Альманах №24

От редакции

Предлагаемый выпуск Альманаха продолжает публикацию материалов, развивающих тему специальной помощи ребенку после кохлеарной имплантации. Ранее (см. Альманах №21) выделялись ее мультидисциплинарные аспекты, было показано, что обретение ребенком с помощью медицинских технологий возможности слышать само по себе не гарантирует того, что она будет им полноценно использоваться в коммуникации, в речевом развитии, во взаимоотношениях с окружающим миром. Для полноценной реализации достижений высокотехнологичной медицины требуется не совершенствование или модификация традиционных подходов, а выделение новых, до сих пор явно не сформулированных, задач специальной помощи ребенку. Определению этих задач, раскрытию нового, разработанного в ИКП РАО, подхода к реабилитации ребенка с КИ посвящен настоящий выпуск. Задачей коррекционной помощи специалиста и семьи ставится перевод ребенка на путь «нормального» развития, когда слуховое восприятие естественно включается в эмоциональную коммуникацию, и новые слуховые впечатления ребенка осмысляются в процессе совместно-разделенного переживания, становятся для него значимыми и функционально определенными.

В статье О.И. Кукушкиной и Е.Л. Гончаровой «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации» дается теоретическое обоснование смены сложившихся представлений о целях и содержании работы специалиста с ребенком после кохлеарной имплантации. Формулируются основные положения разработанного в Институте коррекционной педагогики подхода к психолого-педагогической реабилитации ребенка с КИ. Решающим в реализации этого подхода становится этап «запуска» новых слуховых возможностей, когда ребенок вновь, но теперь уже на полноценной сенсорной основе, включается в процесс развития ранних форм эмоциональной коммуникации. Понятно, что слуховой и речевой онтогенез рассматриваются при этом не изолированно, а в контексте становления и развития эмоционального взаимодействия ребенка с близкими взрослыми. Авторы подчеркивают, что именно в этом случае ребенок с КИ начинает вести себя в быту как слышащий и осваивать речь в естественной коммуникации, как это происходит у слышащего малыша первых лет жизни. Ориентиры для определения порядка и содержания начальных этапов развития эмоциональной коммуникации и формирования совместно-разделенного переживания представлены здесь в статье Е.Р. Баенской «Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни».

В статье А.И. Сатаевой, ведущего специалиста страны в области психолого-педагогической реабилитации детей с КИ, «Запускающий этап реабилитации ребенка с КИ: четыре сессии работы сурдопедагога» дифференцируются задачи и средства коррекционной помощи ребенку с КИ и его близким в процессе реализации запускающего этапа. Определяются ориентиры вхождения ребенка и его близких в каждый новый этап развития эмоциональной коммуникации, даются признаки его успешного завершения. Процесс коррекционной работы прослеживается от ориентировочной сессии, определяющей возможности вовлечения ребенка в сенсорно полноценное эмоциональное взаимодействие к организации такого взаимодействия ребенка с близкими, к достижению ориентации ребенка на вербальную коммуникацию в эмоционально насыщенном диалоге, к началу спонтанного освоения речи.

В статье специалистов Иркутского Государственного Университета В.Е. Бубаревой, Е.Л. Инденбаум «Характеристика готовности к школьному обучению детей с КИ в зависимости от завершенности «запускающего» этапа реабилитации» представлены результаты сравнительного экспериментально-психологического исследования компонентов психологической готовности к детей с КИ к школьному обучению. Прослеживается, что отсутствие «запускающего» этапа реабилитации детей с КИ ведет к существенным затруднениям развития естественной речи и коммуникации, что определяет недостаточную психологическую готовность к школьному обучению.

В статье М.Р. Хайдарпашич, Е.В. Зельдиной, А.И. Сатаевой «Дети с КИ в школьном возрасте: четыре истории развития» представлены как благополучные варианты развития умело прооперированных детей с КИ, так и неблагополучные. Теперь уже на примере конкретных детских случаев авторы доказывают, что отсутствие реабилитации или незавершенность запускающего этапа реабилитации после КИ делает невозможным развитие ребенка как слышащего и его полноценную социализацию, а выбор нового образовательного маршрута без учета уровня развития ребенка приводит к одиночеству, тяжелым переживаниям, дезинтеграции вместо интеграции. Мы выражаем глубокую признательность мамам и бабушкам детей с КИ за то, что сочли возможным поделиться трудным и бесценным опытом помощи своему ребенку, который так важен всем тем, кто уже решился на операцию, только ожидает ее, испытывает первые радости и трудности перестройки общения со своим ребенком.

Статья «Служба кохлеарной имплантации для детей глухих родителей» (Аннет Леонгардт (AnnetteLeonhardt) Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана) представляет новую для России проблему – вовлечение глухих детей и глухих родителей в имплантацию. Интересно осмысление читателем этого западноевропейского опыта в контексте рассматриваемой в этом Альманахе проблемы проживания ребенком с КИ и его близкими запускающего этапа реабилитации.

Статьи выпуска:

    «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации

    Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И.

    Читать

    Ключевые слова

    «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации

    Глухие
    оглохшие
    реабилитация
    подход
    нормальный онтогенез
    эмоциональное взаимодействие
    Аннотация

    «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации

    Представлено теоретическое обоснование смены сложившихся представлений о целях и содержании работы специалиста с ребенком после кохлеарной имплантации. Предметом внимания является точка запуска новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после многоканальной кохлеарной имплантации.

    Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни

    Баенская Е.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни

    Раннее аффективное развитие
    эмоциональное заражение
    взаимодействие с матерью
    совместно разделенное переживание
    психическое развитие.
    Аннотация

    Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни

    Дается представление о наиболее ярких феноменах и этапах аффективного развития ребенка первого года жизни, содержание которых рассматривается как последовательное формирование совместно разделенного переживания ребенка с близким взрослым; анализируется значение разделенного переживания в становлении психических функций, в развитии активности и достижений малыша во взаимодействии с окружением.

    Запускающий этап реабилитации ребенка с КИ: четыре сессии работы сурдопедагога

    Сатаева А.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Запускающий этап реабилитации ребенка с КИ: четыре сессии работы сурдопедагога

    Глухие
    оглохшие
    диалог
    полноценная сенсорная основа диалога
    эмоциональное взаимодействие с близкими
    понимание речи
    спонтанное развитие речи
    ребенок с КИ
    кохлеарная имплантация
    Аннотация

    Запускающий этап реабилитации ребенка с КИ: четыре сессии работы сурдопедагога

    Предметом внимания является запускающий этап реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации. Впервые выделены четыре сессии работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации, представлены их задачи, содержание, показатели завершения каждой сессии и этапа в целом.

    Характеристика готовности к школьному обучению детей с КИ в зависимости от завершенности «запускающего» этапа реабилитации

    Инденбаум Е.Л. , Бубарева В.Е.

    Читать

    Ключевые слова

    Характеристика готовности к школьному обучению детей с КИ в зависимости от завершенности «запускающего» этапа реабилитации

    Кохлеарная имплантация
    дошкольники
    психологическая готовность к школьному обучению
    «запускающий» этап реабилитации
    Аннотация

    Характеристика готовности к школьному обучению детей с КИ в зависимости от завершенности «запускающего» этапа реабилитации

    В статье представлены результаты сравнительного экспериментально-психологического исследования компонентов психологической готовности к школьному обучению в зависимости от завершенности детьми с КИ «запускающего» этапа реабилитации. В ходе исследования была подтверждена значимость уровня сформированности речи до потери слуха и длительности глухоты для прохождения «запускающего» этапа реабилитации. Установлено, что если «запускающий» этап реабилитации не выделяется, то у ребенка обнаруживается недостаточная психологическая готовность к школьному обучению, а также существенные затруднения развития естественной речи и коммуникации.

    Дети с КИ в школьном возрасте: четыре истории развития

    Сатаева А.И. , Зельдина Е.В. , Хайдарпашич М.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Дети с КИ в школьном возрасте: четыре истории развития

    Глухота
    тугоухость
    запускающий этап реабилитации
    переход на путь естественного развития коммуникации и речи
    уровень актуального развития
    перспективы сближения с возрастной нормой
    дети с КИ
    кохлеарная имплантация
    Аннотация

    Дети с КИ в школьном возрасте: четыре истории развития

    В статье представлены благополучные и неблагополучные варианты развития детей после кохлеарной имплантации. На примере конкретных детских случаев представлен очень значительный диапазон различий в развитии детей после имплантации: от достижения высокой возрастной нормы и возможности на равных обучаться в обычной школе со слышащими сверстниками до грубого отставания ребенка с КИ не только от возрастной нормы, но и от уровня развития глухих детей того же возраста, находящихся в условиях специального обучения. Показано, что незавершенность запускающего этапа реабилитации после КИ делает невозможным развитие ребенка как слышащего и его полноценную социализацию.

    Служба кохлеарной имплантации для детей глухих родителей

    Леонгардт А.

    Читать

    Ключевые слова

    Служба кохлеарной имплантации для детей глухих родителей

    дети с нарушением слуха
    глухие родители детей с нарушением слуха
    кохлеарная имплантация
    Германия
    пилотное исследование
    Аннотация

    Служба кохлеарной имплантации для детей глухих родителей

    В статье представлено описание опыта работы центров кохлеарной имплантации (КИ) в Германии, а также некоторых результатов пилотного исследования в области изучения пациентов центров КИ, проведенного сотрудниками Мюнхенского университета.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности