Экспериментально-психологический подход к изучению эмоциональной сферы детей 11-13 лет, больных шизофренией / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Экспериментально-психологический подход к изучению эмоциональной сферы детей 11-13 лет, больных шизофренией

Зверева Н.В., Капитонова М.А., отдел клинической психологии ГУ НЦПЗ РАМН, МПСИ (Москва)

Психиатры отмечают своеобразие эмоциональной сферы в детском возрасте при шизофрении и шизофреноформных расстройствах (Башина В.М., Ковалев В.В., Сухарева Г.Е., Вроно М.Ш и др.). Проводились исследования эмоций у детей с РДА (Лебединская К.С., Лебединский В.В., Никольская О.С., Бардышевская М.К.), однако работ по психологическому изучению эмоциональной сферы у детей, больных шизофренией, немного (Назаренко А.Е., Туревская Р.А. Жигэу Е.И.). Проблему исследования составляет анализ соотношения и специфики различных сторон эмоциональной сферы у больных шизофренией детей. Выделены два аспекта для изучения эмоциональной сферы: когнитивный и проективный. Цель - определение методологии и технологии экспериментального изучения особенностей эмоциональной сферы на когнитивном (оценочном) и проективном уровнях.

Задачи:

  1. Сравнение когнитивного аспекта эмоциональной сферы больных шизофренией по сравнению со здоровыми сверстниками (на материале распознавания эмоций по лицевой экспрессии);
  2. Сравнение проективного аспекта эмоциональной сферы в сопоставляемых группах (на материале самоописания);
  3. Сравнение выделенных аспектов эмоциональной сферы у здоровых и больных шизофренией на материале методики «Истории Мэделин Томас» (ИМТ).

Материал. Испытуемые сопоставлялись по критерию «здоровый - больной», обследованы две группы: дети, больные шизофренией (мало и среднепрогредиентное течение) (14 чел. -ЭГ) - экспериментальная группа, и здоровые дети (36 чел.- КГ) – контрольная группа. Испытуемые обследованы индивидуально, больные дети - в период относительной стабилизации душевного состояния. Время обследования - около 30-40 минут.

Методики:

  1. Распознавание эмоций по лицевой экспрессии (по Гамезо М.)
  2. Материалы самоописания («Кто я?», «Какой я», вариант С.Алейниковой)
  3. Истории Мэделин Томас (по Е.Жигэу)

Для оценки достоверности различий использовался t-критерий Стъюдента. Результаты:

  1. Уровень распознавания эмоций по мимике у ЭГ ниже, чем у КГ; процент узнавания положительных эмоций у КГ (72%) больше, чем у ЭГ (55%),при отрицательных эмоциях процентное соотношение не изменяется –КГ (41%), ЭГ (29%) (p<0,05 и p< 0,01)).
  2. Методика «Кто я?» дифференцирует детей ЭГ и КГ по общему числу ответов: средние по ЭГ - 2,3 ответа, КГ -3.9 ответа (p<0,05). Методика «Какой я?» различает группы по количеству эмоциональных ответов: ЭГ -1,4 ответа, КГ-1,9 ответов (p<0,01) и наличию неадекватных ответов (встречаются только у больных).
  3. Методика ИМТ позволяет оценить оба аспекта эмоциональной сферы. Когнитивный аспект: уровень семантического кодирования эмоционального материала (от 1 до 4 по Е.Жигэу) у больных шизофренией ниже, чем у здоровых подростков, по всем предложениям в ЭГ доминирует 3 уровень (в среднем 29%), в КГ - 4 уровень (39%), имеется специфика соотношения уровней и достоверности полученных отличий по различным историям ИМТ (в 3 из 6 историй различия значимы p<0,05, p<0,01). Проективный аспект: повторяемость тематики историй (на основании ответов здоровых детей) в КГ выше, чем в ЭГ (65% и 31% соответственно), дети ЭГ дает меньше повторяющихся ответов, а больше единичных (маловероятных, эгоцентричных и т.п.).

Резюме: проведенное исследование подтверждает адекватность предлагаемого методического подхода к оценке эмоциональной сферы у больных шизофренией 11-13 лет по сравнению со здоровыми сверстниками. Выявлены значимые различия в эмоциональной сфере в сопоставляемых группах как по когнитивному, так и по проективному аспектам.