Кохлеарные импланты нового поколения / Альманах №30 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №30 "Кохлеарная имплантация. Какая реабилитация нужна ребенку после КИ?"

Кохлеарные импланты нового поколения

В.В. Бахшинян  Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезировани, Москва

Кохлеарная имплантация (КИ) — стремительно развивающийся современный метод помощи лицам с глубоким нарушением слуха. С появлением первого многоканального кохлеарного импланта создатели не перестают технически совершенствовать систему кохлеарного импланта, внедряют в нее новейшие технологические разработки, стремясь к максимально естественному звучанию (Clark GM., Tong YC, Martin LF; Eisen MD; Таварткиладзе Г.А. и др.).

От качества самого устройства, успешно проведенной хирургической операции по вживлению кохлеарного импланта и его корректных настроек зависит эффективность дальнейшей ЗП-реабилитации (Кукушкина О.И., Гончарова Е.А., Сатаева А.И.). Для совершенствования процесса реабилитации производители дополняют систему кохлеарного устройства новыми функциями, крайне полезными для специалистов разных профилей (хирургов, сурдологов, сурдопедагогов и др.), работающих с семьями детей с КИ. Оценивая влияние кохлеарной имплантации на здоровье и качество жизни человека, специалисты задаются вопросами: «Насколько совершенным является слуховое восприятие, предоставляемое устройством?», «Насколько надежен имплант той или иной фирмы?», «Насколько удобен в настройке звуковой процессор?». В то же время родители, на плечи которых ложится основная задача по реабилитации собственного ребенка, крайне заинтересованы не только в качестве кохлеарного импланта и его функциональности, но и в возможности использовать максимально незаметное устройство для окружающих людей.

В качестве примера мы представляем последние разработки пионера кохлеарной имплантации — компании Cochlear — флагмана линейки речевых процессоров Nucleus 6, который был зарегистрирован в конце 2016 года, и будет использоваться в нашей стране в ближайшие несколько лет.

Несмотря на название, Nucleus 6 представляет собой девятое по счету поколение речевых процессоров систем кохлеарной имплантации Cochlear. На мировом рынке он появился в 2013 году и сразу завоевал популярность не только среди пользователей системы КИ, но и у специалистов. Речевой процессор Nucleus 6 разработан на базе импланта Profile и совместим со всеми имплантами Cochlear последних десятилетий. Результаты использования данного импланта в течение трех лет показывают, что его надежность составляет 99.94% 1, что является рекордом в отрасли производства КИ.

Рисунок 1.

картинка

Следует отметить, что начинка речевого процессора — чип, в пять раз мощнее речевого процессора предыдущего поколения. Такая мощная платформа позволила производителю впервые применить новый алгоритм обработки звука SmartSoundiQ. SmartSoundiQ — это интеллектуальные технологии обработки звука в процессоре Nucleus 6. Для родителей маленьких детей это настоящая находка — разнообразные программы, более совершенные алгоритмы обработки речи и фильтрации шума и, самое полезное — программа SCAN. По статистике, всего около 20% взрослых пользователей привыкли переключать программы процессора в зависимости от акустического воздействия окружающей обстановки. Дети же и вовсе не могут этого сделать — и в течение дня, когда родителей нет рядом (в детском саду, в кружке, в гостях у родственников), — могут внезапно оказаться в неадекватных для слухового восприятия условиях. Программа SCAN сканирует окружающую среду, автоматически подстраивается к ней, улучшает разборчивость речи в затрудненных условиях восприятия, когда приходится слушать в шумной обстановке, во время одновременного разговора нескольких человек или воспринимать речь, доносящуюся из разных направлений, или же при разговоре по мобильному телефону. Именно такие ситуации постоянно возникают в школе, в университете, в офисе, в кафе, в магазине, на работе в коллективе. Для преодоления подобных трудностей создатели Nucleus 6 выпустили процессор в двух конфигурациях — с гнездом для проводных аксессуаров (CP910) и без (CP920) и в 2015 году дополнили совместимыми с данным речевым процессором беспроводными аксессуарами. Сегодня пользователь Nucleus 6 имеет богатый ассортимент беспроводных устройств: мини-микрофон, телефонную гарнитуру и ТВ-стример, которые помогают лучше слышать говорящего в условиях шума и на расстоянии, говорить по телефону, слушать музыку и смотреть телевидение. Эти устройства компактны, стильно выглядят и используют протокол Bluetooth. Особую ценность данные аксессуары приобретают для подростков с КИ в социальном плане. Активное использование аксессуаров в обычной жизни пациента с КИ вызывает особый интерес у сверстников, а технические «навороты» становятся привлекательным предметом внимания и приятным поводом для общения с друзьями и одноклассниками. В какой-то степени это снимает психологические барьеры в общении с окружающими и позволяет подростку с КИ чувствовать себя наравне со всеми.

Для полноценной жизни создатели системы разрабатывают и такие дополнительные устройства, которые вызывают особую радость у родителей детей с КИ. Одним из таких ценных дополнений является аксессуар Aqua+ (со специальной катушкой и чехлом), который позволяет пациенту с КИ купаться, нырять и даже заниматься подводным плаванием (дайвингом), сохраняя при этом качество звучания в воде. И теперь ребенок с КИ может играть на пляже, плескаться и брызгаться, бегать по воде с братьями или сестрами точно так же, как это делают слышащие дети. Система КИ является постоянным спутником жизни пациента, и потому производители стремятся снять все ограничения в их полноценной социализации.

Рисунок 2.

картинка

Следует отметить, что производители Nucleus 6 позаботились не только о пациентах, но и о специалистах, работающих с семьями детей с КИ. Для них был разработан важный и удобный для работы интерфейс — журнал данных (data logging). Система Nucleus 6 анализирует параметры окружающей обстановки, время пребывания пациента в ней, записывает их и в ходе настройки речевого процессора демонстрирует эти данные сурдологу и сурдопедагогу. Так, в дневнике данных отмечается: сколько часов в день ребенок носил процессор, сколько раз спадала катушка, сколько времени ребенок проводил в речевой среде, сопровождалась ли данная обстановка фоновой музыкой, находился ли ребенок преимущественно в шумной или в тихой обстановке. Такой анализ позволяет выявить скрытые причины низкой эффективности реабилитации пациентов после КИ, которые нередко кроются в недостаточном взаимодействии близких с ребенком после операции. Подробный анализ с визуальным подтверждением данных дает возможность специалистам аргументированно обсуждать с родителями недостаток их общения с ребенком и связанные с этим течение и сроки реабилитации, прогнозировать ее динамику и результативность, быть убедительными в требовании изменить ситуацию взаимодействия со своим ребенком.

Подводя первые итоги, следует сказать, что сегодня именно Nucleus 6 является флагманом линейки речевых процессоров компании Cochlear. Это подтверждают и первые исследования (International Journal of Audiology 2). При сравнении показателей восприятия речи в разных акустических условиях при использовании Nucleus 6 и предыдущих поколений процессоров результаты клинического сравнения однозначно указывают на преимущества последнего.

Уникальная «начинка» Nucleus 6 содержится в еще одном процессоре — Kanso, который располагается на голове в отдалении от уха — и практически незаметен для окружающих. На рынке кохлеарных систем речевой процессор Kanso появился в 2016 году и был предназначен для людей старшего возраста.

В отличие от прежних моделей речевых процессоров, Kanso не крепится на ухе, он удерживается на голове с помощью магнита, при этом использует все последние, технологии Cochlear: SmartSound IQ и SCAN — распознавание звуковой ситуации и подстройка под неё. Система обрабатывает звуки окружающей среды и «понимает», в какой акустической ситуации находится пользователь: разговаривает ли носитель Kanso с другом в шумной компании или дома в тишине, слушает ли звуки музыки или находится на улице в ветреную погоду, наслаждается ли прогулкой в сосновом лесу, — он будет слышать именно те звуки, которые важны в конкретной ситуации. Дополнительным преимуществом является использование двух микрофонов, которые позволяют слышать чище и понимать, откуда идёт звук. Они, в сочетании с технологией SCAN, позволяют в 80,3% распознавать речь в шумной обстановке. Эти данные представлены на диаграмме №1:

Диаграмма 1.

картинка

Kanso можно использовать со всеми беспроводными аксессуарами Cochlear: беспроводные микрофоны для лучшего проведения звука на расстоянии, например, в аудитории; телефонная клипса для беспроводного общения по мобильному телефону; ТВ передатчик для удобного просмотра телевизора или прослушивания радио. Для Kanso был также произведен аквааксессуар Аква+, который позволяет плавать и наслаждаться общением во время купания, как это делают слышащие люди.

В Kanso есть всего одна кнопка, которая отвечает за включение и выключение процессора. Носитель включает устройство и забывает про него, всё остальное процессор выполняет сам.

Главное преимущество Kanso — его незаметность. Во-первых, он маленький — всего 40,9 мм в диаметре, поэтому окружающие могут и не обратить на него внимания, во-вторых Kanso весит 13,9 г, так что его не ощущает сам носитель.

Kanso выпускается в восьми цветах — можно подобрать такой цвет, который будет максимально замаскирован под волосами:

Рисунок 3.

картинка

Рисунок 4.

картинка

Итак, передовые технологии, применяемые в системах КИ, предназначены для пациентов разного возраста и являются не просто полезными для них, но и ценными с точки зрения приобретения ими той степени свободы, которая характерна для слышащего человека в обычной социальной жизни. Системы КИ последнего поколения, такие как речевой процессор Nucleus 6, позволяют снять с пользователя практически все ограничения, сделать жизнь пациентов с КИ максимально комфортной, качественной, насыщенной, интересной, и обеспечить им естественное и полноценное общение с окружающими людьми.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Бахшинян, В.В.  Кохлеарные импланты нового поколения [Электронный ресурс] / В.В. Бахшинян // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. –  Альманах №30. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/cochlear-implants-the-new-generation
Список литературы
  1. Clark, G.M. Cochlear Implants: Fundamentals and Applications/Springer- Verlag New York, Inc. 2003 p: 654-706
  2. Clinical evaluation of the Nucleus® 6 cochlear implant system: Performance improvements with SmartSoundiQ. Stefan J Mauger, Chris D Warren, Michelle R Knight, Michael Goorevich&EstiNel
  3. Cochlear Nucleus Implant Reliability Report, Volume 15, January 2017.
  4. Dowell R.C., Dawson P.W., Dettman S.J., et. al. 1991. Multichannel cochlear implantation in children. A summary of current work at the University of Melbourne. American Journal of Otology 12 (suppl): 137-143.
  5. Edwards L.C. Children with cochlear implants and complex needs: A review of outcome research and psychological practice: Journal of Deaf Studies and Deaf Education Vol 12(3) Sum 2007, 258-268.
  6. Eisen MD. History of the cochlear implant. In: Waltzman SB, Roland JT Jr, eds. Cochlear implants. 2nd ed. New York: Thieme; 2006.
  7. Гойхбург М.В., Бахшинян В.В., Таварткиладзе Г.А. Эффективность реабилитации после билатеральной кохлеарной имплантации. - Вестник оториноларингологии. 2014;(2): 26-28.
  8. Кукушкина, О.И. Гончарова, Е.Л. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2016. – Вып.№24. – Электрон. ст.- URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/%C2%ABtochka-zapuska%C2%BB-novyix-sluxovyix-vozmozhnostej-i-spontannogo-razvitiya-rechi-rebenka-posle-koxlearnoj-implantaczi
  9. Кукушкина, О.И., Гончарова Е.Л. Подход к реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации [Текст] / Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 44-52.
  10. Сатаева А.И., Бахшинян В.В. Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка: аудиолог и сурдопедагог [Электронный ресурс] / А.И. Сатаева, В.В. Бахшинян // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. – Альманах №21. – Электрон. ст. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/etap-podklyucheniya-rechevogo-proczessora,-ego-pervichnaya-nastrojka-audiolog-i-surdopedagog
  11. Сатаева, А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации [Текст] / Сатаева А.И. // Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 50-62.
  12. Таварткиладзе, Г.А. Руководство по клинической аудиологии. - М.: Медицина; 2013.- 404 с.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.