Альманах №36

От редакции

Впервые создана целостная, научно обоснованная Концепция развития образования во всех возможных формах и на всех его уровнях, начиная с первых лет жизни ребенка с ОВЗ. Она разработана специалистами отечественной научной школы и основана на результатах современных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики, на данных актуальных междисциплинарных исследований, научных представлениях о специфике современного детства и анализе современного состояния и тенденций развития образования детей с ОВЗ за рубежом и в России.

Статьи этот выпуска Альманаха представляют читателю ключевые направления развития образования всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью.

Тексты впервые адресованы не только специалистам, но и семье ребенка с ОВЗ как полноправному субъекту процесса образования. Показывается, что наряду с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ, с инвалидностью, группы риска актуальны и особые образовательные потребности их близких. Их удовлетворение необходимо для выстраивания развивающего взаимодействия с ребенком, сохранения и развития социального статуса самой семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Концепция возвращает значимость задачам воспитания ребенка, решаемым его близкими в семье и специалистами в процессе его образования на всех этапах возрастного развития, воспитания как создания условий для аффективной стабильности ребенка, его эмоционального развития в ценностных ориентирах своей семьи и культуры, дающих устойчивость к деструктивным провокационным вызовам, предсказуемо возникающим в условиях кризисного характера современного детства и особенно опасных для детей с ОВЗ.

Одним из основополагающих положений Концепции является обоснование необходимости введения нового уровня образования детей с ОВЗ (от рождения до 3 лет), который должен стать базовым для всей системы. В статье, посвященной развитию ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска, показывается, что это период наиболее эффективного коррекционного вмешательства в развитие ребенка, во многих случаях значительно улучшающего прогноз его социализации. Представлена значимость ожидаемых результатов оказания ранней помощи для самого ребенка, его семьи и общества в целом.

Показано, что в связи с широким диапазоном различий психического развития и в каждой категории, и в общей популяции детей с ОВЗ специалистам и близким ребенка невозможно удовлетвориться простым выбором между интеграцией и специальным образованием. Показано, что интересы детей требуют создания дифференцированных образовательных маршрутов на каждом уровне образования в соответствии с типологическими вариантами развития детей каждой нозологической группы. Такая дифференциация позволяет при всех степенях неблагополучия задействовать потенциальные возможности ребенка, обеспечив ему обучение в зоне ближайшего развития.

Развитие жизненной компетенции и достижение социальной состоятельности ребенка с ОВЗ рассматривается в Концепции как основная задача всех уровней образования, вне решения которой оно не может быть признано успешным. Показывается, что развитие жизненной компетенции является обязательным компонентом как инклюзивного, так и всех вариантов специального образования детей с ОВЗ, каждый из которых должен обеспечить ребенку баланс академической и жизненной компетенции, создающий ему оптимальные условия интеграции в социум.

В статьях, составляющих предлагаемый выпуск, представлены основные положения Концепции, ключевые ориентиры и выделенные стратегические направления развития всех уровней образования детей с ОВЗ от первого, базового, обеспечивающего семье своевременную психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте ребенка до уровня профессиональной подготовки молодых людей и инвалидов с ОВЗ.

На каждом уровне определяются не только целевые ориентиры, но и ожидаемые результаты этого этапа образования, что позволяет четко выделить последовательность решения задач и преемственную связь уровней образования ребенка с ОВЗ, ведущих к максимально возможной для него интеграции в социум.

Статьи выпуска:

    Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения

    дети с ОВЗ
    дети группы риска
    особые образовательные потребности
    семья ребенка с ОВЗ
    ранняя помощь
    дошкольное образование
    начальное общее образование
    основное образование
    стратегические направления развития образования
    психолого-педагогическая типология детей с ОВЗ
    коммуникация
    взаимодействие
    жизненная компетенция
    сетевая безопасность
    эмоциональная стабильность
    специальная психология
    коррекционная педагогика
    специальное и инклюзивное образование
    стратегия развития образования
    подготовка специалистов
    Аннотация

    Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения

    В статье представлены цели, задачи, основания для разработки Концепции развития образования детей с ОВЗ, с инвалидностью на всех уровнях образования в ближайшее десятилетие. Основные положения Концепции раскрывают ценности, понятия, ориентиры, стратегические направления развития, реализация которых позволит изменить стартовые возможности детей на всех уровнях образования и качество жизни семьи. Намечена программа исследований, необходимых для реализации Концепции в ближайшее десятилетие, требуемые изменения в подготовке специалистов.

    Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты

    Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Никольская О.С. , Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты

    младенческий возраст
    ранний возраст
    дети с ОВЗ
    дети группы риска
    дети с нарушенным слухом
    с нарушенным зрением
    дети с КИ
    дети с ОНР
    дети с РАС
    семья
    развивающее взаимодействие
    психолого-педагогическая типология детей раннего возраста
    особые образовательные потребности
    угроза нарушения развития
    предупреждение рисков
    семейное воспитание
    мониторинг
    индивидуальный прогресс
    Аннотация

    Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты

    В статье представлены результаты исследований, позволяющие считать ключевой точкой роста образовательной системы развертывание ранней помощи в образовании детям с ОВЗ, с инвалидностью, группы риска. Определены и впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, воспитании и обучении детей 1-го, 2-го, 3-го годов жизни. Обоснован приоритет семейного воспитания и принципиальное значение развивающего взаимодействия близких взрослых со своим ребенком, возможность наиболее эффективно предупреждать угрозы нарушения развития в раннем возрасте и тем самым изменить стартовые возможности детей на всех последующих уровнях образования.

    Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты

    Карабанова О.А. , Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты

    дети 3-5 лет
    дети 5-7 лет
    дошкольники
    дети с ОВЗ
    дети группы риска
    дети с нарушением слуха
    зрения
    дети с КИ
    дети с ОНР
    с ЗПР
    умственно отсталые
    дети с РАС
    семья
    психолого-педагогическая типология детей дошкольного возраста с ОВЗ
    особые образовательные потребности
    развитие коммуникации
    эмоциональная стабильность
    одаренность
    мониторинг
    индивидуальный прогресс
    Аннотация

    Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты

    В статье впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей 3-5 и 5-7 лет с ОВЗ. Обоснованы стратегические направления развития дошкольного образования и заявлены ожидаемые результаты. Показано, что ключевой точкой развития дошкольного образования является разработка и введение психолого-педагогической типологии детей для каждой нозологической группы, обоснованная дифференциация их особых образовательных потребностей, укоренение новых ценностей, введение новых понятий, изменения в задачах и содержании дошкольного образования, новое понимание роли семьи и ее особых образовательных потребностей.

    Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления

    Карабанова О.А. , Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления

    дети с ОВЗ
    младшие школьники
    развитие
    обучение
    социализация
    дети с нарушением слуха
    зрения
    дети с КИ
    дети с ОНР
    с ЗПР
    умственно отсталые
    дети с РАС
    семья ребенка с ОВЗ
    особые образовательные потребности
    жизненная компетенция
    развитие коммуникации
    эмоциональная стабильность
    выявление способностей и одаренности
    мониторинг
    индивидуальный прогресс
    взаимодействие школы с семьей
    Аннотация

    Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления

    В статье впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется развитию их отношений с близкими, со «своим» учителем и другими педагогами, с ровесниками. Обоснованы стратегические направления развития начального общего образования, прежде всего, укоренение новых ценностей, введение новых понятий, изменения в содержании образования.

    Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития

    Карабанова О.А. , Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития

    школьники с ОВЗ
    подростки
    развитие
    обучение
    социализация
    семья
    психолого-педагогическая типология
    особые образовательные потребности
    стандарты основного образования
    жизненная компетенция
    социальная коммуникация
    сетевая безопасность
    эмоциональная стабильность
    троллинг
    взаимодействие школы с семьей
    Аннотация

    Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития

    Впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста. Обоснованы стратегические направления развития неполного и полного основного образования детей с ОВЗ, с инвалидностью. Подчеркивается необходимость разработки отсутствующих в настоящее время образовательных стандартов неполного и полного основного образования детей с ОВЗ.

    Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития

    Кантор В.З. , Коробейников И.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития

    профориентация
    среднее профессиональное образование (СПО)
    высшее образование
    особые образовательные и социальные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
    Аннотация

    Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития

    Вопросы развития профессионального образования, профессиональной ориентации и профессиональной самореализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рассматриваются в контексте преемственного решения основных образовательных задач и связываются с качеством формирования предпосылок профессиональной подготовки на разных уровнях образования в соответствии с выделенными целевыми ориентирами.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности