Оценка эмоциональных состояний подростков с нарушениями зрения / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Оценка эмоциональных состояний подростков с нарушениями зрения

Гусейнова С.В., Коновалова М.Д., Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского (Саратов)

Вопросы эмоционального развития при нарушениях зрения относительно недавно стали предметом изучения в отечественной тифлопсихологии. А.Г. Литвак отмечал, что эмоционально-волевая сфера психики слепых является наименее исследованной в тифлопсихологии, при этом имеющиеся данные свидетельствовали о значительных изменениях в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания либо астении, либо повышенной раздражительности, возбудимости. По данным зарубежных исследований среди детей и подростков с нарушениями зрения наблюдается значительно больше детей с нарушениями в эмоциональной сфере, чем среди нормально видящих детей. Становление эмоциональной сферы в условиях зрительной депривации представляет сложный и противоречивый процесс. В работах Л.И. Солнцевой, И.Г. Корниловой, Е.А. Морозовой и др. указывается, что у подростков с нарушенным зрением проявляются специфические эмоциональные состояния, связанные с осознанием собственного дефекта, которые оказывают негативное влияние на формирование образа Я и протекание собственно кризисной стадии подросткового периода. В неблагоприятных случаях эти состояния приобретают форму устойчивой аффективно-коммуникативной дезадаптации.

В практике оказания психологической помощи подросткам с нарушениями зрения важным аспектом является оперативная экспресс-диагностика эмоциональных состояний и оценка глубины имеющихся нарушений. Е.А. Морозовой показана возможность использования для этих целей методики САН. Однако получение достоверной информации об эмоциональном состоянии подростка на основе самооценивания, по нашему мнению, является проблематичным. Подростки еще не обладают в достаточной степени дифференцированными представлениями о себе.

В исследованиях эмоциональных состояний широко применяется цветовой тест М. Люшера, при этом использование его в тифлопсихологии остается дискуссионным в связи с наличием цветоаномалий в зрительном восприятии лиц с нарушениями зрения.

Для того чтобы выявить возможности опросника САН и цветового теста М. Люшера нами была проведена сравнительная диагностика эмоциональных состояний слабовидящих подростков с использованием обеих методик.

В результате полученные данные по опроснику САН (средние оценки по группе 52 – 59 баллов) свидетельствуют о достаточно благоприятном фоне самочувствия, активности и настроения у обследованных нами подростков. Вычисленные по цветовому тесту М. Люшера средние показатели суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО = 14,5) и вегетативного коэффициента (ВК = 1,6) также находятся в зоне оптимальных средних значений. Однако на фоне внешнего благополучия нами были установлены различия между мальчиками и девочками, свидетельствующие о разных нервно-психических затратах, используемых для поддержания этого благополучия. Так в подгруппе мальчиков-подростков преобладающая установка на активную деятельность подкрепляется соответствующим энергетическим потенциалом, и при условии достаточного интереса они могут успешно выдерживать напряжение. У девочек-подростков также достаточно сил и ресурсов для поддержания работоспособности в пределах средних предъявляемых к ним требований, в случае необходимости они могут преодолевать усталость волевым усилием, после чего обычно наблюдается значительный спад работоспособности. Однако со стрессовыми ситуациями девочки справляются в целом успешнее, чем мальчики, проявляя целесообразную активность в принятии решений. Мальчики более склонны к возбуждению и импульсивности, снижению самоконтроля, необдуманным поступкам в сложных непредсказуемых условиях. Были выявлены подростки, около 15% от всех обследованных, которые переживают острые негативные состояния или находятся на грани нервно-психического истощения и нуждаются в срочной психологической помощи.

Таким образом, проведенное нами обследование слабовидящих подростков показало возможность применения различных психодиагностических средств для экспресс-диагностики их эмоциональных состояний, а также выявило существующие различия в механизмах поддержания эмоциональных состояний между мальчиками и девочками. Полученные нами данные будут использоваться для оказания психологической поддержки нуждающимся подросткам, а также будут уточняться в ходе дальнейших исследований.