Иппотерапия как метод коррекции пространственного восприятия у детей с аутизмом / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Иппотерапия как метод коррекции пространственного восприятия у детей с аутизмом

Еланская В.Д., Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» (Москва)

Метод представляет собой совокупность приемов, в определенной последовательности воздействующих на восприятие пространства с вовлечением различных сенсорных систем в процесс коррекции. Данная последовательность соответствует развитию пространственного восприятия в нормальном онтогенезе. Иппотерапия помогает задействовать все сенсорные системы, и, что не менее важно, создает у детей с аутизмом достаточно сильную мотивацию, а также формирует один из первых видов взаимодействия «действие – реакция – действие».

Работа включает в себя 6 этапов:

  1. работа со схемой тела (на уровне бессознательного), на основе ощущений: тактильных, вестибулярных, проприоцептивных;
  2. развитие сенсомоторных координаций: зрительно- и слухомоторных во фронтальной плоскости без использования дополнительных объектов;
  3. развитие сенсомоторных координаций: зрительно- и слухомоторных с освоением пространства при ротации корпуса на 360 градусов;
  4. введение в работу дополнительных объектов (различных предметов, игрушек и т.д.), увеличение времени фиксации на объекте;
  5. управление лошадью как основа топографических представлений с опорой на дополнительные объекты;
  6. управление лошадью на основе квазипространственных представлений (когнитивных карт).

Данный метод позволяет расширить диапазон реакций ребенка (сенсорных и моторных) и способствует развитию высших психических функций (в частности, формированию речевой функции). Метод нуждается в дальнейшем изучении и подробном описании.