К вопросу об эмоционально-ценностном отношении матери к ребенку раннего возраста с синдромом дауна / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

К вопросу об эмоционально-ценностном отношении матери к ребенку раннего возраста с синдромом дауна

Одинокова Г. Ю., Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

Вопрос о факторах и механизмах формирования материнского отношения и его влиянии на развитие ребенка является особенно актуальным в контексте взаимодействия матери с ребенком, имеющим нарушения в развитии. В Институте Коррекционной педагогики РАО четвертый год продолжаются исследования специфики родительского (материнского) отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна. на базе Центра ранней помощи при Благотворительном фонде «Даунсайд Ап».

Ведущим в структуре материнского отношения (МО), является эмоционально-ценностный компонент, именно он определяет особенности восприятия и понимания ребенка, а также стратегии воспитания и взаимодействия с ним.

Для исследования осознаваемых компонентов родительского отношения, использовались «прямые» вербальные методики: опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Захаровой Е.И.; опросник ПАРИ Е.Шефера (Измерение родительских установок и реакций); тест «Незаконченные предложения» Ариной Г.А. и Айвазян Е.Б., направленный на изучение смысловой стороны материнства.

Для косвенного исследования тех аспектов материнского отношения, содержание которых подвергается действию защитных механизмов, использовались проективные методики, такие как «Цветовой тест отношений» (ЦТО) А.М. Эткинда и модификация теста «Незаконченные предложения».

Для оценки уровня развития общения у ребенка использовалась методика «Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет» (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю., 2002).

В исследовании приняли участие 20 женщин, в возрасте от 24 до 47 лет, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна. Возраст детей - от 4 месяцев до 3 лет. Результаты опросников ПАРИ и ОДРЭВ показали, что материнское отношение к ребенку с синдромом Дауна характеризуется тенденцией к гиперопеке; различий между группами «принимающих» и «отвергающих» матерей не было выявлено.

Тем не менее, результаты косвенного изучения знака эмоционального отношения к ребенку при помощи проективной методики ЦТО, показали, что эмоциональное отношение к ребенку с синдромом Дауна может быть как позитивным, принимающим, так и негативным, отвергающим.

Обнаружена связь между знаком эмоционального отношения к ребенку и некоторыми личностными особенностями матери. Матерям из «принимающей» группы в большей степени присущи целеустремленность, настойчивость и оптимизм.

Оказалось также, что в основе того или иного отношения к хромосомной аномалии лежат разные модели материнства, разные ожидания, адресованные ребенку и себе в материнской роли. Мамы из группы «отвергающих», имеют четкий образ «идеального» ребенка: любознательный, целеустремленный, успешный в учебе - характеристики, касающиеся, в основном, достижений в познавательной сфере. «Принимающие» матери воспринимают «особость» ребенка как «уникальность». Главная задача для них – воспитать в ребенке самостоятельность, активность, умение общаться.

Разные представления о том, каким должен быть ребенок, и о смысле материнства диктуют различные стратегии воспитания. Образ «идеального» ребенка приводит к тому, что усилия, направленные на развитие ребенка, становятся стержнем, организующим всю жизнь матери, а успехи и достижения ребенка – единственным интересом. Такие мамы настойчиво и терпеливо занимаются с ребенком, развивая его интеллектуально, но в игре и обучении они занимают максимально активную позицию, а ребенок – максимально пассивную. «Принимающие» матери, у которых нет четких представлений о том, каким должен быть ребенок, с любопытством относятся ко всему, что делает их малыш, с радостью фиксируют его самые незначительные достижения, помогают ему проявить свои способности и индивидуальность, занимаясь его досугом.. Дети таких матерей - более активны, инициативны. В то же время действия по абилитации ребенка не становятся самоцелью.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Ситуация рождения ребенка синдромом Дауна не является единственным фактором, определяющим знак эмоционального отношения к ребенку. Эмоциональное отношение к ребенку не осознается и выявляется только с помощью проективных методов. Декларируемое материнское отношение является схожим у всех матерей.
  2. Все матери, воспитывающие ребенка раннего возраста с синдромом Дауна, испытывают состояние скрытой тревоги и отличаются эмоциональной нестабильностью. «Принимающие» матери отличаются большей целеустремленностью и активной жизненной позицией.
  3. Обнаружена взаимосвязь между знаком эмоционального отношения к ребенку и ценностным содержанием материнства: для «принимающих» матерей смысл материнства состоит в заботе о ребенке и его личностном благополучии, а для «отвергающих» матерей основной является роль наставника и педагога, а в ребенке главное – соответствие определенному идеальному образу, заданному опытом воспитания здорового ребенка.
  4. Полученные результаты, несмотря на свой предварительный характер, позволяют наметить область феноменов, в которой следует искать факторы риска неблагоприятного развития детско-родительского взаимодействия, и могут быть использованы в практической работе с женщинами, воспитывающими детей раннего возраста с синдромом Дауна.

Литература:

  1. Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В. «Любовь по правилам и без» или Особые ли матери у особых детей?! // Дошкольное воспитание. 2005, №9, с.51-63
  2. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. Дис.канд. психол. наук. М., 1987.
  3. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия, 1997, №1, с. 67-76.
  4. Сергеева И.А. Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна / Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми
  5. потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003 г. / Сост. Ю.А.Разенкова, Е.Б.Айвазян. 2003, с.370-375
  6. Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983.
  7. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977