Выпуски

Инклюзия

Альманах №34 · Выпуск третий · 2018 год

Альманах №34. Инклюзия
«Декларация безграничных прав, не подкрепленная возможностями государства и согласием общества, влечёт за собой опасность подмены реальной инклюзии формальным перемещением ребёнка в массовую школу, что не только не улучшает, но и ухудшает его положение. Качественная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми образовательными потребностями» - эта цитата Н.Н.Малофеева обобщает концепты всех материалов номера. Исследования, практики и научные теории, представленные читателю, подтверждают необходимость комплексного диагностического мониторинга и в дальнейшем дифференцированного подхода к интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство.

От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями

Малофеев Н.Н.
Декларация безграничных прав, не подкрепленная возможностями государства и согласием общества, влечёт за собой опасность подмены реальной инклюзии формальным перемещением ребёнка в массовую школу, что не только не улучшает, но и ухудшает его положение. Качественная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми образовательными потребностями. В статье представлен краткий обзор концепций организации образования детей с особыми образовательными потребностями в разных странах.
Ключевые слова

От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями

интеграция
специальная школа
инклюзия
стандарты
образовательный маршрут

Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации

Бабкина Н.В.
В статье обсуждается реально существующая проблема выбора оптимальных образовательных маршрутов для крайне неоднородной категории детей с задержкой психического развития. Показано, что выбор инклюзивной формы образования должен основываться на определении варианта психического развития ребенка к началу школьного обучения и его образовательных потребностей. Представлена совокупность условий, которые должны быть созданы для ребенка с ЗПР в начальный период школьного обучения в условиях инклюзии; определено основное содержание специальной помощи в системе психологического сопровождения.
Ключевые слова

Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации

младшие школьники с ЗПР
вариант развития
особые образовательные потребности
образовательный маршрут
инклюзивное образование
психолого-педагогическое сопровождение

Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании

Вильшанская А.Д.
Представлен опыт образовательного учреждения в оценке достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР, дифференциации условий при организации проверочных и аттестационных работ, оформлении «Индивидуального профиля обучающегося», а также в организация диагностического мониторинга.
Ключевые слова

Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании

ЗПР
мониторинг
диагностика
оценка
дифференциация
специальные образовательные потребности
коррекционная работа

Инклюзивное обучение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: к вопросу о выборе образовательного маршрута

Абкович А.Я.
Статья посвящена результатам исследования, направленного на выявление особых образовательных потребностей и организацию специальных условий для детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе инклюзивного обучения. Автором представлена рабочая типология обучающихся с двигательными нарушениями, разработанная на основе дифференциации потребности младших школьников в создании специальных условий обучения. В статье затрагиваются вопросы выбора оптимального образовательного маршрута для ребенка с НОДА и подчеркивается актуальность данной проблемы в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и широким распространением инклюзивных процессов.
Ключевые слова

Инклюзивное обучение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: к вопросу о выборе образовательного маршрута

интеграция
инвалид
начальная школа
НОДА
ДЦП
диагностика
коррекция
психофизическое развитие
особые образовательные потребности
образовательный маршрут

Психолого-педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребенка с расстройством аутистического спектра

Никольская О.С.
В статье анализируются трудности психолого-педагогического обследования ребенка с аутизмом, в силу которых выбор его образовательного маршрута может делаться лишь на основе клинического заключения. Показывается, что клинические диагнозы при расстройствах аутистического спектра (РАС) объединяют детей с разными образовательными потребностями и не могут служить единственным основанием решения этого вопроса. Предлагаются методы психологического обследования позволяющие качественно характеризовать проблемы ребенка с аутизмом и оценить тяжесть выявленных нарушений развития.
Ключевые слова

Психолого-педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребенка с расстройством аутистического спектра

ребенок с аутизмом
расстройства аутистического спектра
особые образовательные потребности
выбор образовательного маршрута
РАС
МКБ-10
ПМПК

Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции

Шаргородская Л.В.
В статье рассматриваются специальные образовательные условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальных классах массовой школы, разработанные в рамках создания динамической модели интеграции. Представлены методы и технологии, отвечающие особым образовательным потребностям таких детей на начальном этапе обучения.
Ключевые слова

Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции

дети с расстройствами аутистического спектра
динамическая модель интеграции
специальные образовательные условия обучения в начальной школе
особые образовательные потребности
адаптированная образовательная программа

Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации

Борисова Н.В. , Хотылева Т.Ю. , Розенблюм С.А.
В статье дается описание реально действующей модели инклюзивного обучения детей с ОВЗ, в основном, с РАС, в государственной общеобразовательной школе, потенциально способных освоить общеобразовательную программу при создании адекватных их индивидуальным потребностям специальных условий. Формулируются требования, необходимые для успешной реализации инклюзии, и тот ресурс, который инклюзия дает школе при грамотной организации процесса
Ключевые слова

Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации

инклюзивное образование
психолого-педагогическое сопровождение
поведенческий
нейропсихологический
эмоционально-смысловой подход
разноуровневое обучение
индивидуальный учебный план

Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС

Костин И.А.
В статье затрагивается проблема поддержания такой социальной среды, которая смягчает волевые нарушения, типичные при аутистических расстройствах и во взрослом возрасте. Среди признаков такой развивающей социальной среды называется, в частности, настойчивое введение в жизнь правил диалогического взаимодействия.
Ключевые слова

Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС

РАС
волевые процессы
социальная среда
диалогическое взаимодействие

Инклюзия: как распознать ребенка с речевыми нарушениями по его письменной работе?

Китик Е.Е.
Статья посвящена вопросу обучения детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзии и предлагает учителям общеобразовательных школ разобраться в трудностях, с которыми сталкиваются такие дети в процессе освоения письма и чтения. Понимая природу ошибок, допускаемых детьми с речевыми нарушениями на письме и при чтении, учитель сможет правильно оценить свою роль в обучении такого ребенка и помочь ему, установив эффективное взаимодействие с логопедом. Именно поэтому особое внимание в статье уделяется рассмотрению специфических ошибок таких детей, возникающих при освоении чтения и письма, показано, как они связаны с развитием устной речи, и как отличить их от ошибок, обычно допускаемых детьми, начинающими осваивать письменную речь. Статья будет полезна и родителям, дети которых имеют речевые нарушения и собираются обучаться, или уже обучаются, в общеобразовательной школе.
Ключевые слова

Инклюзия: как распознать ребенка с речевыми нарушениями по его письменной работе?

инклюзия
устная и письменная речь
общее недоразвитие речи
фонетико-фонематическое недоразвитие речи
нарушения письменной речи
дисграфия
дислексия
акустический
артикуляционный
фонематический анализ и синтез
оптический
фонематический слух
лексический
грамматический

Слепой ребенок в окружении зрячих взрослых: как общаться, сопровождать, помогать

Кудрина Т.П.
В настоящее время у семьи, в которой воспитывается слепой ребенок, появилось право выбора образовательной организации: обучение возможно как в специализированной школе, так и в общеобразовательной. ФГОС НОО не исключает возможности получения слепым ребенком цензового образования по варианту 3.1, но в том случае, если для обучающегося созданы условия, отвечающие его особым образовательным потребностям. Перед педагогами массовых школ встают сложные задачи организации среды и выбора специальных метдов обучения слепых детей. Однако прежде чем организовывать образовательный процесс, педагогам в первую очередь необходимо усвоить некоторые «жизненные компетенции» – правила взаимодействия со слепым ребенком: узнать, как общаться; как сопровождать слепого ребенка; как помогать ему в различных ситуациях, не препятствуя его активности и самостоятельности. В статье представлены рекомендации педагогам, которым предстоит принять в класс слепого обучающегося.
Ключевые слова

Слепой ребенок в окружении зрячих взрослых: как общаться, сопровождать, помогать

образовательная организация
слепой школьник
общение
сопровождение
особые образовательные потребности
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности