экспериментально-психологического исследования компонентов психологической готовности к детей с КИ к школьному обучению. Прослеживается, что отсутствие «запускающего» этапа реабилитации детей с КИ ведет к существенным затруднениям развития естественной речи и коммуникации, что определяет недостаточную психологическую готовность к школьному обучению.

В статье М.Р. Хайдарпашич, Е.В. Зельдиной, А.И. Сатаевой «Дети с КИ в школьном возрасте: четыре истории развития» представлены как благополучные варианты развития умело прооперированных детей с КИ, так и неблагополучные. Теперь уже на примере конкретных детских случаев авторы доказывают, что отсутствие реабилитации или незавершенность запускающего этапа реабилитации после КИ делает невозможным развитие ребенка как слышащего и его полноценную социализацию, а выбор нового образовательного маршрута без учета уровня развития ребенка приводит к одиночеству, тяжелым переживаниям, дезинтеграции вместо интеграции. Мы выражаем глубокую признательность мамам и бабушкам детей с КИ за то, что сочли возможным поделиться трудным и бесценным опытом помощи своему ребенку, который так важен всем тем, кто уже решился на операцию, только ожидает ее, испытывает первые радости и трудности перестройки общения со своим ребенком.

Статья «Служба кохлеарной имплантации для детей глухих родителей» (Аннет Леонгардт (AnnetteLeonhardt) Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана) представляет новую для России проблему – вовлечение глухих детей и глухих родителей в имплантацию. Интересно осмысление читателем этого западноевропейского опыта в контексте рассматриваемой в этом Альманахе проблемы проживания ребенком с КИ и его близкими запускающего этапа реабилитации.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями