Опыт онтогенетически-ориентированного анализа проявлений эмоционально-ценностного отношения к себе у детей с нарушениями развития / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Опыт онтогенетически-ориентированного анализа проявлений эмоционально-ценностного отношения к себе у детей с нарушениями развития

Зеленина Н. Ю., кафедра специальной педагогики и психологии ПГПУ (Пермь)

В последние годы в специальной психологии и педагогике возрастает количество исследований, посвященных изучению внутреннего мира ребенка с нарушениями развития

Имеющиеся к настоящему времени в дефектологии исследования охватывают различные аспекты внутреннего мира детей, имеющих нарушения развития. При изучении личности особое внимание уделялось проблеме межличностных отношений (Грибанова Г.В., Коробейников И.А., Афанасьева Н.Н., Васильева Е.Н, Варянен В.А., Даргевичене Л.И., Коломинский Н. Л.), степени осознанности личностных качеств других и своих (Горожанкина Р.И.) и направленности личности (Поперечная Л. Н., Гольдовская Г. И., Карвялис В. Ю., Сарсенбаева Л.). Влияние различных факторов на развитие личности ребенка с нарушениями развития изучали Певзнер М.С., Лебединская К.С., Дульнев Г. М., Мамайчук И.И, Пяткова Г.В. Особый интерес представляют работы авторов на собственном опыте представляющих процесс личностного становления (Скороходова О.И.; Суворов А.). В исследованиях посвященных изучению самосознания изучалась самооценка детей (Рубинштейн С.Я., Пинский Б.И., Гаурилюс А.И., Петрова В.Г., Прилепская Т.Н., Белопольская Н.Л.); уровень притязаний (Рубинштейн С.Я., Коломинский Н.Л., Викулова Л. В.); образа Я (Кожалиева Ч.Б., Дмитриева Е.Е., Плаксина Л.И.); Я-концепция (Гаурилюс А.И.), а также формирование представлений о себе (Стребелева Е.А., Хайртдинова Л.Ф.). Новые подходы к пониманию сущности и структуры аффективной сферы реализуются в работах Никольской О.С. и Баенской Е.Р. Имеющийся экспериментальный материал об особенностях внутреннего мира детей с нарушениями развития находит отражение в проектировании нового содержания специального образования детей с особыми образовательными потребностями (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.), используется при разработке специальных разделов, поддерживающих социально-эмоциональное развитие ребенка в новых программах для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений (Плаксина Л.И., Стребелева Е.А.).

Несмотря на то, что во всех традиционных разделах дефектологии сделаны определенные шаги в изучении внутреннего мира ребенка, многие важные для понимания этой области аспекты еще не стали предметом специального изучения. Одной из таких областей в «пространстве» внутреннего мира ребенка является отношение к себе (самоотношение) - область, «находящаяся» на пересечении «области переживаний» человека и «области самосознания».

О важности изучения этой области внутреннего мира убедительно свидетельствуют исследования, проведенные в общей, детской и возрастной психологии. На примере развитых форм самоотношения описана сложная структура отношения к себе, показано его значение в формировании активной жизненной позиции, направленности личности на самовыражение и самореализацию (Леонтьев А. Н., Пантелеев С.Р., Столин В.В., Чеснокова И.И., Сарджвеладзе Н.И.).

В возрастной психологии получены убедительные данные о том, что отношение к себе у детей развивается на протяжении раннего и дошкольного возраста, а возникновение устойчивого положительного отношения к себе является ценным достижением онтогенеза, появляется в связи с кризисом 7 лет и играет важную роль в формировании внутренней позиции ребенка.

Хотя к проблеме самоотношения в дефектологических исследованиях обращались в контексте изучения личности и межличностных отношений, самосознания и осознания собственного дефекта, специальная психология еще не располагает данными о времени появления и условиях развития устойчивого положительного отношения к себе у детей с нарушениями развития, его структуре, доминирующих в сознании ребенка «я-переживаний», их модальности; о методах экспериментального изучения самоотношения детей с нарушениями развития.

Учитывая актуальность указанных вопросов для теории и практики специальной психологии мы начали их разработку с выявления теоретических оснований и методических подходов к онтогенетически-ориентированному анализу проявлений эмоционально-ценностного отношения к себе у детей с различными нарушениями развития.

На основе анализа литературных источников (Выготский Л.С, Лисина М.И., Кошелева А.Д., Авдеева Н.Н., Шакуров Р.Х, Мухина В.С., Божович Л.И., Запорожец А.В. Щур В.Г., Силвестру А.И. Мещерякова С.Ю.) мы выделили доминирующие в каждом возрасте переживания, проявления эмоционально-ценностного отношения к себе, построили шкалу развития отношения к себе у детей в первые семь лет жизни, отобрали методики для экспериментального изучения проявлений отношения к себе у дошкольников, которые, по нашему мнению, можно было бы использовать при изучении детей с различными отклонениями в развитии.

В пилотном экспериментальном исследовании приняли участи 95 детей: дети с нарушениями интеллекта, дети с нарушениями зрения (слабовидящие), дети с нарушениями слуха (слабослышащие), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и с задержкой психического развития.

Материалы экспериментального исследования позволили нам:

Таким образом, на основе результатов, полученных нами в пилотном эксперименте, нам удалось описать особенности становления устойчивого отношения к себе у детей с нарушениями в развитии. В структуре самосознания определена степень сформированности основных звеньев самосознания, выделены доминирующие в сознании детей переживания. Полученные данные сопоставлены с построенной на основе анализа литературы шкалой развития эмоционально-ценностного отношения к себе в дошкольном возрасте.