Слепой ребенок в окружении зрячих взрослых: как общаться, сопровождать, помогать / Альманах №34 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №34 "Инклюзия"

Слепой ребенок в окружении зрячих взрослых: как общаться, сопровождать, помогать

Т.П. Кудрина ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Развитие системы образования на современном этапе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаться совместно со сверстниками без ограничений здоровья 1. В последнее время все больше слепых детей приходят получать образование в школы, где обучаются их зрячие сверстники. Готово ли образовательное учреждение к появлению в его стенах особого ученика? Готовы ли зрячие взрослые к взаимодействию с ребенком, имеющим зрительную недостаточность? Могут ли они создать для слепого ребенка такие условия, в которых он сможет проявлять такую же активность в деятельности, как и его зрячие сверстники?

Людям, имеющим зрительный опыт восприятия окружающего, достаточно сложно представить, как можно без зрительного контроля совершать действия, ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир. Поэтому большинство зрячих взрослых испытывают трудности при взаимодействии со слепыми детьми.

Что должен знать и чему должен научиться зрячий взрослый, чтобы помогать слепому ребенку? Во-первых, общаться со слепым ребёнком и согласованно взаимодействовать с ним, учитывая особенности его восприятия. Во-вторых, научиться способам сопровождения при перемещениях в пространстве и таким приемам помощи слепому школьнику, чтобы своими действиями не ограничивать его самостоятельности.

Существуют некоторые правила, которые помогут организовать взрослому своё поведение с учётом возможностей и особенностей восприятия слепого ребёнка.

Общаться со слепым ребенком следует на близком расстоянии лицом к лицу. Желательно, чтобы лица находились на одном уровне, – так ребенку будет легче понять направленность действий взрослого. Такое расположение является аналогом взгляда «глаза в глаза». Начинать беседу следует с обращения к ребенку по имени. Убедитесь, что ребенок понял ваше намерение: он стоит к вам лицом, слушает вас, не отворачивается и не отходит. Если он не следует этим правилам, уместно напоминать ему о них 2.

Разговаривайте с ребёнком не слишком громко, ваша речь должна быть выразительной, чёткой, неторопливой. Соблюдайте паузы и следите за интонацией. Если вы разговариваете с ребёнком в присутствии одного из родителей или сопровождающего, то не следует избирать их в качестве посредников, обращайтесь непосредственно к ученику.

Необходимо предупреждать ребенка о своих намерениях или своем приближении. Нельзя молча подходить к слепому ребёнку, брать его за руку или прикасаться к нему без предупреждения. Это можно сделать, сопровождая свои действия обращённой к ребёнку речью. Он будет ориентироваться не только на смысл слов, но и на отражённый звук, который поможет ему определить направление движений взрослого, а также расстояние до него.

Ребёнка следует предупредить, если к нему кто-либо приближается: сообщить, кто подходит и с какой стороны, чтобы он мог повернуться лицом к этому человеку и был готов к общению.

При встрече взрослому следует первому приветствовать ребёнка, назвать своё имя. Слепому школьнику сложно запомнить голоса большого количества людей, поэтому взрослым необходимо называть себя по имени, пока ученик не начнет узнавать конкретных людей по их голосам. В случае длительного перерыва в общении ребёнок может забыть голос взрослого, и потому уместно напомнить своё имя. Могут не называть себя по имени люди, которые постоянно общаются с ребенком, голоса которых хорошо ему знакомы 3.

Общаясь со слепым ребёнком, следует регулярно использовать слова и выражения, основанные на зрительных впечатлениях, объясняя их значение доступными сравнениями. Даже если у ребёнка нет цветоощущения, он может представить цвет, опираясь на свой чувственный опыт. Например, голубой цвет может ассоциироваться с холодной водой. Так же необходимо объяснять слепому ребёнку значение выразительных жестов, сопровождающих речь зрячих людей. Это можно сделать на словах, но, если есть возможность, лучше показать приемом совместных действий. Например, сказать: «Твой одноклассник Саша кивает головой в знак согласия с твоим мнением», или показать, как сопроводить разговорную фразу «Как здорово получилось! Вот!» (собранной в кулак кистью руки с выставленным вверх большим пальцем) 4.

В общении со слепым ребенком необходимо использовать общеупотребительные слова, связанные с процессом зрительного восприятия: посмотри, рассмотри, погляди, вижу. При обследовании предмета следует говорить: посмотри; обследуй; рассмотри, что это; узнай, что это.

Для узнавания окружающих его людей, слепой ребенок может использовать не только слух, но и обоняние, он может ощущать запахи, характерные для каждого человека. Если взрослый регулярно пользуется, например, одним и тем же мылом или духами, их запах может стать его опознавательным знаком. Слепой ребенок быстрее запомнит и впоследствии будет легче узнавать этого взрослого по характерному аромату. Важно обращать внимание ребёнка на запахи, особенно при знакомстве, пояснив их происхождение (Мои руки пахнут мылом с арбузным ароматом). Это не вполне уместно при общении со взрослыми слепыми, но для детей такая информация необходима 5.

При наличии остаточного зрения слепой ребенок сможет определять местонахождение взрослого или следить за его передвижением, если взрослый одет в яркую одежду или имеет деталь гардероба (например, шарф, шаль, платок), контрастирующую с окружающим пространством 6.

Необходимо рассказывать слепому ребенку, что происходит вокруг с другими людьми, объяснять происхождение заинтересовавших его звуков. С каждым звуком у слепого ребёнка может быть связан конкретный образ предмета или действия. Описывать окружающее надо точно, лаконично, опираясь на те ощущения, которые доступны и понятны слепому ребёнку. Однако не следует беспрестанно комментировать происходящее, важно дозировать количество транслируемой ребёнку информации, выбирая только самую существенную, учитывая его потребность в ней и возможность её понять. Слова взрослого не должны «зашумлять» естественные звуки, которые сопровождают действие. Необходимо дать ребенку их услышать, предварительно предупредив: «Отодвигают стол от окна... (пауза в речи, звук движения). Теперь можно подойти к окну. Стол справа от окна, в углу комнаты».

Крайне важно рассказывать слепому школьнику о внешнем виде окружающих, особенно одноклассников, отмечая интересные детали (У Пети сегодня на руке новые часы. У Маши другая причёска, она заплела косу, завязала пышный бант. У Кати новые туфли с каблучком, ты услышишь, когда она будет проходить мимо). С дозволения одноклассников и соблюдая этические нормы, слепой ребёнок при желании может прикоснуться к отмеченным деталям. Если нет возможности прикоснуться, то необходимо тактично описать внешность и одежду того, к кому слепой школьник проявил интерес. При описании следует называть цвета и их оттенки, качество и свойства материала (струящийся, блестящий, глянцевый и проч.).

Необходимо давать слепому ученику возможность прикасаться ко всему, что его окружает, если предметы не несут в себе потенциальной опасности. Для него очень важна информация, которую он получает от прикосновений руками или другими частями тела к предмету. Через тактильные ощущения во время прикосновений, через действия по обследованию предмета слепой ребёнок получает больше информации, чем тогда, когда взрослый описывает словами предмет или действие с ним. Трогать, прикасаться, брать в руки — это для слепого то же самое, что для зрячего рассматривание. При этом важно точно и конкретно называть предмет или его часть в момент прикосновения к нему руки ребенка.

Если на парту кладется предмет, необходимо точно обозначать его местонахождение, используя систему координат «от ребенка» (в правом верхнем углу, посередине, и т.д.). Точность указания места положения предмета необходима, чтобы при совершении поисковых движений слепой ребенок не смахнул на пол этот предмет, а уверенно взял его в руки. Если какой-либо предмет дали слепому ребенку в руки, то его необходимо предупредить, куда этот предмет можно положить или кому вернуть.

Когда слепой ребёнок осваивает или осуществляет какое-либо действие, он ориентируется на чёткую последовательность движений, которую необходимо поддерживать 7. Во время совершения совместных действий взрослому не следует суетиться и торопиться. Для выполнения действий слепому ребёнку требуется в два, а порой и в четыре раза больше времени, чем зрячему. Его необходимо заранее предупредить о предстоящем деле (Через несколько минут, как только уберём книги на полку, будем переодеваться на физкультуру), выделить для этого больше времени, начать подготовку заранее.

Часто слепому ребенку требуется помощь взрослого при перемещении в пространстве. Сопровождая слепого ребенка, не следует его тянуть за собой, держа за руку, или, придерживая сзади, а также не следует толкать впереди себя. Важно помнить, что он такой же активный участник процесса, как и взрослый, а не перемещаемый в пространстве предмет. Правильно совместно передвигаться достаточно сложно, этому надо учиться не только ребёнку, но и взрослому 8.

Следует предупреждать слепого школьника, что вы готовы его сопровождать. «Приглашением» к перемещению может служить словесное обращение и прикосновение тыльной стороной кисти к руке ребёнка (к кисти, локтю, плечу), так взрослый даёт сигнал, что его можно взять за руку и начать движение. Сопровождающий должен быть справа, т.е. с той стороны, где при движении обычно встречается больше препятствий. Пусть ребёнок сам придерживает выпрямленную в локте и опущенную руку взрослого и идёт рядом, отставая на полшага. О препятствиях или изменениях рельефа (спусках, бордюрах, ступеньках, входах и выходах из помещений, узких пространствах) необходимо заранее информировать ребенка, предупреждением может служить замедление шага. Повороты, смена направления осуществляются под прямым углом — строго налево или строго направо, так как перемещение по дуге затрудняет ориентировку в пространстве. Следует избегать резких движений и неожиданных остановок. По ступенькам необходимо подниматься и спускаться строго перпендикулярно, так же перпендикулярно преодолевать любое препятствие, например, бордюр 9.

При необходимости ненадолго отойти от ребенка, даже в том случае, если он останется в поле вашего зрения, следует предупредить о намерении и оставить рядом с каким-либо понятным или знакомым ему объектом: скамьёй, фонарём, поручнем и т.д. Нельзя оставлять слепого ребенка без ориентира.

Необходимо в любой ситуации поддерживать самостоятельность и активность слепого ребенка. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам умеет и может делать. Например, по окончании работы на уроке ученик должен самостоятельно убрать все используемые учебные принадлежности на предназначенные им места и убедиться в этом. Но вместе с тем, в случае возникновения затруднений, следует помочь и проявить разумную заботу.

Для того чтобы слепой ребенок проявлял активность и самостоятельность, чувствовал себя в классе в безопасности, следует придерживаться следующих правил.

В помещениях, где находится слепой ребёнок, важно установить особого рода порядок: каждая вещь, предмет мебели должны постоянно находиться на определённых местах, где их легко можно будет найти. К местам хранения предметов должен быть удобный подход, и слепой ученик должен быть ознакомлен с маршрутом от своей парты и обратно к месту хранения. Каждая вещь после действия с ней должна быть возвращена на место.

Слепой ребёнок должен знать расположение не только своей парты, но и тех объектов, которыми он может и не пользоваться (стола учителя, стеллажа с пособиями, доски и т.д.). Знакомство с наполнением классного помещения даёт возможность представить объём помещения, взаиморасположение объектов, «нарисовать» план класса. Регулярное перемещение по классу позволит слепому школьнику составить план помещения, в котором предметы мебели будут ориентирами. Поэтому нежелательно производить в классном помещении перестановку мебели. В случае каких-либо изменений следует предупредить об этом слепого школьника и повторно обследовать помещение.

Слепому ребенку необходимо помогать обследовать новые для него помещения. Обследование помещения должно проходить не спонтанно, а в определенной последовательности, от конкретной «точки отсчета», которой может быть дверь помещения. Чтобы составить представление о помещении, слепому ребенку требуется узнать его размер (объем), конфигурацию (периметр), внутреннюю наполненность объектами (предметы мебели, оборудование, наличие окон, дверей, колонн). Маршрут обследования периметра помещения может осуществляться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Важно дать возможность ребенку обследовать помещение не только опираясь на прикосновения рук к стенам или предметам мебели, но и обратить его внимание на напольное покрытие (паркет, плитка, ковер). Важно показать слепому ребенку границы различных покрытий пола и объяснить, с чем это зонирование связано: «Мы перешли на ковер, на ковре можно сидеть – это место для отдыха», «Зона паркета – на паркетном полу стоят парты и стол учителя». Дать информацию слепому ребенку об объеме помещения можно с помощью отраженного звука. Для этого можно использовать два способа. Первый способ: стоя рядом с ребенком, громко произнести гласный звук в контексте естественной речи: «ООО! Какой большой зал! Пустой!». По отражению произнесенного в словах звука «О» можно приблизительно оценить объем помещения. Второй способ более точный, он связан с использованием совокупности движения и отраженного звука. Взрослый отходит в противоположный конец помещения, предупредив об этом стоящего у входа ребенка, а затем, комментируя свои действия, начинает движение к ребенку и подходит к нему. Продолжительность процесса приближения взрослого даст первоначальное представление о размере помещения. Подобное действие слепой ребенок может осуществить сам: чем он дольше будет идти по направлению к разговаривающему с ним взрослому, тем больше размер помещения 10.

Никакие предметы не должны препятствовать свободному перемещению слепого ребенка по классу. Необходимо научить одноклассников не оставлять рюкзаки или другие вещи в проходах и под партами.

В помещениях, которыми пользуется слепой ребенок, нельзя оставлять двери полуоткрытыми. Во избежание получения слепым ребенком травмы, двери должны быть либо открыты настежь, либо полностью закрыты.

В помещении не должно быть незакрепленной мебели и переносных, временных шатких конструкций, которые слепой ребенок может задеть при самостоятельном перемещении.

Необходимо регулярно создавать ситуации, в которых ребёнок мог бы проявлять самостоятельность. Слепой школьник может перемещаться по классу без помощи учителя с целью выполнения посильного задания, например, взять пособие из рук педагога, который стоит рядом со своим столом, или подойти к двери и открыть её. Регулярность таких действий помогает слепому ребенку более свободно ориентироваться в помещении, быть более мобильным.

Необходимо предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения в житейских вопросах. Например, при «неполадках» во внешнем виде слепого школьника не следует торопиться помогать ему немедленно. В случае затруднения можно либо предложить ребенку пути решения проблемы, либо попросить разрешения помочь и только после его согласия устранять небрежность.

По меткому замечанию Л.С. Выготского, в вопросах организации жизни слепых первостепенной является «задача не столько воспитания слепых, сколько перевоспитания зрячих» 11. Возможность реализовать свой потенциал у слепого ребенка в значительной степени зависит от умения взрослых создать благоприятную и доброжелательную обстановку, в которой бы обучающийся чувствовал себя комфортно и уверенно, мог максимально проявлять активность и самостоятельность.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Кудрина Т.П. Слепой ребенок в окружении зрячих взрослых: как общаться, сопровождать, помогать // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. Альманах №34 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/a-blind-child-in-a-sighted-adult-environment-how-to-communicate,-guide,-help (Дата обращения: 15.12.2018)
Список литературы
  1. Айвазян Е.Б. Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий / Е.Б.Айвазян, Т.П. Кудрина, Г.Ю. Одинокова, Е.В. Орлова, Ю.А. Разенкова. – Альманах Института коррекционной педагогики – электронный ресурс – № 32. – 2018. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-32/a-study-of-adult-child-communication-the-first-years-of-life-with-disabilities-a-methodological-toolkit (Дата обращения 15.06.2018)
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии: собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский // под ред. Т.А. Власовой. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1983.
  3. Денискина, В.З. Выбор образовательного маршрута для детей с нарушением зрения, поступающих в первый класс / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 7. – С. 8-20.
  4. Денискина В.З. Дети со слепотой и слабовидением в структуре комплексных нарушений / В.З. Денискина, Т.П. Кудрина // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. / Под ред. Л.А.Головчиц / Учебное пособие. – М: Логомаг. – 2015. – С. 165-176.
  5. Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В.З Денискина // Дефектология. – 2011. – № 5. – С. 56-63.
  6. Комова Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 3. – С. 19-28.
  7. Любимов А.А. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения / А.А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 36-44.
  8. Любимов А.А. Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения / А.А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 28-32.
  9. Малофеев Н.Н. Дифференциация уровней и вариантов / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Альманах Института коррекционной педагогики – электронный ресурс – № 14. – 2010. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo (Дата обращения 15.06.2018)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: