От редакции / Альманах №34 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №34 "Инклюзия"

От редакции

Тема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общее образовательное пространство становится все более актуальной и дискутируемой. В обычную школу уже пришли самые разные дети с особыми образовательными потребностями, но условия их обучения в ней еще только начинают обеспечиваться. Признана необходимость разработки дифференцированных образовательных маршрутов, но практикам не очень понятно как их можно реализовать в условиях одной школы. Вопросы вызывает, все ли дети с ОВЗ могут обучаться в условиях полной инклюзии и как готовить к этому ребенка и его соучеников. Предлагаемый выпуск альманаха содержит статьи, с разных сторон освещающие вопросы интеграции: представлены результаты отечественных исследований и практический опыт введения в общеобразовательную школу детей с разными ограничениями здоровья, возможности психологической помощи уже взрослыми людьми с ОВЗ, позволяющей им продвинуться в социальной адаптации и интеграции.

В открывающей выпуск статье Н.Н. Малофеева «От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями» идея инклюзии представлена как общемировая тенденция организации обучения детей с ОВЗ, закономерно ведущая к перестройке системы образования и в нашей стране. Рассматривая идею инклюзии с позиции отечественной научной школы дефектологии, автор отказывается делать выбор между ценностями приобретения социального опыта и получения качественного образования и показывает, что интеграция детей с ОВЗ в социальную среду обычной школы может стать развивающей лишь при обеспечении особых условий обучения, отвечающих их особым образовательным потребностям. Обсуждаются вопросы практической реализации идеи инклюзии странами в разной степени обеспеченными возможностями решения этих равно значимых задач. Представлено развитие направлений исследований отечественной школы дефектологии определяющих условия, требующиеся ребенку с ОВЗ для полноценного обучения и социального развития в общеобразовательной школе.

Следующие материалы Альманаха посвящены условиям инклюзивного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР), составляющих самую многочисленную группу детей с ОВЗ в массовой школе. Материалы, представленные в статьях Н.В. Бабкиной «Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации» и А.Д. Вильшанской «Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР», разрушают бытующие представления о том, что дети с ЗПР с возрастом сами преодолевают свои трудности. Показывается, что это нуждающаяся в специальной поддержке и очень неоднородная группа детей, требующая дифференцированного подхода к их интеграции в общеобразовательное пространство. Предлагаются варианты выбора образовательного маршрута, соответствующие характеристикам психической деятельности и поведения ребенка с ЗПР к моменту его поступления в школу. Представлены особые условия, которые должны быть созданы для ребенка с ЗПР при обучении в условиях инклюзии, обоснована необходимость комплексной и динамичной оценки их достижений в учебе и социальном развитии.

Статья А.Я. Абкович «Инклюзивное обучение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: к вопросу о выборе образовательного маршрута» освещает результаты изучения особых образовательных потребностей младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Показывается, что безбарьерная архитектурная среда и помощь ассистента являются важными, но не главными факторами успешного обучения этих детей в общеобразовательной школе, и среди обеспечивающих инклюзию условий на первый план выходит необходимость дифференцированной коррекционной поддержки детей специалистами дефектологического профиля – педагогами, логопедами, психологами. Представлены существенно различающиеся варианты развития детей с НОДА, что требует обеспечения семье возможности выбора образовательного маршрута, адекватного образовательным потребностям ребенка.

Значительное внимание уделено проблеме выработки образовательного маршрута и условиям интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В альманах включена статья О.С. Никольской «Психолого-педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребенка с расстройством аутистического спектра» и статьи, описывающая модели обучения в общеобразовательной школе детей с разными вариантами расстройств аутистического спектра (РАС). В статье Л.В. Шаргородской «Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции» обобщен более чем 10-летний опыт обучения детей с выраженными проявлениями РАС в младших классах общеобразовательной школе. Автор убежден, что большинству таких детей лучше начинать свою школьную жизнь в малокомплектном классе и введение их в более сложные условия обучения должно быть подготовленным и поэтапным. Описаны условия обучения, отвечающие потребностям таких детей: особенности организации среды и взаимодействия с учителями и сверстниками, адаптации учебного процесса и направления коррекционной работы, выделяются последовательные этапы процесса интеграции. Показано, что весь период начального школьного обучения может рассматриваться как диагностический, и не все дети, начавшее обучение в малокомплектном классе, получают в дальнейшем возможность обучаться в обычном классе в режиме полной инклюзии, некоторым из них может быть рекомендовано продолжение обучения в системе специальных школ.

Статья С.А. Розенблюм, Т.Ю. Хотылевой и Н.В. Борисовой «Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации» также представляет результаты долголетней и тщательно продуманной работы в школе с углубленным изучением информационных технологий, где все классы являются инклюзивными, и дети с особыми образовательными потребностями составляют 10 % учащихся. В большинстве это дети с РАС, вернее, те из них, кто при создании специальных образовательных условий может успешно освоить общеобразовательную программу. Авторы знакомят с созданной и работающей эффективной моделью инклюзии, которая охватывает весь период школьного обучения. Показывается, как дети готовятся к инклюзии в подготовительных классах и как обучаются в младшей школе, когда им оказывается наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь. Представлены технология разноуровневого обучения, позволяющая создать для каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут в средней школе и особенности организации предпрофильного и профильного обучения в старших классах. Наряду с определением необходимых условий создания инклюзивной образовательной среды инклюзия рассматривается в статье и как важный ресурс развития самой школы.

Статья И.А. Костина «Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС» показывает необходимость психологической поддержки процесса интеграции в сообщество людей с ОВЗ и после завершения обучения в школе, социального развития уже выросших людей с ОВЗ. На примере людей с РАС автор показывается важность создания для дальнейшего взросления такого человека развивающей среды, выводящей его за пределы ближнего круга семейного общения, активизирующей и, ставящий перед ним новые социальные задачи.

Завершают выпуск статья Е.Е. Китик, в которой автор предлагает разобраться с трудностями, с которыми сталкивается ребенок с речевыми нарушениями, оказавшись в условиях инклюзии. И статья Т.П. Кудриной, в которой рассказывается о правилах взаимодействия со слепым ребенком: как общаться; как сопровождать; как помогать ему в различных ситуациях, не препятствуя активности и самостоятельности. В статьях представлены рекомендации педагогам, которым предстоит принять в класс таких детей.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: