От редакции / Альманах №32 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №32 "Ранняя помощь: от исследований к практике"

От редакции

Выпуск Альманаха посвящен вопросам психолого-педагогической помощи близким детей с ОВЗ в овладении способами коммуникации, отвечающей их особым потребностям. Понятно, насколько такая помощь важна для детей раннего возраста, когда создание условий развивающего взаимодействия особенно значимо для прогноза развития. Создание таких условий, в первую очередь, связано с преодолением трудностей формирования первой ведущей деятельности ребенка – его непосредственно-эмоционального общения с близким взрослым. В качестве метода выявления и преодоления специфических трудностей развития общения ребенка с близким человеком предлагается разработанный и апробированный в цикле исследований авторов этого номера метод экспертного анализа видеоматериалов, фиксирующих ситуации естественного и специально организованного взаимодействия матери и ребенка. Его методологической основой являются отечественные традиции понимания закономерностей психического развития ребенка, работы М.И. Лисиной, раскрывающие генезис общения в младенческом и раннем возрастах. Также демонстрируются возможности применения анализа видеоматериалов взаимодействия матери и ребенка для обучения матерей детей с ОВЗ специальным коммуникативным умениям.

Статья А.В. Серкиной «Возможности использования метода видео-наблюдения в решении исследовательских и прикладных задач ранней помощи» знакомит с историей развития и современным использованием метода наблюдения в изучении общения ребенка раннего возраста с близкими взрослыми. Показывается, что и в настоящее время он является основным в оценке взаимодействия матери и ребенка первых лет жизни. Представлены возможности этого метода в решении исследовательских и практических задач специальной психологии и коррекционной педагогики.

Коллектив авторов (Е.Б. Айвазян Е.Б., Т.П. Кудрина, Г.Ю. Одинокова, Е.В. Орлова, Ю.А. Разенкова) представляет статью «Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий». Она знакомит читателя с экспериментально апробированными процедурами сбора, обработки и анализа видеоматериалов взаимодействия детей с близкими взрослым в естественной ситуации общения. Дается система параметров качественного и количественного анализа и оценки пространственно-временных, процессуальных и содержательных характеристик коммуникации. Показывается, что разработанная методика позволяет оценить коммуникативные действия взрослого в соответствии с условиями, необходимыми для развития общения у ребенка, что особенно важно для детей с ОВЗ, выделить коммуникативные действия взрослого способствующие и препятствующие развитию общения у ребенка. Применение на практике разработанного методического инструментария позволяет обоснованно определять задачи ранней коррекционной помощи детям и их семьям в развитии коммуникации.

Статья Ю.А. Разенковой и Е.Б. Айвазян «Варианты развития общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями здоровья» знакомит с результатами цикла исследований, направленных на выявление трудностей взаимодействия ребенка раннего возраста с близким взрослым, выполненных с применением методического инструментария, представленного в предыдущей статье. Сравнительное исследование коммуникации детей с ОВЗ, первичный дефект которых не связан с проблемами социально-эмоциональной сферы (тяжелые нарушения зрения, синдром Дауна, органическое поражение ЦНС) позволило авторам выделить общие трудности социального развития детей, выявить закономерности возникновения вторичных отклонений в развитии общения и определить роль взрослого в этом процессе. Показывается, что во многом они обусловлены несоответствием содержания и форм коммуникативного поведения взрослого возможностям и потребностям ребенка. В соответствии с этим ставятся задачи, определяется направление и содержание коррекционной работы – обосновывается необходимость изменения коммуникативного поведения близких взрослых для обеспечения условий продуктивного развития общения и психического развития ребенка в целом.

Известно, что последствия перинатальной патологии, в том числе органическое поражение центральной нервной системы являются одной из основных причин последующей инвалидизации ребенка.

В работе Е.В. Орловой «Анализ коммуникативных инициатив матери ребенка второго года жизни с органическим поражением центральной нервной системы», также использующей представленную в этом номере методику работы с видеоматериалами, выявляется связь трудностей детей в общении с некоторыми характеристиками коммуникативного поведения взрослого. Показывается, что не соответствие материнского поведения потребностям и возможностям детей во взаимодействии не только мешает созданию условий для развития коммуникативной и познавательной активности ребенка, но и может блокировать ее. Показывается также, что выделение особенностей материнского поведения затрудняющих развитие коммуникации, открывает перспективы коррекционной помощи семьям, воспитывающим таких детей.

В статье Г.Ю. Одиноковой «Особенности коммуникативного поведения детей второго-третьего года жизни с синдромом Дауна и трудности его интерпретации близким взрослым» описаны и проанализированы особенности коммуникативного поведения детей раннего возраста с синдромом Дауна, затрудняющие развитие их общения с близким взрослым и являющиеся предвестниками возникающих впоследствии поведенческих трудностей и препятствий для обучения. Представлены типы «отклоняющихся» коммуникативных действий ребенка, неблагоприятно влияющих на разворачивание взаимодействия. Показывается, что анализ видеоматериалов позволяет выявить характерные затруднения близких в интерпретации коммуникативного поведения детей и что сложности, которые испытывают взрослые с пониманием намерений и возможностей детей, могут рассматриваться как причины возникновения протестных и провокативных реакций, амбивалентности и отказа ребенка от общения.

А.В. Серкиной в статье «Взаимодействие воспитателей с детьми-сиротами с тяжелыми множественными нарушениями развития вне ситуации ухода за ними» анализируются особенности взаимодействия воспитателей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Выделяются благоприятные и неблагоприятные паттерны взаимодействия воспитателей с детьми, показывается необходимость специального обучения, направленного на повышение чувствительности взрослых к исходно непростым для считывания проявлениям инициатив ребенка с особенностями развития, формирование компетентности в подборе содержания и темпа общения.

Т.П. Кудрина в статье «Формирование специальных коммуникативных умений у матерей слепых младенцев с опорой на анализ видеоматериалов» обосновывает необходимость и формулирует основные принципы специальной педагогической работы по формированию у матерей детей с ОВЗ особых коммуникативных умений. В соответствии с идеями П.Я. Гальперина, акцент в педагогической работе делается на формировании ориентировочной основы коммуникативного поведения - системы критериев позволяющих взрослому анализировать процесс взаимодействия и оценивать взаимосвязанные изменения собственного поведения и поведения ребенка. На примере обучения матерей недоношенных слепых детей показано, как овладение ориентировочной основой коммуникативного поведения трансформируется в реальные действия матери по выбору позиции, формы, дистанции общения, способствует нахождению наиболее эффективных приемов стимуляции активности ребенка.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: