Альманах №33

От редакции

Представляемый читателям выпуск Альманаха посвящен анализу многолетнего опыта разработки и внедрения системы ранней комплексной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в региональное образовательное пространство. На протяжении последних 25 лет сотрудниками Института коррекционной педагогики (ИКП РАО) созданы методы ранней (с первого года жизни) психолого-педагогической профилактики инвалидизации детей с различными вариантами ограничений здоровья, выявлены реабилитационные эффекты внедрения разработанной в ИКП РАО системы ранней комплексной помощи семьям, получены значимые результаты.

Дети с ОВЗ и инвалидностью к 3 годам:

  • в 30 % случаев – приближаются к норме;
  • в 60 % – значительно улучшают показатели развития;
  • в 10 % – показывают некоторое улучшение в развитии при тяжелых и множественных нарушениях.

Дети с ОВЗ к 7 годам:

  • в 50-55 % способны к обучению по 1 варианту ФГОС (в условиях инклюзивного образования).

Показан значительный социальный эффект.

Родители детей с ОВЗ и инвалидностью:

  • в 90-95 % случаев показывают рост компетентности в вопросах воспитания, образования и реабилитации своего ребенка;
  • в 30-35 % снижается число детей-сирот, родителей детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии воспитывают детей в семье.

В ходе многолетних исследований разработаны методы ранней психолого-педагогической диагностики детей: выявление нарушений слуха, зрения, речи, раннего неблагополучия в эмоциональной сфере, задержек в психомоторном развитии и в формировании тяжелых множественных нарушений развития, а также методы ранней комплексной помощи детям с нарушениями развития и воспитывающим их семьям.

Создана базовая регионально-муниципальная модель ранней психолого-педагогической помощи семьям детей группы риска, детям с ОВЗ, детям-инвалидам.

Разработаны и изданы комплекты методических материалов для родителей детей раннего возраста и программы повышения квалификации специалистов психолого-педагогического профиля в области ранней психолого-педагогической диагностики, коррекции и профилактики инвалидизации детей с ОВЗ.

При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на этапе 2000–2008 гг. было проведено пилотное внедрение ранней комплексной помощи в образовательное пространство ряда регионов страны: Самарской области, Республики Марий Эл, Красноярского края, Калининградской области. Отдельные элементы системы ранней помощи были апробированы на базе организаций образования Новгородской области, г. Москвы, г. Новосибирска, Курской области и др. Апробирован механизм программно-целевого подхода при решении задач по запуску и развитию целостных регионально-муниципальных систем ранней помощи в образовательном пространстве Самарской области и Республики Марий Эл; модели и регламенты межведомственного взаимодействия как на уровне отдельных регионов, так и на межмуниципальном уровне; нормативно-правовое и ресурсное обеспечение.

В практике пилотных регионов полностью подтвердилась эффективность ранней профилактики инвалидизации детей, достигнутая в исследовательской работе: 30 % детей к возрасту 3-4 лет достигли возрастной нормы; 68 % детей значительно улучшили основные показатели развития к возрасту 3-4 лет; 94 % семей отметили возросшую родительскую компетентность в вопросах воспитания, образования и реабилитации ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Принципиально важно, что значительно снизились показатели по отказу семей от воспитания ребенка-инвалида.

В связи с этим в 2014 году в ИКП РАО начата разработка более широкого Проекта «Создание системы непрерывного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с раннего детства», цель которого – внедрение в регионах Российской Федерации модели ранней комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью с привлечением негосударственных поставщиков услуг ранней помощи. Для реализации Проекта было разработано методическое и технологическое обеспечение диагностического, профилактического и коррекционного процессов в системе ранней помощи, включая консультативную, информационно-просветительскую, методическую, психологическую и психотерапевтическую помощь семьям детей с ОВЗ и инвалидностью; разработаны варианты маршрута сопровождения семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Дополнена компонентом, связанным с развитием негосударственного сектора, ранее созданная базовая регионально-муниципальная модель ранней комплексной помощи.

При поддержке «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) в 2015-2017 гг. Проект начал осуществляться в нескольких регионах Российской Федерации – Омской области, Республике Саха (Якутия), Новгородской области, Самарской области, Республике Марий Эл и других регионах. Предполагается, что в Омской области и Республике Саха (Якутия) будет создана как государственная и муниципальная сети поставщиков услуг в области ранней помощи, так и негосударственная сеть. Новгородская и Самарская области, Республика Марий Эл в основном сосредоточат свое внимание на достройке негосударственной сети услуг в области ранней комплексной помощи и на развитии системы межведомственного взаимодействия.

Планируется, что к 2020 г. запуск Проекта состоится уже в 15 регионах страны. Его реализация позволит: увеличить число детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях по основным образовательным программам; создать негосударственный сектор услуг в области ранней помощи, увеличив число привлеченных негосударственных (немуниципальных) организаций к решению проблемы ранней помощи семье ребенка с ОВЗ и инвалидностью на 10 % по сравнению с государственными организациями; позволит снизить число социальных сирот из числа детей с ОВЗ и инвалидностью.

Статьи сотрудников ИКП РАО, организаторов образования, практиков и исследователей, работающих в регионах, представляют опыт внедрения ранней комплексной помощи семьям детей с проблемами в развитии в систему регионального образования. Обсуждаются структура потребностей семей, воспитывающих детей раннего возраста в разных регионах России, практика прохождения начальных этапов и направления развития регионально-муниципальной моделей ранней помощи, их возможные региональные особенности. Особое внимание уделено вопросам развития межведомственного взаимодействия. Представленные материалы будут полезны в первую очередь организаторам образования, а также специалистам-практикам.

Статьи выпуска:

    Регионально-муниципальная модель ранней помощи

    Разенкова Ю.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Регионально-муниципальная модель ранней помощи

    ранняя помощь
    модель ранней помощи
    регионально-муниципальная модель ранней помощи
    вертикальная структура модели
    горизонтальная структура модели
    дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
    Аннотация

    Регионально-муниципальная модель ранней помощи

    В материалах статьи представлена базовая регионально-муниципальная модель ранней помощи, спроектированная на основе анализа развития практики ранней помощи в образовательном пространстве Самарской области и Республики Марий Эл, и внедренная в образовании Омской области и Республики Саха (Якутия). Описаны вертикальная и горизонтальная структуры модели.

    Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи

    Разенкова Ю.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи

    ранняя помощь
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    ОВЗ
    межведомственное взаимодействие
    структурно-функциональная модель межведомственного взаимодействия
    Аннотация

    Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи

    В материалах статьи представлено обоснование системы межведомственного взаимодействия и социального партнерства службы ранней помощи с организациями различных ведомств в целях адекватной поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дано описание структурно-функциональной модели взаимодействия организаций, оказывающих услуги ранней помощи, с учреждениями систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения и негосударственными (немуниципальными) организациями.

    Структура потребностей семей с детьми первых трех лет жизни в различных регионах Российской Федерации

    Кудрина Т.П. , Айвазян Е.Б.

    Читать

    Ключевые слова

    Структура потребностей семей с детьми первых трех лет жизни в различных регионах Российской Федерации

    ранняя помощь
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    структура потребности семьи ребенка первых лет жизни
    удовлетворенные потребности
    неудовлетворенные и актуальные потребности
    Аннотация

    Структура потребностей семей с детьми первых трех лет жизни в различных регионах Российской Федерации

    В статье представлены данные исследования потребностей 1340 семей, воспитывающих как нормально развивающихся детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья первых трех лет жизни, проведенного в нескольких регионах Российской Федерации. Результаты изучения структуры потребностей семей, их значимости и удовлетворенности, дают богатый материал для анализа, прогноза и проектирования системы ранней помощи в регионах.

    Реализация базовой модели ранней помощи в Самарской области

    Шитикова Е.А. , Антонова З.П.

    Читать

    Ключевые слова

    Реализация базовой модели ранней помощи в Самарской области

    ранняя помощь
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья; региональная модель ранней помощи в Самарской области; образовательное пространство Самарской области
    Аннотация

    Реализация базовой модели ранней помощи в Самарской области

    В материалах статьи описаны основные тенденции начального этапа становления системы ранней помощи в Самарской области. Представлена вариативная регионально-территориальная система ранней помощи, сложившаяся в образовательном пространстве региона к настоящему времени, учитывающая особенности и условия Самарской области. Показаны основные направления дальнейшего развития ранней помощи, связанные с отработкой механизмов межведомственного взаимодействия и создания сети негосударственных (немуниципальных) поставщиков услуг в области ранней помощи.

    Особенности реализации базовой модели ранней помощи в Республике Марий Эл

    Салакина О.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Особенности реализации базовой модели ранней помощи в Республике Марий Эл

    ранняя помощь
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    ОВЗ
    семья с детьми с ограниченными возможностями здоровья
    межведомственное взаимодействие
    модель регионально-муниципальной системы ранней помощи
    Аннотация

    Особенности реализации базовой модели ранней помощи в Республике Марий Эл

    В статье представлен начальный этап становления системы ранней помощи в Республике Марий Эл, связанный с проектированием вариативной регионально-территориальной модели ранней помощи, механизмов межведомственного взаимодействия различных организаций. Показана роль программно-целевого управления образованием для развития ранней помощи в регионе.

    Реализация базовой модели ранней помощи в Омской области

    Орлова Е.В. , Марьенкина О.В. , Артемова И.Г.

    Читать

    Ключевые слова

    Реализация базовой модели ранней помощи в Омской области

    ранняя помощь
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    семья с детьми с ограниченными возможностями здоровья
    вариативная модель региональной системы ранней помощи
    служба ранней помощи
    консультативно-диагностический пункт
    Аннотация

    Реализация базовой модели ранней помощи в Омской области

    В материалах статьи представлена вариативная модель региональной системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы основные трудности и перспективы развития системы ранней помощи в Омской области. Описаны механизмы сетевого и межведомственного взаимодействия в решении проблемы комплексного сопровождения семьи в системе ранней помощи, с использованием вариативных организационных форм, включая ресурсы негосударственного поставщика услуг в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью с раннего детства.

    Практика построения системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия)

    Петрова А.Ф.

    Читать

    Ключевые слова

    Практика построения системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия)

    ранняя помощь
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    семья с детьми с ограниченными возможностями здоровья
    план развития системы ранней помощи
    Аннотация

    Практика построения системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия)

    В материалах статьи обсуждаются возможные пути развития системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия). Представлены основные тенденции начального этапа становления системы ранней помощи в Республике. Обсуждается план мероприятий по развитию системы ранней помощи в республике на ближайшие годы.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности