Эмоциональные расстройства при различных нейропсихологических синдромах в детском возрасте / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Эмоциональные расстройства при различных нейропсихологических синдромах в детском возрасте

Горячева Т.Г., Центр психодиагностики и психокоррекции при ИБП, Российский государственный медицинский университет (Москва)
Султанова А.С., факультет практической психологии Института бизнеса и политики (Москва)

В настоящее время отмечается существенный рост распространенности различных форм отклонений в развитии детей, сопровождающихся эмоциональными расстройствами. Это обусловлено сочетанием социальных и биологических факторов, которые приводят к появлению у ребенка целого комплекса первичных и вторичных нарушений. По нашему мнению, в большинстве случаев в качестве первичного дефекта при нарушении эмоционального развития выступает особая биологическая дефицитарность ребенка, связанная с развитием центральной нервной системы. С целью уточнения этого дефекта мы обратились к анализу данных нейропсихологического диагностического исследования: по методике А.Р. Лурии за период с 2002 по 2005 г. были обследованы 200 детей в возрасте 4-9 лет. Были выявлены три нейропсихологических синдрома, при которых всегда отмечаются те или иные отклонения эмоционального развития детей: синдром функциональной дефицитарности стволовых и подкорковых структур мозга, синдром функциональной недостаточности лобных долей мозга, синдром недостаточного развития межполушарных связей при функциональной недостаточности или доминантности правого полушария.

Наиболее часто регистрирующимся нейропсихологическим синдромом является синдром функциональной дефицитарности субкортикальных структур мозга. Для детей с этим синдромом характерна незрелость эмоциональной сферы, при которой эмоции не выполняют функции регуляции поведения и межличностных отношений, и адаптивные функции эмоций, аффективный контроль больше ориентированы на витальные потребности и потребность в поддержании стереотипных взаимосвязей с окружающей средой. При этом дети могут демонстрировать следующие эмоциональные расстройства: эмоциональная «вязкость», тенденция к образованию зависимостей, невротических привычек и страхов; реже – эмоциональная лабильность, выраженные колебания настроения; раздражительность и агрессивные проявления, негативные эмоции или своеобразная «эмоциональная тупость», тенденция к стереотипному реагированию при необходимости адаптации к новым условиям. Эти расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

При функциональной несформированности правого полушария для детей характерны сниженный фон настроения, повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам; реже встречается другой вариант: нечувствительность в эмоциональных контактах, скупые проявления собственных эмоций. Часто у этих детей отмечается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи. Нередко эти дети образуют неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.). В исследовании также обнаруживается недостаточная дифференциация эмоций, тенденция к выбору негативных эмоций при их распознавании, непонимание юмора в карикатурах.

Незрелость лобных отделов мозга приводит, прежде всего, к нарушению контроля над эмоциями и незрелости высших уровней аффективной сферы. Эти дети капризны, часто проявляют импульсивность, эмоциональную лабильность, агрессию и негативизм, особенно при попытках регламентировать их деятельность. Довольно часто у детей с этим синдромом нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым), снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей, общение является более поверхностным. В связи с этим, у детей изменяется характер общения и часто нарушается социальная адаптация.

Необходимо отметить, что у детей, как правило, наблюдается сочетание описанных синдромов, т. к. дефицитарность одних структур мозга влечет за собой нарушение функциогенеза других областей. Это приводит к ряду трудностей, как в диагностической, так и в коррекционной работе. Данное исследование доказывает необходимость комплексного подхода к коррекции эмоциональных расстройств у детей, с включением методов нейропсихологической коррекции.